Статья :"Сенсорное развитие младших дошкольников"
статья

Филиппенкова Мария Сергеевна

В статье раскрывается теоретический аспект проблемы, особенности использования дидактической игры как способа сенсорного развития ребенка, представлен практический материал – авторские дидактические игры и упражнения для детей 2-3 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Чепикова Л.В., Нилова М.С.

Смоленский государственный университет

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: ранний возраст, ребенок, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, предметная деятельность, дидактические игры.

В статье раскрывается теоретический аспект проблемы, особенности использования дидактической игры как способа сенсорного развития ребенка, представлен практический материал – авторские дидактические игры и упражнения для детей 2-3 лет.

 

Ранее детство – важный период в жизни, когда закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Сегодня стратегически важное значение приобретает проблема воспитания детей раннего возраста как начального звена единой непрерывной системы образования, имеющая отношение к проблемам сохранности генофонда и интеллекта нации. В связи с этим одной из наиболее важнейших сторон в дошкольном образовании является сенсорное воспитание, обеспечивающее полноценное сенсорное развитие дошкольника. Ребенок познает окружающий его мир в общении со взрослыми, сам участвует в практической деятельности.

Представителями первых целостных систем сенсорного воспитания стали О. Декроли, М. Монтессори,  Е.И. Тихеева. В трудах педагогов широко был представлен дидактический материал по сенсорному развитию детей. На формирование педагогической мысли значительное влияние оказали исследования Э. Меймана, Дж. Селли о процессе сенсорного развития ребенка первых лет жизни, а также методы проведения психофизических измерений по выявлению чувствительности детей к отдельным внешним воздействиям Л.К. Шлегера.

Основоположником сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является М. Монтессори. Главной идеей ее педагогической системой является признания индивидуальность каждого малыша и предоставление ему полной свободы и с помощь специально сконструированных материалов обеспечить повышение «остроты различительного восприятия» (М. Монтессори).

Одним из важных аспектов дошкольного воспитания, направленного на формирование полноценного сенсорного развития, по мнению Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожца, А.П. Усовой является сенсорное воспитание [1, с. 3].

Период, когда наиболее активно формируется и совершенствуется деятельность органов чувств ребенка и его представлений об окружающем мире – это по утверждению Л.А. Венгера, период раннего и дошкольного возраста [1, с. 3]. По мнению ученого, сенсорное развитие ребенка – это «развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.» [1, с. 3].

Ю.М. Хохрякова, опираясь на позиции А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова о сенсорном воспитании ребенка, пишет, что оно в первую очередь направлено на развитие и совершенствование сенсорных процессов младших дошкольников. Рассматривает сенсорное воспитание как «целенаправленный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуальное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры» [7, с. 15].

Ранний возраст это «золотая пора сенсорного воспитания» (Н.М. Щелованов). Понятие «ранний возраст» характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Так, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин характеризуют ранний возраст как «стабильный период детской жизни», в границах кризиса одного года и трёх лет – это период раннего детства, включая младенчество [3, 268]. По Б.Т. Лихачеву «ранний возраст детства – это период от 3 до 6 лет» [5].

В центре всей детской психологии, по мнению Л.С. Выготский лежит проблема возраста, которая позволяет понять сущность развития ребенка [3, с.27]. А.Н. Леонтьеву «ведущий тип деятельности» ребенка рассматривает как «деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [5, с.514]. Ученый пишет, что это в любой внешней (практической) деятельности «предметность является её конституирующей характеристикой» [4].

Л.А. Венгер предметные действия характеризует как тип практических действий, где задачей является «достижение определенных изменений предметной ситуации, не имеющих продуктивного характера» [1, с.167]. Д.Б. Эльконин предметную деятельность ребенка характеризует как «действие с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования» [8, с.315-316]. Для нашего исследования важно было изучить потенциал предметных действий ребенка для того, чтобы разработать и реализовать на практике серию дидактическеского материала для игр и упражнений по сенсорному развитию младших дошкольников.

Представляет интерес позиция Л.А. Венгера, о манипулятивных действиях малыша (первых действиях с предметами), таких как: воздействие на предмет: «перемещение (притягивание, отталкивание) и видоизменение (сжимание, похлопывание)»; «придание определенного взаиморасположения двум или нескольким предметам» [1, с.249-250]. При этом важно понимать, что взрослый принимает непосредственное участие в конструировании объектов манипулятивных действий ребенка; обучает ребенка правильным способам действия с игрушкой (Е.И. Радина).

По мнению Ю.М. Хохряковой «широта спектра предметных действий, осваиваемых ребенком раннего возраста, позволяет использовать их в качестве средств достижения различных педагогических целей, в том числе целей сенсорного воспитания» [7, с.42].

А.П. Усова утверждает, что сенсорное воспитание «необходимо сделать средством, ведущим к полноценному овладению предметной деятельностью» [6, с.23-24]. Мы согласны с мнением Ю.М. Хохряковой о том, одним из средств сенсорного воспитания является деятельность малыша с предметами [7, с.42]. Ученый подчеркивает, что в качестве средства сенсорного развития «целесообразно рассматривать предметные действия», так как они являются «источником формирования специфического типа перцептивных действий» [7, с.42-43]. Ю.М. Хохрякова в своем исследовании акцентирует внимание на позиции Л.А. Венгера о соотносящих действиях детей с предметами, подчеркивает что разные предметные действия могут предоставлять неравные возможности для целей сенсорного воспитания, в частности: «объединение предметов или их частей, исходя из одинаковости или постепенного изменения (нарастания или убывания) определенного признака» [2, с. 63]. По мнению Ю.М. Хохряковой, «целенаправленное формирование соотносящих действий детей раннего возраста» становится центральным в сенсорном воспитании детей раннего возраста [7, с.43]. Ученый рекомендует использовать задания по сопоставлению пар предметов отдельным их свойствам и поиску их сходства и различия с опрой на дидактическую игрушку  [7, с.43-44].

Для детей 2-3 лет нами были изготовлены из бросового материала дидактические игрушки и материалы, конструкция которых включала определенные задания практического действия. При этом одни игрушки предусматривали одноразовое решение задания, то есть «автоматически вели дидактический процесс» (А.П. Усова); другие игрушки ориентировали ребенка на выполнение нескольких действий. В работе с детьми по сенсорному развитию большая роль отводилась взрослому. Нам импонирует мнение Д.Б. Эльконина о том, что «весь процесс освоения предметного действия имеет для ребенка смысл тех отношений, в которые он вступает с взрослыми, благодаря чему и возникает тенденция следовать образцу действия, показываемому взрослыми» [8, с.316].

Остановимся более подробно на отдельных дидактических играх. Итак, интерес у малышей вызвала игра «С какого дерева лист?» на закрепление цвета. Для изготовления дидактического материала мы использовали картон, который окрасили в разные цвета (зеленый, желтый, красный) и вырезали деревья с разноцветной кроной. Заготовили разного цвета листочки в соответствии с цветом кроны деревьев. Из коробков от спичек смастерили корзиночки для сбора листьев и окрасили их в цвет кроны деревьев. Далее предлагали детям помочь матрешкам в разных платочках (зеленом, желтом, красном) найти свои корзиночки и собрать в них листочки. Дети с желанием откликнулись на просьбу педагога, им было интересно искать листочки и соотносить их с цветом корзиночки. В ходе игры, дети помогали друг другу, менялись листочками в ходе сбора. Если дети допускали ошибки, им на помощь приходили матрешки, давали советы. После сбора листьев, матрешки  предложили детям поиграть в игру «С какого дерева лист?». Они по очереди  показывали листоки, а дети угадывали деревья, делая выводы, радуясь своим успехам.

Дидактическая игра «Собери игрушку» на закрепление знаний основных цветов, развитие мелкой моторики рук. Из цветного картона были вырезаны ситуеты: ёлочка, солнышко, ёжик. Разноцветные прищепки были размещены в отдельной коробке. Дети должны были  прикрепить прищепки, так чтобы  цвет силуэта и прищепки совпадали. Дети с интересом подбирали прищепки, а так же некоторые ребята помогали с выбором прищепки другим, у которых получилось все не с первого раза.

На закрепление цвета и осуществления детьми нескольких вариантов выполнения действий была смоделирована и апробирована игра «Собери и надень бусинку на палочку». Дети классифицировали бусинки разного цвета и надевали их на разные палочки. Для изготовления данной игры мы взяли шпажки и воткнули их в полистирол. Данная игра очень проста в подготовке, при этом остается увлекательной и развивающей. Как только малыши научились быстро собирать бусинки, мы усложнили игру и предложили им  посоревноваться, кто быстрее выполнит задание. Еще одним усложнением игры стало – сбор бусинок под музыку. Мы включали аудиозапись веселых ритмичных детских произведений и предлагали детям посоревноваться. Как только музыка прекращала звучать, дети должны были остановиться. Победителей ждали аплодисменты зритетелей.

Заинтересовала малышей игра «Собери палочки по цвету», которая также изготовлена из бросового материала: деревянные палочки от мороженого, окрашенные на 1/3 в разные цвета и «баночки», заготовленные из втулки от фольги. Каждая втулка окрашена в определенный цвет в соответствии с  цветом поплоски на деревянных палочках. Педагог просил детей разложить палочки в баночки такого же цвета, как и полоски на палочке. Детям было интересно выполнять задание, особенно соревновательный момент «Кто быстрее заполнит баночки, не допустив ошибки». Усложнением игры стал занимательный момент с веселым медвежонком, который пришёл в гости к малышал и решил им помочь. При этом медвежонок часто допускал ошибки при раскладывании палочек, а ребята с большим желанием его исправляли и давали свои комментарии на предмет верного ответа.

Дидактическая игра «Помоги кукле Кате разложить пуговички в шкатулке» на развитие умения обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой шкатулку с ячейками разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и пуговицы разного цвета. Детям поставили задачу: разложить пуговицы в ячейки тождественного цвета. Они с большим желанием откликнулись на просьбу Кати и правильно разложили пуговицы в ячейки соответствующего цвета. Усложением игры стало задание – помошь кукле Кати «пришить» пуговицы на платья. Дополнительно были изготовлены силуэты платьев из ткани однотонных цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Малыши внимательно рассматривали платья куклы Катя, ориентировались на места «крепления» пуговиц (точки, нанесенные маркером), соотносили цвет платья и цвет пуговиц. Изготовленное пособие также использовалось в индивидуальной работе с детьми: малыши «пришивали» на платье пуговицы по словесной инструкции педагога, например: на красное платье куклы Кати пришить пуговицы синего цвета или на желтое платье «пришить» пуговицы красного цвета.

Малыши полюбили игру «Помоги медвежонку найти предметы». С помощь игры малыши упражнялись в соотнесении плокостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями в «чемоданчике». Из фетра нами были изготовлены силуэты предметов: мяч, колесо, часы, подушка, елочка, пирамидка, книга, флажок. Дети откликнулись на просьбу медвежонка. Аккуратно уложили все предметы в чемоданчик медвежонка. Если возникамли сложности, ребята помогали друг другу. Все свои действия комментировали, тем самым объясняя медвежонку, почему они так делают.

В индивидуальной работе детям было предложено найти на столе среди объемных предметов, те, которые поместятся в «чемоданчике» медвежонка и заполнить его. Отдельно для игры «Помоги медвежонку найти предметы» был осуществлен сбор предметов из бросового материала и произведена его окраска: яблоко, изготовленное из пенопласта, коробка из-под конфет квадратной формы, открытка (прямоугольной формы), дорожный знак, которые малыши должны были найти на столе среди множества других предметов и поместить в «чемоданчик» медвежонка. Ребятам очень понравилась игра, они быстро научились соотносить предметы с заданной формой. Усложнением игры стало её продолжение в виде отгадывания загадок от медвежонка. Например, межвежонок сообщал, что у него в чемоданчике лежит предмет, который есть в группе, с его помощью можно узнать время. Просил детей отгадать загадку, найти предмет и назвать какой он формы.

Дидактическое упражнение «Кто быстрее» по обучению детей  создавать упорядоченный ряд предметов по принципу изменения величины. Для игры был осуществлен сбор винтовых крышек для консервирования разной величины, а также были изготовлены мешочки для их хранения. Хозяйка русской избы в «Музеи старины» приглаша детей к себе в гости и просила их помочь разложить крышки для заготовки овощей на зиму. Каждый ребенок получал свой мешочек, в котором находились крышки разного размера. Хозяйка просила детей разметить на столе крышки последовательно, начиная с самой большой или с самой маленькой. Дети устраивали соревнования «Кто быстрее справиться с заданием». Усложением упражнения – стало задание «Угадай от какой баночки крышка». Для детей задание оказалось достаточно сложным, но после  нескольких проб, работа была выполнена. Ребята помогали друг другу, давали советы, внимательно прислушивались к рекомендациям хозяйки русской избы.

Детям очень понравилось приходить в гости к хозяйке русской избы, выполнять различного рода задания. Например, одним из заданий было не только определить размер крышки для заготовки варенья из малины, но и найти крышку красного цвета или для заготовки огурцов, подобрать зеленого цвета  крышку по размеру банки.

Для нашего исследования важно было, чтобы ребенок развивался гармонично, открывал новый мир, учился познавать. Реализую данную цель, мы создали сенсорную коробку. В качестве коробки мы использовали старый контейнер, наполненный речным песком, где «спрятали» различные предметы. Сначала ребята просто отыскивали в песке предметы, затем мы им предлагали их классифицировать по форме, цвету, величине. Главное преимущество данного материала – простое использование  не только в детском саду, но и в домашних условиях.

С помощью дидактических игр и упражнений дети научились группировать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине (по внешним свойствам), а также по их назначению; научились решать различного рода мыслительные задачи. С помощью дидактических материалов у них воспитывалась настойчивость, сосредоточенность. Дидактические игры и упражнения способствовали активизации практической деятельности детей, развитию познавательной активности. Данная форма взаимодействия  взрослого и детей раннего возраста является стимулом развития познавательных способностей, активизирует мыслительные процессы, пробуждает  воображение, инициативу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада /Л. А. Венгер, Э. Г Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Венгер Л.А. Сенсорное развитие и воспитание при обучении предметным действиям – второй-третий год жизни /Л.А. Венгер // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 59-72.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 301 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 352 с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

6. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада /а.П. Усова //Сенсорное воспитание дошкольников /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963. – С.3-29.

7. Хохрякова, Ю.М. Теория сенсорного воспитания детей раннего возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 22.12.10: 13.00.02/ Уральский государственный педагогический университет / Хохрякова Юлия Михайловна. Екатеринбург, 2010. – 195 с.

8. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Д.Б. Эльконин // Детская психология / ред.-сост. Д.Б. Эльконин: Академия, 2007. – С. 306 – 317.

Лидия Владимировна Чепикова, Мария Сергеевна Нилова

L.V. Chepikova, М.S. Nilova

Smolensk State University

SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN

Key words: early age, child, sensory education, sensory development, objective activity, didactic games.

The article reveals the theoretical aspect of the problem, the features of the use of didactic games as a way of sensory development of the child, presents practical material - author's didactic manuals for children 2-3 years old.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...

статья "Сенсорное воспитание младших дошкольников"

В данной статье представлен опыт работы, по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...

Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников в НОД "

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, от уровня которого зависит успешность умственного, физического и эстетическоо воспитания детей....

Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».

Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интелле...