СТАТЬЯ "Формирование чувства юмора у старших дошкольников как условие преодоления тревожности"
статья (подготовительная группа)

Олеся Ивановна Робская

СТАТЬЯ "Формирование чувства юмора у старших дошкольников как условие преодоления тревожности"

          Анализ исследований различных авторов позволили рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую в работах А.И. Захарова [1], Н.Д. Левитова [3] и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации – в работах Н.В. Имеладзе [5], А.М. Прихожан [1], Е. Савина [6],     Н. Шанина [6]. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных, раскрывающихся в условиях социализации.

Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития уровня тревожности в детском возрасте. В этом аспекте подход к коррекции чувства тревоги методом формирования чувства юмора у дошкольников представляется нетрадиционным, новаторским, а в силу своей легкодоступности, востребованным, актуальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства юмора у старших дошкольников как условие преодоления тревожности

        Анализ исследований различных авторов позволили рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую в работах А.И. Захарова [1], Н.Д. Левитова [3] и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации – в работах Н.В. Имеладзе [5], А.М. Прихожан [1], Е. Савина [6],     Н. Шанина [6]. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных, раскрывающихся в условиях социализации.

Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития уровня тревожности в детском возрасте. В этом аспекте подход к коррекции чувства тревоги методом формирования чувства юмора у дошкольников представляется нетрадиционным, новаторским, а в силу своей легкодоступности, востребованным, актуальным.

        Согласно Л. Карасеву, все видимое многообразие различных проявлений юмора и смеха принципиально сводимо к двум основным типам. Первый тип смеха связан с ситуациями, когда человек выражает свою радость, телесное ликование, «телесный» или «витальный» энтузиазм. Этот тип Карасев называет «смехом тела» и относит к разряду состояний, которые характерны не только для человека: нечто похожее можно увидеть и у животных, которым также знакомы радость игры и физическое удовольствие. Второй тип связан с собственно комической оценкой действительности. Этот вид смеха может включать в себя элементы только что названного типа, однако его сущность в том, что он представляет собой соединение эмоции и рефлексии. Этот тип получил у него наименование «смеха ума». Если первый тип – «Смех тела» по преимуществу относится к «низу» человеческой чувственности, то второй – «смех ума» - к ее «верху». Это область рефлексии, парадоксальной оценки, сфера проявления остроумия. «Упрощая дело, - замечает Л. Карасев, - можно сказать, что смеха два, а плач один» [8].

        Психологи связывают юмор с мышлением: мышление обеспечивает высокий уровень смеха (мышление определяет качество смешного). Смех утончает, углубляет, усложняет мышление. Также психологи связывают юмор со способностями (способность видеть смешное, способность порождать смешное) [2]. Без юмора невозможно состояться полноценной личности. Дети используют юмор для защиты своего достоинства, как средство борьбы с противником, средство привлечения к себе внимания, избавления от требований, ухода от них [7].

        Для установления взаимосвязи между тревожностью старших дошкольников МБДОУ д/с №25 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края и их чувством юмора был проведен психолого-педагогический эксперимент в форме реализации авторского цикла занятий, направленных на формирование чувства юмора, с замером тревожности до и после с помощью проективного теста тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки,          В. Амен «Выбери нужное лицо».

Занятия в составе цикла были подобраны в результате исследования опытов работы лучших педагогов-психологов - победителей профессиональных конкурсов: Антоновой О.Т., Баженова Е.А., Борисовой Т.В., Ермолаевой А.Ю., Казаковой Т.В., Лифенко И.И., Поповой О.С. Все 5 занятий проходили последовательно друг за другом, с периодичностью 1 раз в неделю.

Подводя итог проведенному исследованию, можем сделать вывод о том, что в результате проведенного цикла занятий по формированию чувства юмора у старших дошкольников экспериментальной группы значительно снизилась тревожность. Данные подтверждаются диаграммой 1, представленной ниже.

Диаграмма 1

Изменение уровней тревожности детей в результате цикла занятий, направленных на формирование чувства юмора

ИТ – индекс тревожности, он же уровень тревожности.

        Таким образом, из диаграммы 1 видно, что:

  • число детей с низким и средним уровнем тревожности увеличилось (было 0%, стало 18% для низкого уровня; было 54,5%, стало 82% для среднего уровня) за счет снижения числа детей с высоким уровнем тревожности до абсолютного нуля (было 45,5%, стало 0%).

Комплекс подвижных игр, игр-забав, бесед и физических упражнений, направленных на развитие чувства юмора в группе старших дошкольников, является эффективным (приложение 1).

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М., 2011
  2. Катыгин Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками. Психофизиология. – Л., 2011
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 2004
  4. Никитин Б.С. Развивающие игры. – М., 2000
  5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред.                Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2018
  6. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. Дошкольное воспитание. – 2010
  7. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. – Спб., 2019
  8. Тамберг Ю.Г. Как развить чувство юмора. – М., 2005
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. Под ред. М.И. Буянова. – М., 2008

Приложение 1

Цикл занятий по формированию чувства юмора у старших дошкольников

Занятие 1

        В начале первого занятия было проведено повторное (после первичной диагностики) знакомство с детьми, а затем педагог начал задавать детям вопросы об их понимании слов «юмор», «смех», «улыбка», «веселье» и того, что с этим связано и для чего это нужно. Важной задачей педагога было заинтересовать и привлечь детей к данной проблеме, а также рассказать о всевозможных формах юмора. Затем детям была предложена «Веселая гимнастика», на которую они с радостью согласились. Она способствовала снижению мышечного напряжения, позитивному настрою, бодрости, разрядке обстановки. В гимнастику входили смешные движения, изображение различных животных, подражание разным голосам, прыжки, танцевальные и спортивные движения. Гимнастика проходила под веселую музыку в течение 7 минут. Дальше детям предлагалась игра с низкой степенью подвижности. В данном случае это была игра «Хохотушки» (8 мин). Далее дети сели, и педагог начал показывать им смешные картинки, после чего было организовано обсуждение и продолжение истории по картинке. Дети с первого же занятия высказывали свои мнения. Педагог умело акцентировал внимание на деталях. После обсуждения детям было предложено поиграть в «Сову». В завершении педагог вместе с детьми обсудили, насколько интересным получилось занятие, что бы хотелось сделать в следующий раз. Было принято решение в каждое занятие включать «Веселую гимнастику».

Занятие 2

        Почти все дети пришли на занятие в хорошем настроении. Педагог предложил детям отправиться в путешествие в Зоопарк. «Веселая гимнастика» прошла с использованием движений различных животных. Далее каждый ребенок высказал мнение по поводу того, какое животное на его взгляд самое смешное и почему. Следующим этапом игры в Зоопарк стала работа с карточками «Волшебный сундучок» (издательство «Речь»). Детям были розданы карточки с изображением животных и предложено поиграть парами. Каждая пара должна была найти что-то общее (как можно больше сходств) в попавшихся им животных, а затем – как можно больше различий. Так как группа немногочисленная (получилось 5 пар), игра удалась вполне здорово. Прошла хорошая работа, направленная на развитие функции мышления (поиск сходств и различий). Затем работа с карточками продолжилась следующим образом. Детям было предложено продолжить играть с этими карточками, только теперь в игру «Найди пару». По условиям игры, им нельзя разговаривать друг с другом, но главная задача – найти себе пару. Можно и нужно издавать звуки того животного, которое нарисовано на попавшейся карточке. Детям очень понравилось бродить по залу и изображать различных животных. Такая, эмоционально благоприятная атмосфера, помогает раскрепоститься тревожным детям и проявить инициативу, не остаться невыбранным или отверженным. Естественно, важна роль педагога, который должен следить за ходом игры и помогать «слабым» деткам. В завершении занятия педагог и дети снова обсудили лучшие моменты занятия, наметили планы на следующее. Дети выразили желание поработать с зеркалом.

Занятие 3

        После традиционной «Веселой разминки» (на этот раз дети изображали клоунов) педагог предложил детям поиграть в игру «Зеркало». Дети были распределены по парам. Когда первый ребенок воображал, что находится перед зеркалом, второй должен был полностью, как зеркало, повторять его движения. Дети с удовольствием изображали, как они делают уборку, кривляются (в первую очередь, кстати), танцуют на празднике, поют и т.д. Не менее весело было и самим зеркалам повторять все эти «выкрутасы». Тревожные дети в данном упражнении могут ощутить, как кто-то другой (ребенок группы) разделяет с ним его эмоции, а значит можно позволить себе их выражать. Вслед за этим детям было предложено поиграть в «Несмеяну». Каждый ребенок по очереди играл роль царевны (царя) Несмеяны (Несмеяна), которого нужно рассмешить всем остальным. В этом упражнении тревожные стеснительные дети получали возможность быть в центре внимания, дефицит которого они ощущают. В завершении занятия детям была показана мини-сценка, подготовленная педагогом «Смешная история».  

Занятие 4

        Занятие традиционно началось с гимнастики, во время которой дети изображали веселых спортсменов. Затем им было предложено поиграть в актерскую игру (старшие дошкольники любят «актерничать») «Веселые моменты». Суть игры заключается в том, что детям предлагается изобразить смешной эпизод, случившийся с человеком: музыканта во время концерта ужалила пчела, но ему нужно закончить свою партию, у штангиста во время подъема штанги надорвались трико, смельчак исполняет песню «В лесу родилась елочка», набив рот картошкой, вытянув губы трубочкой, набрав в рот воды и т.д. Все эти ситуации способствуют раскрепощению детей, передают опыт того, что и у взрослых людей не всегда все получается, они тоже могут оказываться в разных, порой нелепых ситуациях. Надо сказать, что одновременно с этим подобные упражнения способствуют снятию мышечных зажимов теле. Следующей была взята логопедическая игра «Веселый Язычок». Большое значение имеет, чтобы педагог сам выполнял упражнения языком. Тогда дети свободнее играют со своим языком. В завершении занятия дети проговорили свои впечатления и пожелания для последней, пятой встречи.

Занятие 5

        Сегодня «Веселая гимнастика» была насыщена изображением овощей и фруктов. Дети старались изобразить походку и гимнастику доставшегося им по карточке фрукта или овоща (разделение групп «овощи» и «фрукты» было произведено в устной форме перед началом гимнастики). Следующая часть занятия была посвящена чтению легенды (собственное сочинение педагога) о Веселом Ангеле, который живет на небе и помогает людям сохранять хорошее настроение. После прочтения легенды педагог предложил детям написать письмо Веселому Ангелу с просьбой помогать сохранять хорошее настроение. Педагог помог детям написать коллективное письмо и украсить его. Дети были объединены выполнением совместной значимой творческой деятельности. После того как письмо было готово, его привязали к 12 воздушным шарам (11 детей группы плюс педагог) и все вместе отпустили в небо. С надеждой на исполнение желаний и помощь Веселого Ангела. Так закончился цикл занятий по формированию у детей чувства юмора как средства снятия повышенной тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма у старших дошкольников

Материал для практической деятельности по теме "Чувство ритма"...

Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1   Занятие 11.Знакомство с клоуном3  2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7  3. Этюд «Делай как Я»5  4. Игра «Пушинка» ...

«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»

Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у  подрастающего поколения.  Одной из ва...

Буклет Чувство юмора дошкольника Узнайте, почему важно развивать чувство юмора даже у дошкольника и какие веселые игры вам в этом помогут.

По поводу самой трактовки понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора включает в себя единство мотивации, смыслов, психологичес...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Методическая разработка руководителя для воспитателей...

Публикация "Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре"

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и...