Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
статья (старшая группа)

Шибанова Наталья Владимировна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvenno-patrioticheskih_chuvstv.odt23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    Выполнил

                                               Шибанова Наталья Владимировна                                                      воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Ласточка»

Богородского района, города Богородска

                                                         

                                                       Нижний Новгород  

2021г.

План.

1.Введение в проблему. Актуальность.

2. Теоретическая часть. Средства реализации проблемы.

а) Цель и задачи.

б) Этапы работы по теме:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа со специалистами ДОУ и социумом;

- организация ПРС.

3. Практическая часть. Основные этапы:

а) Диагностический этап:

-тестирование детей по вопросам о родном городе;

- анкетирование родителей об их отношении к данной работе.

б) Формирующий этап:

- реализация перспективного плана работы с детьми.

в) Контрольный этап:

- результаты работы с родителями, специалистами ДОУ и социумом.

г) Заключительный этап:

- подведение итогов и перспектива.

                                                       

                                                         

Литература.

1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Москва, 2005г.

2.Жуковская Р.И. «Родной край», Москва, 1990г.

3.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», Москва, 2010г.

4.Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу», Москва, 2005г.

5.Логинова В.И. «Детство», Санкт-Петербург, 2000г.

6.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Москва, 2004г.

7.Соколова Т.С. «Летний калейдоскоп», Саров-Арзамас, 2009г.

8. Интернет.

1. Тему «Мой родной город» я выбрала неслучайно, так как считаю, что ее изучение играет большую роль в формировании мировоззрения и духовного воспитания дошкольников. Главной задачей, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников любви к своей малой родине – городу, в котором они родились и живут. С моей точки зрения, тема «Мой родной город» неразрывно связана с темой патриотизма. А что же мы подразумеваем под понятием патриотизм? Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей родины. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Одновременно с этим, данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание и уважение к труду людей;

- развитие интереса к традициям и промыслам родного края;

- уважение к земле, на которой живет ребенок и гордость за нее.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники. Старшие дошкольники должны знать названия своего города и своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Внимание детей следует обратить на  объекты, которые расположены на ближайших улицах – школу, почту, аптеку, библиотеку, магазин и т.д.; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. В процессе  работы по нравственно-патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство, способствующее воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представит по-новому то, что им хорошо знакомо. Наблюдения в окружающем мире обогащают и стимулируют детское художественное творчество. Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты. И в этой связи особую значимость имеет труд в природе, разнообразные природоохранные акции. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, так как во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей малой родине – родному городу – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

На современном этапе в свете выхода рекомендаций к общей образовательной программе раздел «Социализация» стал общегосударственным требованием федерально-государственных стандартов. Кроме того, патриотическое воспитание детей, начиная с дошкольного возраста, ставится одной из приоритетных задач всего российского образования. На воспитание любви к малой родине у дошкольников обращается внимание  и в программе «Детство», но там даются отдельные рекомендации, которые направлены на конечный результат, а промежуточные задачи, на мой взгляд, нуждаются в более конкретных, системных формах работы. Поэтому для успешного вхождения ребенка в окружающий его социальный мир со сложившейся системой знаний, необходимы дополнительные занятия, наблюдения, экскурсии, беседы и т.д. Параллельно с программой «Детство» я использовала вышеперечисленные методики и технологии, которые помогут более целенаправленно спланировать работу в данном направлении по всем блокам.

2.Цель:

а) Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через знакомство с малой родиной.

б) Развитие речевого общения: умение составлять описательные рассказы, вести диалог, способствовать расширению словаря.

Задачи:

1.Реализация данной цели через непосредственную организованную деятельность с детьми и в режимные моменты:

- дать знания о родном городе (истории, символике, достопримечательностях, промышленности);

- расширить знания детей об известных людях города;

- познакомить с природой родного края;

- сформировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;

- воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

2.Создание предметно-развивающей среды в связи с задачами.

3.Привлечение родителей к работе.

Конечный результат: - оформление альбома о родном городе;

- конспекты занятий; создание семейных мини-проектов;

- перспективный план экскурсий по городу и НОД;

- конкурс поделок и рисунков; конкурс чтецов.

Выбрав тему «Мой родной город Богородск», я выделила проблему и доказала, почему данная тема актуальна в наше время. Затем определила задачи, которые необходимо решить в процессе работы. Разработала стратегический план, где указала создание условий, методическую работу, работу с детьми и родителями, а также со специалистами ДОУ и социумом. Во-1, я изучила методическую литературу по данному вопросу, выписала высказывания некоторых авторов, касаясь данной проблемы, чтобы представить этот материал родителям. Методическая литература помогла и мне разобраться во многих аспектах нравственно-патриотического воспитания, где я вначале испытывала затруднения. Например, с чего нужно начать работу, как разработать стратегический план, как заинтересовать и вовлечь родителей моей группы в работу, где взять необходимый материал для бесед, экскурсий, занятий с детьми.

Во-2, появилась необходимость пополнения предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.  В социальный уголок мною были размещены портрет Президента России, символы – флаг и герб России, внесен альбом с иллюстрациями о Богородске, альбом «Белокорая красавица»( о березке как символе родного края Березополья), изделия гончарного промысла, кожевенного производства. Но проблема заключалась в недостатке дидактических игр и пособий. Родители, видя необходимость пополнения предметно-развивающей среды, предложили свою помощь в изготовлении  недостающего материала. Так появились альбомы: «Профессии», «Моя семья», «Знакомьтесь, это я», «Мой детский сад».

В-3, провела тестирование  детей по разделу «Социальные отношения», в ходе которого выяснилось, что знания детей недостаточно сформированы по данной теме.

В-4, проанкетировав родителей, я сделала вывод, что они уделяют мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию своих детей в силу занятости на работе, либо непониманием необходимости изучения данной проблемы, либо слабо сформированными личными познаниями в этом вопросе, либо незнанием, как это сделать. Далее назрела необходимость показать родителям, насколько важно воспитать в ребенке любовь к родному краю. Поэтому я подобрала информационный материал и провела консультацию для родителей «Как знакомить дошкольников с родным городом», организовала выставку методической литературы в родительском уголке.

В-5, прежде чем начать работу с детьми, нужно создать условия, выполнив методическую работу. Я разработала перспективный план на год непосредственно-организованной деятельности с детьми (занятий) по разделу «Нравственно-патриотическое воспитание» в области «Социализация» по подготовительной группе, в котором указала темы занятий, методическую и художественную литературу, цели и способы деятельности, средства, интеграцию образовательных областей. Затем составила примерный план экскурсий с детьми на год по родному городу, указав тему и цель посещения того или иного уголка родного края. Когда условия для формирования нравственно-патриотического воспитания детей были созданы, я начала работу с детьми.

В течение года проводила беседы на темы: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Назови профессию мамы (папы)», «Обязанности членов семьи», «Родные, которые воевали», «Что такое музей?», «Откуда пришла книга?», «Сотрудники детского сада», «Как давали названия улицам родного города» и т.д. Очень познавательными и интересными стали занятия: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Мой родной город Богородск», «Россия -Родина моя», «Рассказ-беседа о Дне Победы», «Известные люди города», «Сказки бабушки Марковой», «Герб родного города». Проведение литературных викторин, конкурсов, творческих мастерских позволило еще больше заинтересовать и активизировать детей, расширить их знания о своей малой родине. Познавательные беседы чередовались с художественно-творческой деятельностью: например, дети с родителями составляли схемы «Я иду в свой детский сад», рисовали на темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Улицы родного города», «Герб города глазами детей» и т.д. С любовью дети делали своими руками подарки близким на 8 марта, 23 февраля, День матери. В процессе реализации данной работы было прочитано много художественных произведений,таких, как рассказы В.Осеевой «Сыновья», Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы», Т.Пелявиной «Родной край», В.Аникина «Живая вода»; былины; стихи о Родине и маме, о космонавтах, о Победе и другие.

Наиболее запоминающимися стали экскурсии с детьми и их родителями. Мы посетили школу, почту, городской исторический музей, библиотеку, ФОК «Победа», пожарную часть, магазин, аптеку, поликлинику, парикмахерскую.

Неизгладимое впечатление произвело на детей посещение Аллеи Славы к памятникам героев-богородчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, куда дети возложили цветы и почтили их память минутой молчания. Побывали на Крутой горе и услышали историю ее появления. Много интересных экскурсий мы совершили в парк, к водоему, на березовую аллею. У нас прошла акция «Сделаем наш город чистым», в которой принимали участие педагоги, родители с детьми, специалисты ДОУ.

Экскурсии сопровождались рассказами педагогов и специалистов, играми детей, отгадыванием загадок, наблюдениями. Очень приятно, что экскурсии посещали и родители. В память о проведенных мероприятиях остались фотографии, которые мы поместили в социальный уголок. В свободное время дети обращаются к ним. Особое значение в моей работе с детьми имеют «экскурсии» по городу на автобусе (по фотографиям и иллюстрациям). Мы « побывали» в художественной и музыкальной школах, в Доме спорта; узнали, чем славится богородская земля, а именно изделиями гончарного промысла, кожевенным производством. Постепенно родители стали проявлять все больший интерес к нашей работе по нравственно-патриотическому воспитанию: приносили фотографии объектов социально-культурной и спортивной значимости; улиц и домов, где они живут; профессий родителей; природы родного края (лес, луг, поле, парк, растительный и животный мир), фотографию герба города Богородска и карту города. Поэтому, обладая большим количеством  фотоматериала, созрела необходимость создания альбома «Мой родной город Богородск», который мы поместили в социальный уголок. В нашей группе были организованы выставки рисунков детей и родителей на темы: «Герб города глазами детей», «Мой родной город  Богородск»; выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия», выставка овощей и фруктов «Что выросло у нас в саду и в огороде?». Проведен конкурс чтецов, на котором дети читали стихотворения патриотического содержания: о Богородске, о России, о маме и т.д. Особенно ярким получился праздник «Осенняя ярмарка», проведенный совместно с родителями. Дети и педагог были одеты в русские народные костюмы; пели песни, читали стихи о Родине; демонстрировали знание пословиц о Родине, труде и хлебе; водили хороводы, играли в народные игры. Большую помощь в проведении конкурса чтецов и «Осенней ярмарки» нам оказали специалисты ДОУ: старший воспитатель, музыкальный руководитель и логопед, а также родители, которые стали первыми помощниками в воспитании у детей патриотических чувств: любви к родному краю и его жителям.

Хочется отметить семьи Ирины Парашиной, Владимира Коровина, Софьи Мухиной, которые активно работали в данном направлении и создали свои мини-проекты. Например, семья Парашиных работала по теме «Семья и здоровый образ жизни». Открывая проект, можно увидеть цель, задачи по созданию здоровьесберегающей среды дома, значение семьи по формированию здорового образа жизни у детей, необходимый минимум спортинвентаря для ребенка и всех членов семьи. Очень интересны сказки о здоровье, придуманные в этой семье детьми вместе с родителями ( «Зубы Змея Горыныча», «Веселая компания», «Доброта и здоровье», «В гостях у дедушки Здоровья», «История в лесу», «Сон», «Приключения Маши и Миши»). Далее представлен фоторепортаж об участии семьи в различных  спортивных мероприятиях детского сада: «Веселые старты», посвященные Дню Защитника Отечества, «Малышиада», физкультурный праздник по сюжетам сказок. Огромную ценность имеют фотографии о поддержании здорового образа жизни этой семьей. Мы видим детей с мамой в бассейне и на реке Волга, с папой – на лыжах и на коньках. Семья Парашиных сделала подборку стихов о здоровье ( «Закалка», «О зубках», «Чтоб здоровье сохранить», «О ногтях», «Мойдодыр»). Парашины создали и нарисовали эмблему своей семьи о здоровье на тему: «Спорт – это мы!». Представили анкету «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка». Проект указывает на то, что патриот своей Родины должен вести здоровый образ жизни. Здоровье ценно в любом возрасте. Обществу нужны здоровые граждане.

Семья Коровиных работала над проектом «Растим патриота». Обозначив цель, задачи, средства, способствующие патриотическому воспитанию, Коровины показали работу, которую они проводят дома с ребенком по воспитанию у него патриотических чувств. Читают любимые стихотворения о Родине ( «Родная земля» Г.Ладонщикова, «Родина» Т.Боковой и т.д.). Посещают  городской исторический музей, Аллею Славы и возлагают цветы к Вечному огню. Хранят воспоминания своей прабабушки о тяжелых военных годах. Ярчайший пример патриотизма – это самоотверженная преданность народа своей Отчизне. Семья Коровиных старается воспитывать патриотизм в ребенке через знакомство с русскими былинами, в которых отражена история Древней Руси, величие и сила нашего народа, любовь к Родине и служение родной земле; через игры нравственно-патриотического содержания. Разучивают потешки, пословицы и поговорки о Родине. В своем мини-проекте семья Коровиных представила рисунки сына по военной тематике. В конце они сделали вывод, что любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, с любви к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Чтение стихов и рассказов о Родине, разучивание пословиц и поговорок, посещение музея, прогулка по Аллее Славы, возложение цветов к Вечному огню, как дань памяти воинам, погибшим за нашу Родину – все это и многое другое, пропущенное через детское восприятие, несомненно будет играть огромную роль в становлении личности и патриота.

Семья Мухиных работала над мини-проектом «Герб нашей семьи». Почему возникла идея придумать герб семьи? Любимое занятие этой семьи – чтение исторической литературы, из которой они узнали много интересного об истории России и родного края. Заинтересовались значением цветов Российского флага. Выяснили, что государственный герб символизирует суверенитет объектов федерации, олицетворяет государственную власть и единое государство; символ борьбы добра со злом, света с тьмой. В проекте представлены гербы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Но особое внимание семья уделила гербу города Богородска, описав, что означают его составляющие. Герб нашего города – символ принадлежности к Нижегородской области; символ кожевенного ремесла, которое стало основой благосостояния города. Герб символизирует православную суть названия города. Таким образом, у семьи Мухиных возникло желание придумать герб своей семьи. Семейный герб – это краткая история и самовыражение семьи. Герб является символом преемственности, он придает силу и нерушимость родовому единству. Гербу присуще свойство неизменности, что очень важно для семьи. Девиз семьи – дорогу осилит идущий. Он обозначает то, что только двигаясь вперед и только всем вместе, можно преодолеть все сложности жизни, сохранить счастливую семью. Счастлива та семья, которая прикладывает к этому усилия, а не та, которая просто его ждет. Поэтому воспитание у ребенка любви к  близким – маме, папе, к своей семье  - неразрывно связано с воспитанием любви к Родине, с формированием патриотических чувств.

Завершающим этапом  работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей стала презентация мини-проектов, которую представляли вышеуказанные семьи. На данном мероприятии все было посвящено воспитанию любви к своей малой родине. От самого оформления зала веяло духом патриотизма: присутствовала символика города, березка – символ Березополья, организована выставка рисунков о родном городе. Дети вместе с родителями пели песню богородского автора, земляка В.Воробьева «Богородск», читали стихи о Родине и о березке, водили хороводы, провели конкурс пословиц о Родине. Родители группы отметили ценностное значение данного мероприятия и всей  проведенной работы по воспитанию патриотических чувств у детей. Подтвердили, что и дальше продолжат эту необходимую работу в семьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Отчет по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...