"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Араева Ирина Евгеньевна

 Опыт работы с детьми старшей и подготовительной групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми

по нравственно-патриотическому воспитанию

 в МКДОУ Архиповского детского сада в условиях реализации ФГОС ДО

       

Воспитатель: Араева И. Е.

2018г.

Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в МКДОУ Архиповского детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитатель: Араева И. Е.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

 Введение

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Эти чувства не возникает сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Актуальность

Почему в своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию? Да потому, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. А ещё потому, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.  Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 К этому призывает и наше правительство, ставя задачи воспитания патриотизма у детей перед всем образовательным сообществом.

                   В нашем детском саду данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

Метод проектов у нас приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным.

            Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество. Нами составлены и реализованы следующие проекты: «Наш любимый детский сад», «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «9 мая», «Родной свой край люби и знай», «Спорт для всех», « Широкая Масленица», «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?».  Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

Работа с детьми ведется систематически и последовательно.

 Разработан перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим патриотов». В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Моё село», «Моя страна», «Мама, папа, я – спортивная семья» «Законы, по которым мы живем», «Народные  праздники», «Возложение венков к памятнику неизвестного солдата», Участие в акции «Бессмертный полк», «Поздравление ветеранов», «Экскурсии» и др.

Обобщая данную тему, участвовала в международном конкурсе Юные патриоты, раскрывая тему «Россия глазами детей», где заняла 1 место. Принимала участие в международной конференции Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по теме «Воспитываю патриотов России».

          В группе был создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Достижение поставленной цели осуществляю через решение следующих задач:

  • Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, посёлку.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.

Для решения поставленных задач в нашей группе используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки, рассказ воспитателя;
  • наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом людей в детском саду и в селе;
  • беседы о родном селе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

 С детьми запланированы и проведены следующие занятия:

Рисование (художественное творчество)

«Веселые матрешки», «Моя страна», «Дом, в котором ты живешь», «Самолеты летят», «Укрась игрушку», «Укрась салфетку».

Аппликация (художественное творчество)

«Цветной домик», «Быстрокрылые самолеты», «Русский орнамент».

Лепка

«Вертолет», «Вот поезд наш едет, колеса стучат», »Танки наши быстры».

Конструирование из картона и цветной бумаги

«Военные корабли», «Медали защитникам Отечества».

Чтение художественной литературы

«Илья Муромец и соловей разбойник», «Дядя Степа» С.Михалков, «Первый в космосе» В.Баруздин, «Пограничник» С.Маршак, рассказывание русских - народных сказок.

Режимные моменты

Беседы «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России», «Символика России», «Достопримечательности села Архиповка», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Четвероногие бойцы», «Народы России», «Богатыри земли русской».

 Игры по патриотическому воспитанию дошкольников.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры:«Герб города»,«Путешествие по селу»,«Продолжи пословицу».

       Наши мероприятия

        Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется на сайте детского сада.  

 Было проведено множество мероприятий, формирующих нравственность и патриотизм у воспитанников. В этом учебном году   был проведен муниципальный конкурс чтецов, где наши дети, под руководством нашего музыкального руководителя Васениной Н. Н.проявляли себя в чтении стихов по произведениям А. Барто. А воспитанники: Кислякова Екатерина и Кисляков Максим заняли призовые места.

С родителями группы была проведена тоже большая работа по данному направлению. Совместно с родителями были организованы фотовыставки: «Моя семья», «Моя мама», «Наши дедушки и папы тоже бравые солдаты!» «Лето, ах, лето!»;  выставки поделок: «Осенний урожай» -  из овощей и фруктов, «Краски осени» - из осенних листьев, «Ёлочная игрушка», «Весёлые снеговики», «Новогодняя мастерская», «Рукавичка», «Безопасная дорога», «Пластилиновая сказка», «Наши кормушки», «Скворечники», «Маслёна-Семёновна».

Родители вместе с детьми каждый раз являются  активными участниками  не только выставок, но и конкурсов. Работы отмечаются грамотами, а лучшие работы участвуют в конкурсах на муниципальном, областном и международном уровнях. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

В своей работе использую различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании  развивающей предметно – пространственной среды. Для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки. Разрабатывается проект «Герб моей семьи». Для более полного представления о патриотическом воспитании в семье вниманию родителей было предложено анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание ребенка».

Исследуя ответы на вопросы патриотического воспитания нашей группы, можно с уверенностью сказать, что родители грамотно подходят к вопросу патриотического воспитания детей.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п.), то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся, как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова.

Формирование таких чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй. Дети вместе с родителями составляли генеалогические древа, рассказы о своей семье, о своих семейных традициях. У нас получилась большая выставка « Моя родословная». Некоторые семьи со своими работами  участвовали в международном конкурсе и заняли призовые места. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению  семейных связей. Также дети вместе с родителями участвовали в акциях: «Чистая весна», «Покорми птиц», а также в праздниках, конкурсах играх.

Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. На данном этапе были проведены праздники и развлечения «Масленица», «Осень в гости к нам пришла», «8 марта», «Рождество», «Калядки», « Светлая Пасха», «Фольклорный праздник»…

Родителям было предложено изготовить совместно со своими детьми тряпичную куклу. У нас снова получилась большая выставка, и мы получили большое количество грамот за участие в международных конкурсах.            

Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Это экскурсии по родному селу Архиповка, проведение совместных мероприятий с Архиповской библиотекой, МКУ «Архиповский дом культуры», МСО Архиповская средняя школа.

 Воспитывая у детей любовь к своему селу, к родному краю подвожу их к пониманию, что их село -  частица Родины. Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям посёлка. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем посёлке. Заучивали стихи местных поэтов: Душеньковского А.С., Маловой Г. Г. Изготовили стенд «Моё село Архиповка». Провела  по данной теме открытое мероприятие для воспитателей Савинского района «Путешествие по родному селу Архиповка». Это мероприятие стало выходом из проекта «Моя малая родина». Было отмечено грамотой администрации Савинского муниципального района. С конспектом данного мероприятия я участвовала во всероссийском конкурсе «Лучший конспект».

Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, награждении их медалями,  участвовали в конкурсе: « Рисуют мальчики войну», «Спасибо деду за победу». К празднику Победы дети изготовили поздравительные открытки, макеты. Организовали выставку детского творчества по данной теме.

Совместно с семьёй Александра Трифонова мы изготовили стенгазету «Мой прадед – Герой». С этой работой мы участвовали в муниципальном конкурсе и заняли первое место.

Стало традицией  возлагать цветы к памятнику неизвестного солдата, участвовать совместно с родителями в акции «Бессмертный полк».

 Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали походы.  Дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины,  собирать разнообразный природный материал, который затем мы используем в продуктивной деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Во время таких мероприятий дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель,  «Перетягивание каната», «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах, «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.

 Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для учащихся старшей и подготовительной группы мы организовываем  в виде соревнования, в котором папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков и наоборот. Такие спортивные формы проведения праздников  воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта.

 Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для её изучения в группе создан патриотический уголок, также проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель таких занятий: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Стало традицией ежегодно 22 августа участвовать в акции «День Российчкого флага». Мы рисуем Российский флаг, делаем аппликацию, проводим беседы и занятия. Выходим в центр села, чтобы раздать жителям ленточки Российского флага.

Занятия провожу с помощью ИКТ. Для этого в нашей базе есть презентации по заданной тематике, аудиозапись гимна, фотографии городов России.

Уверена, что проводимая мною работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Многолетний опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дает нам возможность на основе имеющихся знаний и умений продолжать более углубленно работу по реализации патриотического воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В заключение хочу предложить для работы две интересные и содержательные книги: «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности», «Моя Россия!» Патриотическое воспитание старщих дошкольноиков – рабочая тетрадь.

        Тема очень ёмкая, интересная, пронизывает все образовательные области, а также сверхактуальна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Памятка "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма – стратегическая задача государства и общества....

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников....

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...