Опыт работы "Маленький финансист"
статья

Рымша Жанна Николаевна

В 21 веке, ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_finansist.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Маленький финансист»

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

 а умело расходовать – искусство»

А. Бертольд

В 21 веке, ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Финансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека.

Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Актуальность в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Была выдвинута проблема: дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.

По этому, цель моей работы: заложить основы экономического сознания у дошкольника.

Для достижения цели были поставлены следующие задач:

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением)

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги».

- Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

- Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

При ознакомлении дошкольников с финансовой грамотностью были использованы следующие формы и методы:

- занятия;

 - беседы;

-  чтение художественной литературы (сказки, рассказы);

- сочинение и обсуждение сказок;

- сюжетно-ролевые игры;

- просмотр презентаций, мультфильмов;

- настольные игры;

- театрализованная деятельность;

- дидактические игры.

Свою работу по проекту, разделила на несколько этапов:

1 этап – подготовительный

  1. Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
  3. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  4. Создание познавательно-развивающей среды в группе по теме «Экономика»
  5. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – практический (Реализация проектных мероприятий).  

  1. Внедрение в работу подготовленного материала.
  2. Апробация опыта работы по финансовой грамотности в условиях ДОО.

3 этап – заключительный.

  1. Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
  2. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
  3. Составление перспективного плана работы по данной теме на следующий учебный год.

На всех этапах реализации проекта нужна поддержка родителей. Накопленный опыт позволяет определить направления совместной деятельности родителя и педагога по  финансовой грамотности дошкольника.

К ним относятся:

- информирование родителей о задачах экономического воспитания детей в ДОУ и дома;

- анкетирование родителей по данной теме: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»;

- создание развивающей среды дома.

      Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни

Опыт показывает, только совместная работа детского сада и семьи дает результат и способствует более ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Обобщая результат работы «Маленький финансист» можно сделать вывод, что к концу у детей:

-сформированы первичные экономические представления о понятиях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;

-сформировано правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-дети познакомились с такими нравственными понятиями, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

-они умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, в аптеке; плата за проезд в транспорте: деньгами, банковской картой; за услуги нужно платить);

-ребята овладели начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

У родителей:

-повысилась компетентность родителей в вопросах финансового воспитания.

.  Таким образом, следует считать, что работа прошла успешно.

Список информационных источников

1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г.- 169 с.

2.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016.

3.Сборник методических материалов на основе на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет "Экономическое воспитание дошкольников"

4.СБОРНИК ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет

5. Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

6. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2015.39

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф»

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.

10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...