Познавательно-исследовательская деятельность «Органы чувств – наши помощники» с использованием ИКТ.
план-конспект занятия (средняя группа)

Здобникова Наталья Викторовна

Создать условия для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Органы чувств – наши помощники» с использованием ИКТ в средней группе.

Цель: Создать условия для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.

Задачи: 

  • Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека.
  • Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
  • Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Средства и оборудования: халат для воспитателя, эмблемы на ленточках для детей, презентация «Твои помощники – органы чувств», аудиозапись летящего самолёта, капсулы «Киндер сюрприза», в которых находятся чеснок, лук, мандарин для каждого ребёнка; поднос –на зубочистках кусочки солёного огурца и кусочки зефира по количеству детей; контейнер с крупой и  мелкими игрушками.

 Ход занятия.

Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу всех в круг встать

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите  

И улыбки подарите!

- Ребята, я сегодня получила загадочное письмо. Здесь рисунок, но он какой-то странный. Посмотрите, на что это похоже? (СЛАЙД – лицо человека). Мне кажется, здесь чего-то не хватает (глаз, носа, ушей, рта). А зачем нам нужны глаза, уши, нос и рот? (ответы детей)

- Правильно, они помогают нам чувствовать запахи, вкус, слышать и видеть всё что находится вокруг нас. И мы их называем… органы чувств. Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «наши помощники». И я предлагаю нам всем отправиться в Институт Здоровья, где мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, сами попробуем себя в роли исследователей.

Ну что же отправляемся!

А отправимся мы туда на самолёте. (звучит звук летящего самолёта, дети имитируют полёт на самолёте)

- Вот мы и прилетели в Институт Здоровья (СЛАЙД – с изображением «Института Здоровья»). Я надену халат, буду вашим научным сотрудником. А вы наденете значки лаборантов-исследователей и будете моими научными помощниками. Я прошу вас меня внимательно слушать, и отвечать на вопросы.

- А сейчас проходите в лабораторию номер 1. Мы оказались в лаборатории, где изучают орган чувства, который отвечает за обоняние. А что это за орган, узнаете отгадав загадку:

   Вот гора, а у горы –

   Две глубокие норы.

   В этих норах воздух бродит:

   То заходит, то выходит. (нос) СЛАЙД

-  Правильно, ребята, это нос. А для чего человеку нос? (дышать, определять разные запахи) Нос – это важная часть тела. А ещё, ребята,  нос как фильтр, в носовой полости находятся волоски, которые как воротики задерживают любые частички пыли с вредными микробами. Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи. И сейчас мы это проверим, поиграв в игру «Чудо - нос».

- В этих коробочках находятся некоторые продукты. Вы сейчас попробуете отгадать по запаху, что находится в них.

(раздаю детям яички из-под киндеров с проделанными отверстиями, внутри которых лежат чеснок, лук, лимон, апельсин и предлагаю отгадать, что лежит в баночке по запаху).

- Так зачем человеку нужен нос и как он нам помогает в жизни? (с его помощью различают запахи, дышат)

- А если бы мы заболели и нос плохо дышал бы, смогли бы мы так хорошо определять запахи? (Нет)

- Как нос нужно беречь? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие предметы)

- Молодцы! А теперь переходим в следующую лабораторию номер 2.  Для того чтобы понять, какой орган чувств здесь исследуют, отгадайте загадку:

   Два брата на одной голове живут.

   Всё слышат, а друг друга не видят. (уши) - СЛАЙД

- Правильно, ребята, это уши. А зачем человеку уши? (чтобы слышать)

Давайте проверим правда, что уши нам нужны для того, чтобы слышать (дети закрывают уши руками, воспитатель шепчет слово).

-Вы слышали, что я сказала? (нет)

- А теперь я хочу проверить ваши ушки – хорошо ли они слышат, я предлагаю вам игру “Узнай по голосу”.

(Дети встают в круг, водящий в центр круга и ладошками прикрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят текст)

   Ксюша, ты сейчас в лесу,

   Мы зовём тебя «Ау!»

   Крепче глазки закрывай,

   Кто позвал тебя – узнай!

Воспитатель показывает на одного из стоящих в кругу детей, и ребёнок, на которого указали, называет его имя. Водящий должен по голосу определить, кто его позвал.

- Молодцы! Хорошо определяли, это потому что ваши уши хорошо слышат. Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть уши, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку). Уши – орган слуха. Помогают слышать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.

- Молодцы, ребята! Мы с вами переходим в следующую лабораторию номер 3. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.  (глаза) СЛАЙД

- Правильно. Глаза – орган зрения. Зачем глаза человеку? (чтобы видеть)

- Давайте проверим правда, что глаза нам нужны для того чтобы видеть (дети закрывают глаза)

Воспитатель показывает предмет и убирает.

- Что вы видели? (ничего). Почему? (Потому что глаза были закрыты)

- Глаза помогают узнавать окружающий мир, мы видим предметы вокруг себя, их цвет, форму, размер.  А сейчас проверим ещё раз, так ли это.

- Предлагаю с помощью игры «Чего не стало» выяснить, зачем человеку глаза. (На экране иллюстрации игрушек: СЛАЙД - мячик, машина, кукла, самолёт. Дети закрывают глаза, воспитатель демонстрирует следующий СЛАЙД – машина, кукла, самолёт. Дети открывают глаза и говорят какой игрушки не стало.)

- Так для чего человеку глаза? (ответы детей) Значит, глазами мы видим мир. Как же нужно беречь глаза? (не смотреть долго телевизор, не читать лёжа, не тереть глаза грязными руками)

- Чтобы глаза всегда хорошо видели и не болели, нужно есть продукты, содержащие полезные витамины для зрения – это морковка, черника, брокколи, тыква, лук и чеснок. А ещё нужно делать специальную гимнастику. Давайте её сейчас и сделаем.

Зрительная гимнастика:

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.
  2. Часто – часто поморгайте глазами
  3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз 

- Ребята, как ещё можно определить, что за продукт, не видя его? (попробовать на вкус)

- Правильно, а различать продукты по вкусу нам помогает… отгадайте загадку:

   Если б не было его,

   Не сказал б ничего. СЛАЙД

- Правильно, ребята, это язык. А для чего нам нужен язык? (разговаривать, определять различные вкусы)

- Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете? (дети закрывают глаза, воспитатель даёт им попробовать продукты, имеющие разный вкус)

- Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было?

- Язык – орган вкуса. Язык помогает определить вкус еды. Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того, чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте с ним поиграем.  

   Игра «Сказка о весёлом Язычке»

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать - повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3 раза)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу),

потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-3 раза в каждую сторону).

Гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку – по 3 раза)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 2 круговых движений по часовой стрелке и против)

А потом он почистил зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Увидел Язычок лошадку, сел на неё и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-3 раза).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 2 раза).

Как хорошо в лесу!

И поскакал Язычок домой! (цокать)

-Молодцы! А сейчас приглашаю вас в следующую лабораторию под номером 4.

- Итак, мы оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

  Твои помощники, взгляни,

  Десяток дружных братцев.

   Как славно жить, когда они

   Работы не боятся. (руки) - СЛАЙД 5

- Наши руки, как и всё тело покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки и кожа чувствуют прикосновение. Руки – наши помощники.

- Ребята, зачем нужны пальчики?

- Они нам нужны, чтобы трогать, брать, хватать, рисовать, играть, делать множество дел. С помощью пальцев рук мы ощущаем тепло и холод, почувствовать – твёрдый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. А ещё с помощью рук можно рассказывать стихи. Попробуем?

         Раз, два, три, четыре, пять –

         Тело будем изучать. (шагать на месте)

         Вот спина, а вот животик, (показать обеими руками свою

         спину, затем живот)

         Ножки, (потопать ногами)

         Ручки, (протянуть вперёд руки и покрутить кистями)

         Глазки, (указательными пальцами обеих рук показать

         глаза)

         Ротик, (указательным пальцем правой руки показать на

         рот)

         Носик, (указательным пальцем правой руки показать на

         нос)

         Ушки, (указательными пальцами обеих рук показать уши)

         Голова, (положить руки на голову)

         Показать успел едва (покачать головой из стороны в

         сторону)

         Шея крутит головой (обхватить шею ладонями)

         Ох, устала! Ой-ой-ой!

         Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам)

         И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины

         к вискам)

         Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левого до

         до левого)

         Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперёд локти) 

         И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям)

         У меня, Серёжи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны,

         жестом показывая на других детей)

 - Сейчас мы поиграем и узнаем, какие у вас умные пальчики, смогут ли они на ощупь с закрытыми глазами определить предмет. Поиграем с вами в игру «Найди и угадай». Перед вами ёмкость с крупой, а в крупе спрятаны предметы. Погрузите руки поглубже, пальчиками перебирайте крупу, если нашли что-то необычное, не вытаскивайте предмет сразу. Сначала угадайте, что именно там спрятано и расскажите нам.

- Какие у вас умные пальчики, молодцы, справились с таким сложным заданием!

- Вы справились со всеми заданиями в Институте Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Полетели на самолёте обратно в д/с (звучит гул самолёта)

- Вот мы и вернулись, вам понравилось в Институте Здоровья? (Да)

- Давайте вспомним, что мы сегодня исследовали?  (Выставить картину с органами чувств: уши, глаза, нос, язык, руки)

- Для чего они нам нужны? (ответы детей)

Правильно, органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, мы должны беречь «наших помощников» и учиться оберегать их от грязи, болезней и ушибов, а чтобы быть здоровыми – заниматься спортом и правильно питаться

- Значки лаборантов вы можете оставить себе за хорошую работу в Институте Здоровья, а в награду получаете вот такой знак отличия!

- Молодцы, ребята!  Вы сегодня отлично потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»

КОНСПЕКТ НОДВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»...

Конспект НОД по ЗОЖ в старшей группе " Органы чувств- наши помощники"

Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе...

Проект" Органы чувств - наши помощники"

Индивидуальный проект для изучения органов чувств...

Интегрированная НОД "Органы чувств - наши помощники"

Представлено интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

ОД "Органы чувств - наши помощники", подготовительная группа

Конспект занятия «Органы чувств — наши помощники»...

НОД "Органы чувств - наши помощники"

Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; формировать уме...