"Когда в семье ребёнок с ОВЗ"
консультация

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Митрофанова О.Г., воспитатель

Консультация

«Когда в семье ребенок с ОВЗ»

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В России ежегодно увеличивается количества детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями и этот процент растёт.

Ребенок, не такой как все. Сложно описать чувства, отношения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Постоянная забота, надзор, поддержка, в которой нуждаются не только дети, но и сами родители. Проблема не только в адаптации ребенка, страдающего какой-либо патологией, но и в семье, где он воспитывается.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дипрессии всей семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».

Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

-как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти;

     -как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается

    Особые дети очень чувствительны к окружающим. Часто, многие думают, что люди им не интересны, что такие дети избегают контакта с окружающими. Напротив, эти дети нуждаются в любви и ласке, а главное в принятии их боли. Никому не стоит брать вину на себя с рождением такого ребенка. 

Дефицит социального взаимодействия сказывается на семье в целом. Мы все в той или иной мере зависим друг от друга. Такие дети не приспособлены к самостоятельному обслуживанию своих потребностей. Приходится затрачивать немало сил и энергии всем, кто окружает это дитя. Такие дети живут чувствами, а не разумом. Они не умеют лгать, а если любят, то по-настоящему. Они тоже любят и хотят быть любимыми, а не покинутыми. В наших силах и возможностях быть ближе к тем, кто в нас очень нуждается.

Функции, которые должны реализовываться в любой семье :

-рождение и воспитание детей;

-осуществление связи между поколениями,

-сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;

-удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

-создание условий для развития личности всех членов семьи; удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

-удовлетворение потребности в общении с близкими людьми.

Семья, готовая выполнять все вышеперечисленное, поможет тем самым ребенку справляться с трудностями, напряжениями, нарушениями и чувствовать себя полноправным членом семьи.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений

 5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

7. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

8. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

9.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

    10. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

11. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

12. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

13. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

14. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

      И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения ко Дню Семьи «Когда вся семья вместе, так и душа на месте»

Цель: гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.Задачи:1. Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанно...

Когда заговорит неговорящий ребёнок?

статья "Когда заговорит неговорящий ребёнок?"...

Консультация. Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Всем известно, что логопедия связана с медициной, и о том, что механизм возникновения некоторых дефектов речи связан с нарушением и особенностями нервной системы. Поэтому участие детского невролога в ...

Когда логопед отправляет ребёнка к невропатологу

Многие родители бывают удивлены и даже напуганы, когда им предлагают показать ребѐнка неврологу. Согласна, что такие опасения вполне обоснованы. В этой статье мне хотелось бы рассказать, каким образом...

Интелектульно – познавательная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Здоровый ребёнок – радость в семье» (Родительское собрание)

Конспект родительского собрания направлен на формирование у родителей и детей привычки к здоровому образу жизни....