Дидактическое пособие по развитию речи "Волшебная коробочка"
материал (средняя группа)

Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна

Данное дидактическое пособие  «Волшебная коробочка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Дидактическое пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_po_razvitiyu_rechi.docx792.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по развитию речи:

 «Волшебная коробочка»

Воспитатели: Сибагатуллина М.Д.

                                                               Шайлина Е.У.

г. Оренбург, 2022 г.

Данное дидактическое пособие  «Волшебная коробочка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Дидактическое пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Введение

       В возрасте 4-5 лет активно развивается познавательная деятельность и коммуникативные способности ребёнка. Основной упор в развитии речи родители и педагоги делают на подготовку ребёнка к школе. От речевого развития зависит скорость и качество восприятия устной и письменной речи, а также отношения со сверстниками и взрослыми.
Основные нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет:

      С точки зрения фонетики. К пяти годам дети перестают смягчать твёрдые звуки, заменять шипящие и свистящие на другие, созвучные. Постепенно дети избавляются и от других фонетических ошибок: от перестановки букв, пропуска согласных звуков при их стечении. В целом речь становится более артикулированной. Иногда сохраняются ошибки, связанные со звуками «р», «л», шипящими согласными.

     С точки зрения словарного запаса. Объём активного словарного запаса четырёхлетки включает около 1500 слов, а за последующий год он удваивается. Это говорит об интенсивной познавательной деятельности и об совершенствовании памяти. Дети этого возраста большие «почемучки», они много говорят, задают вопросы, с удовольствием пересказывают сказки, мультфильмы. Возраст отлично подходит для заучивания стихов, в том числе, скороговорок. Дети 4-5 лет любят заниматься словотворчеством, по аналогии с существующими словами они придумывают новые, рифмуют их. Также происходит более чёткая группировка слов и предметов по категориям.

      С точки зрения грамматического строя речи. В 4 года дети говорят короткими предложениями из 3-4 слов, часто путают слова местами и допускают ошибки в согласовании слов. К 5 годам речь становится более связанной, предложения – развёрнутыми. Появляется способность рассказать историю по картинкам, пересказать сюжет сказки.
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:

• обогащать и закреплять словарь;

• формировать грамматические категории;

• развивать связную речь;

• расширять знания об окружающем мире;

• развивать словесное творчество;

• развивать коммуникативные навыки.

Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие  у детей. Дидактическое пособие -  прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В « Волшебной коробочке» собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать дидактическое пособие можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

Цель: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Учить составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам. 
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.
  • Расширять представления детей об окружающем мире.
  • Воспитать аккуратность и самостоятельность.

Основная часть.

Дидактическое пособие  «Волшебная коробочка» - сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект занимательных игр превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

C:\Users\Ришад\Desktop\пособие по разв речи 22\IMG_20221216_142525.jpg

C:\Users\Ришад\Desktop\пособие по разв речи 22\IMG_20221216_142709.jpg

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.

Дидактическая игра  «Какой, какая?»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Задачи:

  • Развивать словарный запас.
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Назови животных на картинке, опиши, какие они.

Пример: Лиса - рыжая, хитрая. Лягушка - прыгучая, зеленая.

Дидактическая игра "Где?"

Цель: упражнять детей в правильном употреблении  предлогов, определять местоположение предметов.

Задачи:

  • Учить правильно употреблять предлоги в соответствии с картинками.
  • Развивать внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Расскажи что нарисовано на картинке используя слова:  на, в, под, перед, за, около, впереди, позади. 

Пример: Кот на подушке, бегемот перед машиной, машина за бегемотом.

Дидактическая игра "Что делает?"

Цель: научить детей образовывать глаголы с "-тся", " -ться".

Задачи:

  • Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы или людей, животных, птиц, их качества, действия;
  • Активизировать словарь детей;
  • Учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Ход игры: Расскажи, что делает ребенок на картинке. Найди две картинки, схожие по действиям.

Пример: Причесывает куклу - причесывается, катает кошку на санках - катается...

Дидактическая игра "Один, два, много"

Цель: закрепить название цветов в единственном и множественном числе.

Задачи:

  • Закрепить понятия "один, два, много."
  • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Расскажи, сколько цветов на картинке.

Пример: Одна гвоздика, две гвоздики, букет (много) гвоздик...

Артикуляционная игра Артикуляционный кубик.

Цель: развитие артикуляционной моторики

     Задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
  • развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало на верхней грани куба. Такое задание используется, когда упражнение для развития артикуляции хорошо знакомы детям. Если же выпадает несколько раз одно упражнение, то дальше можно предложить выполнить те упражнения, которые ещё не повторялись. Выполнять артикуляционную гимнастику бывает скучно, только если не делать это в форме игры. Принимать участие может несколько игроков или только мама с ребёнком. Участники кидают кубик и выполняют то упражнение, которое изображено на верхней стороне. 

Игра для развития фонематического слуха «Улитка».

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать

Задачи:

  • Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую

структуру слова.

  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
  • Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
  • Поддерживать эмоционально положительный комфорт.
  • Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

К несомненным достоинствам предложенной игры можно отнести

многоцелевую направленность, многофункциональность, а также

создание эмоционально-благоприятной атмосферы, способствующей

возникновению радостных эмоций. Игра помогает в автоматизации звуков, то есть в закреплении правильных движений для произношения того или иного звука. Особенно полезно в неё играть, когда есть проблемы с проговариванием того или иного звука.

Ход игры: Ребёнок ставит палец в середину улитки, а затем двигается от центра по спирали, проговаривая каждое слово. Нужный звук находится в начале, в середине и в конце слов.

Игра на развитие связности речи.

«Составь рассказ по картинкам».

Цель - учить детей составлять связный рассказ по серии картинок.

Задачи:

1) упражнять детей в правильном подборе слов;

2) закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно;

3) развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников.

 Игра  может быть использована как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной деятельности детей 4-5 лет. Способствует не только развитию речи, но и целостному развитию логики, воображения и мышления.
Ход игры: «Жили-были». Взрослый начинает короткую историю, а ребёнок её продолжает. Например, «Жила-была была тучка, что с ней стало потом?» – «Из неё полился дождик». Или так: «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» – «Оно проросло в цветочек».    

Игра для развития грамматических категорий
«Из чего сделано?»

Цель игры – правильное использование относительных прилагательных. закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки (например, стеклянные и пластмассовые).

 Задачи:

  • Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
  • Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
  • Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.

Ход игры: Ребёнку нужно сгруппировать все карточки с предметами по материалу изготовления, а затем проговорить, как они называются. Например, свитер из шерсти – шерстяной свитер, лодка из дерева – деревянная лодка.

Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки».

 Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Актуальность темы. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Цель: формирование у дошкольников связной речи. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.

Задачи: помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;   развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивать мелкую моторику  у детей.  

Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества дошкольников. 

Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.

Вашему вниманию  предлагаются   цветные мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием «Сказки». Сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников, словесного творчества, обучения пересказу, т.к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания.  

Разработка данного методического пособия заключается:

  • Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всём и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для развития речи, а, следовательно, развития словесного творчества.
  • В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения они должны достигнуть определённого уровня речевого развития,

поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов,

умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно

излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют

достаточного уровня развития речи.

  • Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию речи, все же практического материала недостаточно.
  • Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже, использование   мнемотехники  способствует эффективному    запоминанию,  сохранению  и  воспроизведению   информации.

В связи с этим вопрос развития речи детей  дошкольного   возраста с использованием мнемотехники не теряет своей актуальности.

В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, явления природы,  некоторые предметы и действия сказочных героев.

Развивающая игротека «Фразовый конструктор»

   

 Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

         Ход игры: Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка.

На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение.

Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять предложения различного типа:

  • из двух слов, в которых подлежащим является существительное единственного или множественного числа именительного падежа, а сказуемым – глагол единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;
  • из трех слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлога;
  • из четырех слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.

При составлении предложений дети используют существительное, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые из картинок подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.

Дидактическая игра «Чей хвостик».

Цель: развитие внимания, логики, памяти, мелкую моторику при определении где чей хвостик.

Задачи:  закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: диск с изображением животных, прищепки с наклеенными рисунками хвостиков.

Ход игры : ребенок называет животное, может уточнить дикое оно или домашнее, прицепляет по очереди прищепки к животном, чей хвост изображен на липучке. Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Дидактическая игра «Профессии»

Цели:

● Закрепить знания о профессиях, знания о многообразии профессий, закреплять знания о соответствующем оборудовании и атрибутах, необходимых тому или иному работнику.

● Активизация словаря, пополнение словарного запаса.

    Задачи:

  • формировать представления детей о различных организациях и профессиях людей;
  • учить соотносить орудия труда с профессиями людей;
  • развивать мышление, воображение, память, внимание;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь;
  • воспитывать интерес к профессиям и уважение к труду.

     Оборудование: диск с изображением людей разных профессий,  изображения  предметов с липучками, характерных каждой профессии.

Ход игры: ребенок по очереди называет профессию, находит предмет, который необходим этому работнику для работы, и прицепляет картинку с липучкой  на соответствующий сегмент.

Использование игр с липучками  всегда интересно для детей, занимательно и полезно. Работу по их созданию необходимо продолжать и далее.

Д/и «Кто что ест?»

Цель: формировать представления о том, кто что ест; закреплять названия животных и птиц, развивать мелкую моторику.

Задачи:

  • расширение кругозора посредством анализа терминов «дикое животное», «домашнее животное», «что оно ест»;
  • развитие любознательного отношения к природе;
  • пополнение личного словаря терминами, касающимися животного мира родины и далеких стран;
  • развитие речевых навыков, культуры общения, способности логически мыслить и высказываться;
  • развитие инициативности, способности действовать самостоятельно, принимать решения, контактировать с педагогом и сверстниками, выражать правильные эмоции;
  • выработка усидчивости, способности концентрировать внимание;
  • улучшение зрительного восприятия, моторики пальцев рук.

Оборудование: диск с изображением различных животных и птиц. Прищепки, с наклеенными на них рисунками продуктов питания.

Ход игры:  на подготовительном этапе дидактической игры с прищепками «Кто что ест» воспитатель предлагает детям рассмотреть игровой круг и карточки, рассказать, кого и что они видят. Далее обобщает: это животные, птица, на круге их еда.

Педагог просит воспитанников покормить зверят, птиц.

Для этого мордочку на прищепке прикрепить к еде на круге.

Ребенок по очереди берет прищепки и, проговаривая свой выбор, прицепляем прищепку тому животному или птице, который употребляет в пищу данный продукт.

Игру можно усложнить: прицепить картинки к секторам круга, но неправильно. Дети должны исправить работу воспитателя, объяснить свои действия.

В ходе игры необходимо объяснить, что у каждого животного может быть любимой разная еда, не только та, что выбрана на круге. Например, собака любит не только косточку, но и мясо.

Для дошкольников постарше можно устроить соревнование: разложить картинки тыльной стороной, открывать по две. Выигрывает участник, быстрее сопоставивший пары «животное-еда».

Ожидаемый результат.

С помощью данного дидактического пособия  «Волшебная коробочка» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи

Цель:  Обучать  работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты ...

Дидактическое пособие по развитию речи "Следователи"

Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление....

Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....

Дидактическое пособие по развитию речи "Шифровщики"

Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков....

Наглядно-дидактическое пособие для развития языкового анализа-синтеза на материале пословиц и предложений

Пособие  изготовлено с использованием  компьютерных технологий и приемов  мнемотехники.Представленный наглядно-дидактический материал поможет в занимательной форме:ü  познако...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...