Консультация для педагогов: «Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»
консультация

 

 « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В. А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_zdorove_konsultatsiya.docx294.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 35»

C:\Users\home.home-DNS\Desktop\детии.jpg

Консультация для педагогов:

«Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Аксульпанова Мадина Бирпайевна

Оренбург 2023 год

 « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В. А. Сухомлинский)

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Поэтому возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа - это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. В соответствии с ФГОС ДО цели физкультурно-оздоровительной работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Во всех современных программах обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, решение которой во многом зависит от правильной организации физического воспитания и создания соответствующей здоровьесберегающей среды.

Добиваться стабильных успехов общими усилиями воспитателя, инструктора по физической культуре узких специалистов было бы невозможно, если не уделять внимание работе с родителями. Обязательны для проведения групповые и индивидуальные консультации для родителей по сохранению здоровья детей, родительские собрания и акции.

Безусловно, эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

В физическом развитии дошкольников применяются две группы методов :

  • специфические – характерные только для процесса физического воспитания;
  • общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

Специфические методы :

1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.

2. Игровой метод. Предполагает использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

3. Соревновательный метод. Включает применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.

4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.

Общепедагогические методы :

  1. Наглядные методы,  основанные на непосредственном  восприятии  физического  упражнения  и используются для создания у детей зрительных представлений о движении.
  • непосредственный показ упражнения – при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении. Показ применяется во всех возрастных группах, когда детей знакомят с новыми движениями;
  • имитация – подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни – занимает большое место пи обучении движениям детей дошкольного возраста;
  • наглядные пособия (рисунки, фотографии и т.д) –при рассматривании дети уточняют свои зрительные представления об отдельных элементах движений и благодаря этому лучше выполняют упражнения на занятиях, во время утренней гимнастики;
  •  помощь – при обучении движениям помощь осуществляется самим воспитателем. Помощь используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;
  • применение зрительных ориентиров – (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также с способствуют более энергичному выполнению упражнений, стимулируют к деятельности;
  • применение звуковых ориентиров – для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

2. Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.

К данной группе  относятся :

  • Название упражнения. Многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его.
  • Описание — это подробное и притом последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель, показывая упражнение, одновременно дает словесное описание.
  • Объяснение  - используется при разучивании движения. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представив о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков,
  • Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные
    стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает
    показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
  • Указания  – при разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений. Содержание указаний изменяется в зависимости от того, какие задачи ставит воспитатель: постановка и уточнение задания; разъяснение, как действовать; предупреждение и исправление ошибок у детей; оценка выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрение. Указания могут быть также направлены на то, чтобы вызвать интерес к упражнениям, желание выполнять их четко, правильно.Указания могут даваться как до, так и во время выполнения упражнения. До выполнения движения указания применяются как способ предварительного инструктирования.
  • Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении: они сами начинают замечать ошибки у себя и сверстников.
  • Команды -под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Это форма речевого воздействия, отличающаяся наибольшей лаконичностью и повелительным наклонением. Команда относится к числу основных способов прямого руководства  деятельностью детей. Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, темп и направление движения. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом; в исполнительной заключен сигнал к началу выполнению действия.
  • Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движениях, вызывают интерес к ним.  
  • Рассказ, придуманный, воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять на занятии. Под рассказ, придуманный воспитателем, дети выполняют упражнения. Темами рассказов могут быть «Поездка на дачу», «Прогулка в лес» и др.

  • Беседа. Чаще всего она имеет вопросо-ответную  форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

3. Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они  обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия. К практическим методам относятся  физических упражнений; Применяются для закрепления двигательных навыков и умений.

Методы  подбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений .На первом этапе проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении. С этой целью показ сочетается с объяснением и практическим опробованием. Запоминается зрительный образ движения и слова, обозначающие его название и элементы техники.

На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, наглядные пособия, зрительные ориентиры, помощь, звуковые сигналы. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Задача третьего этапа— закрепление навыка, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях, причем используются имитация, игровая и соревновательная формы.

Эффективные приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОО:

Рассказ; беседа с детьми о пользе физических упражнений; проблемные ситуации; сюжетные игры; игры с использование спортивного оборудования; психогимнастики (взаимное приветствие, круг приветствий и т.д.); включение детей в планирование собственной деятельности на занятии, учебные и творческие задания(устные , по схемам, рисункам, мнемотаблицам и т.д.); деятельность детей по определению задач  (« Чему сегодня ты хочешь научиться?»), выбору оборудования, игровые и имитационные упражнения; подвижные игры ; игры на расслабление; игры соревнования;

упражнения для релаксации; проектирование  деятельности на следующее занятие; сюжетные игры; игры малой подвижности; самостоятельная двигательная активность с использованием спортивного оборудования; составление копилки любимых игр.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который ничем нельзя, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы родители, педагоги хотим чтобы наши дети росли здоровыми. Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения станут более здоровыми и развиты не только интеллектуально, духовно и физически. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.

Таким образом, физультурно-оздоровительная работа в ДОО направлена и способствует сохранению физического и психического  здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, а также от задач дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Консультация для педагогов: "Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи у детей"

связная речь является основной для деятельности  современного ребёнка, так как в её основе лежит понимание детьми друг друга....

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно оздоровительной работы в ДОУ...

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы на занятиях по плаванию в ДОУ

Человек – высшее творение природы,но для того чтобы наслаждатьсяеё сокровищами, он должен отвечать,по крайней мере, одному требованию –быть здоровыми.А.А. Леонов Главным условием в об...

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»

Содержание работы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);2) вовлечение родителей ...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы и приёмы по развитию связной речи дошкольников"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы и приёмы по развитию связной речи дошкольников"...