"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию"
консультация

Злобина Ольга Николаевна

Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей.

Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей.

Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления присутствуют в нашей педагогической деятельности каждый день, ведь детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Средства патриотического воспитания : окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен возрастным особенностям детей. Все эти средства патриотического воспитания мы, музыкальные руководители, используем в тесном контакте с педагогическими работниками. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, с которой дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На русских народных песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качестваво все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию художественный образ через движение. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Одним из воспитательных средств, в котором музыкальные руководители реализуют все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. При подготовке к проведению мероприятий дети не только разучивают стихи, песни, танцы, но узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Это также аспект совместной работы музыкального руководителя и воспитателей.

Остановлюсь на некоторых из них.

Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» - это день воинской славы, в который мы чтим и учим детей чтить традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! При подготовке празднования у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

Праздники с мамой - «День матери»«Праздник 8 марта» посвящены формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

День России и День народного единства проводятся с целью воспитания чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. В процессе подготовки и проведения мероприятия у дошкольников формируется понимание принадлежности к русскому народу и России, как единой Родине всех проживающих на её территории людей; расширяются представления о народах, проживающих в России, о дружбе и мире, о значении сплоченности в жизни человека и целого народа.

День семьи, любви и верности и День пожилого человека посвящен формированию у дошкольников представлений о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Такие праздники, как День космонавтики, День знаний, День российского флага и др. расширяют представление детей об истории и традициях нашей страны.

День города Энгельс - это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время - родной край, родной город, родная улица. Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Народные игры и спортивные конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции, так как дают возможность привлечения родителей.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Большинство родителей разучивают стихи, песни с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. В группах в приемном помещении вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультациипедагоги привлекают их к совместному труду с детьми (например, конкурсы на зимние постройки, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. В нашем детском саду организовываются тематические выставки семейных поделок, рисунков, фотографий, проводится совместная проектная деятельность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.

Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....