Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
рабочая программа по теме

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

старших дошкольников через познавательное развитие.

 

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

            В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа».

            Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен,  быть сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.   Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

            Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. 

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Главной целью МАДОУ в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются  задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  образовательной деятельности. Знакомство с материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные Основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). 

Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность,  экскурсии, походы.

         Работа с детьми по патриотическому воспитанию  ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.

     В нем отражены такие мероприятия как:

  • Проект «Наш любимый детский сад»
  • «Веселые старты»
  • «Я в мире человек»
  • «Я вырасту здоровым»
  • «Мой город», «Моя страна»
  • Проект «Наша дружная семья»
  • Зимние забавы, проект «Зимняя олимпиада»
  • Проект «День защитников Отечества»
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Проект «Масленица»
  • «Путешествия по джунглям»
  • «Праздник смеха»
  • Проект «День победы»
  • Праздник «Лето на ладошке»
  • «Туристический слет»
  •  «Летние олимпийские игры»

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.  Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с христианской этикой через программу дополнительного образования МАУДОД «Центр детского творчества». Проводятся экскурсии к храму в поселке.

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.

Этому способствовала спортивно-развлекательная  игра «Путешествие по джунглям», в которой дети вместе с родителями в африканских костюмах с разрисованными лицами, с палками-копьями превратились в коренных жителей Африки. Два племени УМБА и ЮМБА соревновались между собой, преодолевая препятствия. Путешествовали на черепахах, убегали от тигра, сбивая его с толку, показывали свою удаль, охотясь на диких зверей, выбивали добычу из зубов крокодила, ловили обезьянок, сбивали ананасы. А вот за бананами пришлось влезать на высокую пальму. Защита от хищников, охота, были связаны с бегом, метанием копий. Именно в этой борьбе у человека вырабатывается воля, упорство, целеустремленность. Это те самые качества, которые необходимы людям для достижения целей, а также спортивных побед.

Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий.

Так как ходьба сегодня стала одним из самых популярных в мире методов борьбы за здоровье, то и трассу для оздоровительной ходьбы надо подбирать, руководствуясь экологическими принципами: искать место, где больше кислорода, т.е. – в лесу, или в парке. Поэтому с детьми мы много путешествуем. Во время походов, экскурсий, знакомим детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, своими замечательными легендами, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываем чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Походы совершаем по улицам, названных в честь защитников Родины, на Мемориал, на берегу реки, в лес, стадион. Путешествуя по поселку, дети узнают много любопытных и малоизвестных фактов о Демянске, и Демянском районе. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, вызывают у детей гражданско-патриотическое воспитание, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни.

Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Новгородской области и Демянского района, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, области и поселка.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов деятельности. Это лекции, тактико-строевые занятия, встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края.

Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвященного Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы, особое внимание  уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится между детьми старших групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей, родителей и педагогов. Родители готовят необходимые атрибуты к этой игре. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать. Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры. И вот настает долгожданный день – открытие «Зарницы». Группа стала называться отрядом. В каждом отряде выбрали командира, знаменосца. Юным участникам «Зарницы» предстоит показать свою силу и ловкость в командных заданиях.

Перед юными бойцами стоит важная задача – необходимо найти пакет с важными документами, который пропал из штаба. Для выполнения этого задания ребята получили план, где было отмечено начало пути и место, где нужно искать, а стрелочками указан маршрут, по которому необходимо двигаться. В процессе поиска пакета на различных станциях совершается бег, ловкость, глазомер, развивается выносливость, смекалка, воспитывается организованность, дух соперничества, желание быть похожими на солдат.

Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Не так давно вся стра­на с замиранием серд­ца следила за блестя­щими выступлениями наших спортсменов на ХХХ олимпийских играх в Лондоне. Мы спори­ли, переживали, бо­лели и вытирали сле­зы от переполняюще­го чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знако­мого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотиз­ма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому обра­зу жизни не сформирова­лись в нас в одночасье. По­добное осмысление жиз­ни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, ког­да происходит становление личности ребенка.

В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Летние Олимпийские игры», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Согласно ФГТ, в проекте «Летние Олимпийские игры» отражается приоритетная деятельность ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в дальнейшем детей в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования. 

Целью проекта являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.

На первом этапе детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения  Олимпийских Игр, как в древности, так и в наши дни в виде    путешествия во времени. Для этого использовались слайды с изображением городов Афины и Олимпия, атлетов, принимавших участие в играх, церемонии открытия – зажжения Олимпийского огня, главного символа игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения, являющегося теперь самым ярким праздником всего человечества.

В наше время появились такие символы, как белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман, который выбирается страной - хозяйкой по своему усмотрению.

Талисманом наших детских Летних Олимпийских Игр стал Ежик.

На следующем этапе проводились внутригрупповые  соревнования по   античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Детям было предложено дома рассказать родителям о том, что они узнали об Олимпиадах и какое участие принимали в соревнованиях.

Впоследствии   Олимпийские Игры перешли на уровень их проведения для всего детского сада.

Первый день ознаменовался открытием Олимпиады – торжественным построением, выносом флага и объявлением, что в этом день будут проводиться соревнования по бегу. Последующие дни недели посвящались попеременно  соревнованиям по прыжкам, метанию, велоспорту.

Соответственно возрасту, соревнования оформлялись в виде  игр, эстафет, шуточных заданий. Все состязания сопровождались веселой музыкой.

Во второй половине каждого состязательного дня повторяла и закрепляла с детьми основные виды движений. Кроме того, проводилось множество подвижных игр, направленных на укрепление физической силы, выносливости, координации движений, развитие глазомера, смекалки, умение играть в команде, уважать соперника.

В пятницу состоялось торжественное закрытие Малых Олимпийских Игр. По завершению сорев­нований были подведены итоги в командном и лич­ном зачетах. Победители на­граждены дипломами, по­дарками

      Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, положительный настрой, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.

Таким образом, благодаря совместной работы формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Эффективностью работы ДОУ можно считать:

- сформированность  социальной компетентности -    %; информационной компетентности -    %, здоровьесберегающей компетентности - %, коммуникативной компетентности - %, деятельностной компетентности -    %.

Кроме этого ежегодно старшие дошкольники и родители участвуют в мероприятиях на территории Демянского муниципального района,  вне ДОУ и занимают призовые места:

            «Снежная эстафета»

      Семья Яковлевых, семья Ивановых – 2-е место

            «Мама, папа, я – спортивная семья»

      Семья Прокофьевых, семья Ефимовых, семья Матвеевых – 2-е место.

            «Соревнования лыжные»

      Семья Остаповых

Спартакиада дошкольных образовательных учреждений – 1 место .

            Педагоги ДОУ, участвуют и занимают два года подряд 1-е место в Спартакиаде образовательных учреждений. Принимают активное участие в кроссе по бегу, посвященному Дню Победы.

            Своим опытом делюсь с коллегами, выступаю на педсоветах, РМО, родительских собраниях. Публикации в районной газете «Авангард», в социальной сети работников образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_nravstvenno.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

старших дошкольников через познавательное развитие.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

        В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа».

        Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен,  быть сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.   Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

        Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.  

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Главной целью МАДОУ в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются  задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  образовательной деятельности. Знакомство с материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные Основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).  

Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность,  экскурсии, походы.

           Работа с детьми по патриотическому воспитанию  ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.

     В нем отражены такие мероприятия как:

  1. Проект «Наш любимый детский сад»
  2. «Веселые старты»
  3. «Я в мире человек»
  4. «Я вырасту здоровым»
  5. «Мой город», «Моя страна»
  6. Проект «Наша дружная семья»
  7. Зимние забавы, проект «Зимняя олимпиада»
  8. Проект «День защитников Отечества»
  9. «Мама, папа, я – спортивная семья»
  10. Проект «Масленица»
  11. «Путешествия по джунглям»
  12. «Праздник смеха»
  13. Проект «День победы»
  14. Праздник «Лето на ладошке»
  15. «Туристический слет»
  16.  «Летние олимпийские игры»

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.  Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с христианской этикой через программу дополнительного образования МАУДОД «Центр детского творчества». Проводятся экскурсии к храму в поселке.

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.

Этому способствовала спортивно-развлекательная  игра «Путешествие по джунглям», в которой дети вместе с родителями в африканских костюмах с разрисованными лицами, с палками-копьями превратились в коренных жителей Африки. Два племени УМБА и ЮМБА соревновались между собой, преодолевая препятствия. Путешествовали на черепахах, убегали от тигра, сбивая его с толку, показывали свою удаль, охотясь на диких зверей, выбивали добычу из зубов крокодила, ловили обезьянок, сбивали ананасы. А вот за бананами пришлось влезать на высокую пальму. Защита от хищников, охота, были связаны с бегом, метанием копий. Именно в этой борьбе у человека вырабатывается воля, упорство, целеустремленность. Это те самые качества, которые необходимы людям для достижения целей, а также спортивных побед.

Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе туристических походов, пешеходных прогулок и экскурсий.

Так как ходьба сегодня стала одним из самых популярных в мире методов борьбы за здоровье, то и трассу для оздоровительной ходьбы надо подбирать, руководствуясь экологическими принципами: искать место, где больше кислорода, т.е. – в лесу, или в парке. Поэтому с детьми мы много путешествуем. Во время походов, экскурсий, знакомим детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, своими замечательными легендами, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываем чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Походы совершаем по улицам, названных в честь защитников Родины, на Мемориал, на берегу реки, в лес, стадион. Путешествуя по поселку, дети узнают много любопытных и малоизвестных фактов о Демянске, и Демянском районе. Походы не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, вызывают у детей гражданско-патриотическое воспитание, чувство взаимовыручки, товарищества, поддержки, здорового образа жизни.

Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Новгородской области и Демянского района, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, области и поселка.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов деятельности. Это лекции, тактико-строевые занятия, встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края.

Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвященного Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы, особое внимание  уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является военно-спортивная игра «Зарница», которая проводится между детьми старших групп с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей, родителей и педагогов. Родители готовят необходимые атрибуты к этой игре. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать. Мною разработаны комплексы утренней гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные летчики», где дети стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами. Все это служит серьезной мотивацией для проведения игры. И вот настает долгожданный день – открытие «Зарницы». Группа стала называться отрядом. В каждом отряде выбрали командира, знаменосца. Юным участникам «Зарницы» предстоит показать свою силу и ловкость в командных заданиях.

Перед юными бойцами стоит важная задача – необходимо найти пакет с важными документами, который пропал из штаба. Для выполнения этого задания ребята получили план, где было отмечено начало пути и место, где нужно искать, а стрелочками указан маршрут, по которому необходимо двигаться. В процессе поиска пакета на различных станциях совершается бег, ловкость, глазомер, развивается выносливость, смекалка, воспитывается организованность, дух соперничества, желание быть похожими на солдат.

Формирование представлений об олимпизме часть не только физического, но и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.

Не так давно вся страна с замиранием сердца следила за блестящими выступлениями наших спортсменов на ХХХ олимпийских играх в Лондоне. Мы спорили, переживали, болели и вытирали слезы от переполняющего чувства гордости, когда российский флаг почетно поднимался вверх под звуки знакомого с детства гимна нашей страны. Это чувство патриотизма плюс интерес и любовь к спорту и здоровому образу жизни не сформировались в нас в одночасье. Подобное осмысление жизни закладывается годами, а начинает прививаться в дошкольном детстве, когда происходит становление личности ребенка.

В связи с этим появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Летние Олимпийские игры», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. 

Согласно ФГТ, в проекте «Летние Олимпийские игры» отражается приоритетная деятельность ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в дальнейшем детей в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования. 

Целью проекта являлось воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с олимпийским движением.

На первом этапе детей подробно ознакомили с историей возникновения и проведения  Олимпийских Игр, как в древности, так и в наши дни в виде    путешествия во времени. Для этого использовались слайды с изображением городов Афины и Олимпия, атлетов, принимавших участие в играх, церемонии открытия – зажжения Олимпийского огня, главного символа игр. Далее была представлена история современного олимпийского движения, являющегося теперь самым ярким праздником всего человечества.

В наше время появились такие символы, как белый флаг с изображением пяти разноцветных колец, девиз «Быстрее, выше, сильнее» и талисман, который выбирается страной - хозяйкой по своему усмотрению.

Талисманом наших детских Летних Олимпийских Игр стал Ежик.

На следующем этапе проводились внутригрупповые  соревнования по   античным олимпийским видам спорта – бегу, прыжкам, метанию. Детям было предложено дома рассказать родителям о том, что они узнали об Олимпиадах и какое участие принимали в соревнованиях.

Впоследствии   Олимпийские Игры перешли на уровень их проведения для всего детского сада.

Первый день ознаменовался открытием Олимпиады – торжественным построением, выносом флага и объявлением, что в этом день будут проводиться соревнования по бегу. Последующие дни недели посвящались попеременно  соревнованиям по прыжкам, метанию, велоспорту.

Соответственно возрасту, соревнования оформлялись в виде  игр, эстафет, шуточных заданий. Все состязания сопровождались веселой музыкой.

Во второй половине каждого состязательного дня повторяла и закрепляла с детьми основные виды движений. Кроме того, проводилось множество подвижных игр, направленных на укрепление физической силы, выносливости, координации движений, развитие глазомера, смекалки, умение играть в команде, уважать соперника.

В пятницу состоялось торжественное закрытие Малых Олимпийских Игр. По завершению соревнований были подведены итоги в командном и личном зачетах. Победители награждены дипломами, подарками

         Такие мероприятия, проведенные в игровой форме, не только увлекают детей, но и несут познавательный характер, положительный настрой, воспитывают гражданско-патриотические чувства, пропаганду здорового образа жизни.

Таким образом, благодаря совместной работы формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Эффективностью работы ДОУ можно считать:

- сформированность  социальной компетентности -    %; информационной компетентности -    %, здоровьесберегающей компетентности - %, коммуникативной компетентности - %, деятельностной компетентности -    %.

Кроме этого ежегодно старшие дошкольники и родители участвуют в мероприятиях на территории Демянского муниципального района,  вне ДОУ и занимают призовые места:

                «Снежная эстафета»

        Семья Яковлевых, семья Ивановых – 2-е место

                «Мама, папа, я – спортивная семья»

        Семья Прокофьевых, семья Ефимовых, семья Матвеевых – 2-е место.

                «Соревнования лыжные»

      Семья Остаповых

Спартакиада дошкольных образовательных учреждений – 1 место .

                 Педагоги ДОУ, участвуют и занимают два года подряд 1-е место в Спартакиаде образовательных учреждений. Принимают активное участие в кроссе по бегу, посвященному Дню Победы.

                Своим опытом делюсь с коллегами, выступаю на педсоветах, РМО, родительских собраниях. Публикации в районной газете «Авангард», в социальной сети работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Доклад «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию ставших дошкольников через внедрения программы «Юный кадет»

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура:  музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.Насторажива...

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"

laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...

"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие"

Доклад из опыта работы "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие....

Презентация. «Современные подходы к нравственно патриотическому воспитанию младших дошкольников через познавательное развитие»

Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста: – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему,...