Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
статья (старшая группа)

Лагунова Светлана Владимировна

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravst_patriot_vospitan.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Главные задачи современной жизни - раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Целью образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию.

Задачами данного направления являются:

1. Развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому, уважение к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам.

3. Формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности - в образовательной и игровой, в труде и быту. Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС, в нашем ДОУ включает следующие формы работы с детьми:

1. Увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр образовательный мультфильмов и фильмов) в соответствии с темами.

2. Работа с родителями

3. Открытые занятия, праздники, выставки.

 Патриотическое воспитание дошкольников определяет методы работы с дошкольниками: - обустройство патриотических уголков в ДОУ. - организация экскурсий по достопримечательностям родного города, организация выставок; - организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); - проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений.

Вся система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашей группе проходит с широким использованием педагогических путей и средств: это - Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, готовность встать на защиту родной земли).
- Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль. 
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости.
- Иллюстративные материалы и предметы народно - прикладного искусства.

При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.  

Первоначально идет знакомство с двором, улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Как пробудить в детях чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо усилить точным, чистым тоном. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим, полным созидательной энергии людям.

Работа с детьми начинается с бесед о своей Родине. Эти беседы направлены на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родному городу, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. С целью воспитания любви и чувства гордости к родному городу, краю, к Родине, в группе оформлены уголки нравственно-патриотического воспитания «Моя Россия» и «Моя малая Родина».

В уголке «Моя малая Родина», дети могут наглядно познакомиться с родным городом Новосибирском, символикой, достопримечательностями, полистать книги, иллюстрации. Познакомится с природой Новосибирской области.

В уголке нравственно-патриотического воспитания «Моя Россия» собраны народные игрушки, государственная символика. Книги о России. Фотографии. Дети могут не только рассмотреть весь материал, но и узнать о памятных событиях в жизни страны и родного края, а также пополнить уголок своими экспонатами. На основе наглядного материала и занятий у детей   сформированы представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, о символах России.

Основной формой патриотического воспитания детей является формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма.

Одним из современных подходов является технология музейной педагогики. Запланировано посещение музея «История Русской избы».  В целях воспитания любви к своему народу, его традициям. В музее рассказывается как жили и чем занимались люди в старину. Значимость музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают экспонаты, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют.

Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха»,и другие.

Использование всех видов фольклора: Сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, игры - драматизации. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности.

Большим событием для страны являются праздники –День Защитников Отечества и особенно День Победы о котором должны помнить все поколения. Чтобы дети ознакомились с жизнью людей во время войны, предметами домашнего и военного обихода запланированы экскурсии в музей Малолетних узников МБОУ СОШ 192. И музея Боевой Славы МБОУ СОШ 49. Подготовлены мини презентации родителей совместно с детьми «Наши Герои».
 Знакомя детей с защитниками нашей Родины, я стремилась воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину.

Особое внимание уделяю работе с родителями, используя следующие формы:

• Родительские собрания (Нравственное воспитание в семье).

• Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, развлечения).

• Индивидуальные консультации.

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы.

• Совместные праздники.

Работа по воспитанию патриотизма и нравственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство. В своей работе, как педагоги, мы должны научить детей помнить свою историю. Очень хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Дать понять детям, что нам есть чем гордиться и они должны расти нашей гордостью, нашим продолжением.