« Современные подходы к гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников через приобщение к традиционным ценностям российского общества»
статья

Оксана Васильевна Глущенко

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_sovremennye_podhody.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение«Детский сад «Алёнушка»

Выступление  из опыта работы к педагогическому совету на тему:

« Современные  подходы  к гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников через приобщение к традиционным ценностям  российского общества»

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Глущенко  О.В.

Новокуйбышевск, 2024

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - первое звено системы образования, целью которого является формирование у дошкольников представлений об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

       Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

       В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

         К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в:

- Национальной доктрине образования в РФ;

- Концепции модернизации российского образования;

-Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования;

- Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

       Понимая важность данного вопроса, одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

       Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Поэтому задача педагогов:

Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

- Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

- Воспитание уважения к чужому и своему труду;

- Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

- Формирование базовых знаний о правах человека;

- Расширение имеющихся представлений о своем городе;

- Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

- Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

- Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

- Гармонизация межличностных отношений со сверстниками.

      Решение данных задач происходит во всех видах детской деятельности: в играх и в труде, в быту и на прогулке, на занятиях и в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный и последовательный процесс. Работа по привитию дошкольникам основ гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

4. Привлечение всех участников образовательного процесса

       В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма у дошкольников.

       Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста для  себя я выделила новейшие методы и приемы, а так же современные педагогические подходы, причем такие подходы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием, которые используются в практике воспитателя ДОО.

Современные педагогические подходы, используемые в патриотическом воспитании.

- метод проектов;

- технология  мини-музеев (музейная педагогика);

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование инновационных педагогических подходов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных организаций.

Метод проектов

     Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

      Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то «необычное» в «обычном», увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть «неожиданное».

      Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

      Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов:

-  Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

-  Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

-  Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

-  Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.

- Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

    Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Технология мини-музеев(музейная педагогика)

      На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

      Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

      Эффективность функционирования мини - музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Информационно-компьютерная технология

      В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

      Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

      Воспитателями часто создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. На занятиях по ознакомлению с окружающим проводятся беседы по темам:  «Мама – самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки.

       Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, воспитателем группы формулируется тема о родном крае и родном городе.   На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике. Детям предлагается придумывать рассказы на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».

        Воспитателем создаётся мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое родного города», которая используется впоследствии  на занятиях и в совместной детско-родительской игре-викторине «Наша родная Самара». Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам нашего города. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.

       Очень важной в патриотическом воспитании является тема:  «Наша Родина - Россия», разрабатывается цикл бесед с использованием мультимедийных презентаций по темам: беседы «Мы - Россияне», «Что мы знаем о России», «Москва - столица нашей Родины», «Русский фольклор»(заклички, частушки, колыбельные), «Народные приметы».

       Специально к занятиям создаются мультимедийные презентации по теме: «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».

       Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.

       Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю информационным технологиям. Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении решаются следующие задачи:

-  объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;

-  создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;

-   активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

       Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию, активизируются, всем хочется принять участие в конкурсах, фотовыставках.

       Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре и России.

Вывод

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий и подходов в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

        С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....

«Патриотическое воспитание младших дошкольников через приобщение к национальной культуре»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспит...

Педагогическая концепция "Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре"

quot;Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской культуре"...

Проект Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников через приобщение к музыке «Я живу в России»

Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников через приобщение к музыке «Я живу в России»...

«Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников через приобщение к традиции и культуре народов»

laquo;Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»Константин Михайлович Симонов«Воспитание любви к родному краю, ...

"Удивительное путешествие Югорки" в системе духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания старших дошкольников через виртуальную экскурсионную деятельность

Программа разрабатывалась на основе обобщения имеющихся в теории и практике подходов к ознакомлению детей с родным городом, адаптации их к современной социальной ситуации и условиям города Нижневартов...