Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.
статья (старшая группа) на тему

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

В настоящее время возникла необходимость в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Это одна из  важнейших задач  систематического, целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики, ведь сегодня проблема воспитания гражданина, является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой  и практикой.

Стало очевидным, что проблема роста преступности, без духовности не решить ни экономически, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.

Вопросы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине всегда стояли в центре внимания педагогов на протяжении всей истории развития человечества. Историческая миссия российского патриотизма, согласно Концепции новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, заключается в том, что он, духовный ориентир современных поколений граждан России, возрождает и развивает в их чувствах, сознании, поступках, мотивах и смыслах деятельности героическое прошлое   России [ 1 ].

Любовь и уважение к родной стране необходимо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, отсутствие теоритических и методических разработок в имеющийся методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей свою полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Исходя из этого, мы разработали дополнительно свою программу, по изобразительной деятельности: «Ракета», «Парад», «Самолеты», «Поздравительная открытка», «Салют», «Военные корабли», «Звезда», «Застава», «Корабль», «Наша армия», «Солдат на посту», «Корабли на рейде», «Памятники героям», «Парашютисты».

Цель нашей работы: формировать человека, как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, за свой народ, воспитание творчески развитой личности.

Помочь детям узнать и различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности, высказывать свое мнение об искусстве, понимать его назначение в жизни людей.

Научить детей самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное  в  окружающем мире, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом. Закрепить представление у детей о том, что каждый человек может создать прекрасное и этим доставить большую радость людям. Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное  творчество – это не просто изображение какого-то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценка его положительного или отрицательного характера.

Задача – научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела.

Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна.

Искусство в современном обществе рассматривается как средство, способное одухотворять труд людей, сформировать здоровые потребности, высокий эстетический вкус, создать надежный заслон для проникновения в духовный мир наших детей безыдейности, безвкусицы.

Мы разработали долгосрочный проект гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами знаменательных дат «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна».

Вид проекта – практико – ориентированный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Цель нашего проекта: гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам праздничных дат.

Задачи проекта:

Обучать: развитию познавательного интереса к своей малой родине, через  различные формы работы.

Развивать: чувства ответственности и гордости, воображение, наблюдательность.

Воспитывать: любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, друзьям.

        Таким образом, проект «Пусть будет на планете мир, добрый, как весна» способен раскрыть в ребенке любовь Родине, к родному краю, родной культуре. Проект формирует развитие дошкольников в гражданско-патриотическом направлении и воспитывает патриотов своего Отечества.

        Великая Отечественная война – одна из героических страниц в истории многонационального российского народа. Особую ценность, поэтому представляют произведения тех мастеров изобразительного искусства, которые воочию столкнулись с событиями этой незабываемой поры, сами участвовали и запомнили увиденное на всю жизнь.

        К таким художникам относятся В.Г. Пузырев. Он в своих полотнах «Они сражались за Родину», «Солдаты», «Черноморцы», «Подрыв вражеского эшелона», «Привезли оружие». Показывает наибольшую стойкость советских солдат, даже попав в плен, не склоняют голову перед врагом. Помогает глубже «прожить» и почувствовать тему войны макеты, репродукции картин: С.В. Герасимов «Мать партизана», А.Лактионов «Письмо с фронта».

        Восприятие таких картин требует определенных знаний, впечатлений. Поскольку жизненный опыт дошкольников невелик, мы предварительно подготавливаем его к восприятию сложного мира человеческих отношений, выраженных в картине.

        Это мы делаем с помощью чтения художественной литературы, рассматривания фотографий, походов в школьный музей (школы № 21), где проводится огромная работа по воспитанию у детей чувства сострадания, решительности, патриотизма.

        И в своей работе мы добились определенных знаний и умений у своих воспитанников, у которых сформировалась эмоциональная отзывчивость; умение сопереживать героям художественных произведений, умениям соотносить увиденное с собственным опытом.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020». – М.2011
  2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста \Сост. Акинина Т.М, Г.В.Степанова, Н.П. Терентьева – М: УЦ «Перспектива». 2012
  3. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]\М.Ю. Новицкая – М: Линка – Пресс: 2003
  4. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников \\Дошкольное воспитание – 2009. - №10

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Ч...