Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
проект (старшая группа)

Шилова Юлия Михайловна

Проект

по самообразованию на тему:

 «Патриотическое воспитание

старших дошкольников

через разные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Смольковский детский сад»

Проект

по самообразованию на тему:

 «Патриотическое воспитание

старших дошкольников

через разные виды деятельности»

                                                                 Воспитатель:  

                                                                                          Шилова Юлия Михайловна    

                                                                                         Группа «Кораблик» 4-7лет

                                                                           2020-2021 учебный год.

Актуальность темы

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

   Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач екеердошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

   И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Художественную литературу и все виды искусства;

- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

- Привлечение семьи.

   Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

   

 Цель проекта:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет.

Задачи проекта:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2.Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду.

3.Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 6-7лет в детском саду.

4.Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

5.Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

6. Формирование любви к своему народу, народному творчеству.

   Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

  • Методы и формы работы:
  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,
  • экскурсии в музей детского сада
  • художественное творчество,
  • трудовая деятельность,
  • работа с родителями,
  • театрализованная деятельность.

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь

2020г.

Воспитатель:

2

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

2020 г.

Воспитатель:  

3

Планирование работы по самообразованию

Сентябрь

2020г.

Воспитатель:  

II этап. Внедренческий

1

теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

Сентябрь 2020г.

-

Май 2021г.

Воспитатель:  

2

практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Сентябрь

2020г.-

Май 2021г.

Воспитатель:  

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов;

Май

2021г.

Воспитатель:  

2

Провести анализ полученных результатов

Май

2021г.

Воспитатель:  

3

-оформление результатов работы по теме самообразования;

-  представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.        

Июнь

2021г.

Воспитатель:  

   

   

 

Реализация проекта.

 План работы на год с детьми дошкольного возраста

и их родителями

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

НОД с использованием ИКТ «Моя малая Родина» , показ презентации «Славный город Городец –моя малая Родина»

Развлечение для детей «День Города»

Чтение художественной литературы:

Н. Асеев "Москва-Россия",

Н. Колпакова "Моя Москва",

В. Борисов "Москва - России краса"

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Фотовыставка «Моё любимое место в городе Городце или с. Смольки»

Октябрь

Составление картотеки игр по патриотическому воспитанию.

Беседа «Россия многонациональная страна»

Презентация « Народы России»

НОД по аппликации « Поздравительная открыты ко дню народного единства»

Знакомство с народным творчеством «Филимоновская игрушка. Барыня»

Чтение художественной литературы

А. Ишимова  "История России в

рассказах для детей",

А. Пинчук "Моя первая книжка о России"

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей:

«Как воспитать настоящего человека?»

Ноябрь

Беседа «Моя мама лучше всех»

Выставка «Портрет моей мамы»

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама",

Д. Габе "Моя семья",

Е. Ранневая "Доброта"

- Предложить родителям посетить с детьми краеведческий музей города.

Конкурс «Семейное древо» «Семейная страничка»

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Декабрь

Знакомство с народными праздниками.

Проект «В ожидании Нового Года»

Презентация « Обычаи встречи нового года в разных странах»

Новогодний карнавал.

Чтение художественной литературы

 В. Одоевский "Мороз Иванович",

С. Маршак "Двенадцать месяцев",

П. Бажов "Серебряное копытце"

Консультация "О старинных

русских обычаях детям"

Конкурс «Столовая для птиц»

Конкурс «Рождественская открытка»

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

НОД по теме "Тайна бабушкиного сундука"

Беседа по теме "Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство"

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки:

"Пузырь, соломинка и лапоть",

"Зимовье зверей", "Волшебное кольцо", "Сивка-бурка"

Консультация "Как объяснить ребёнку смысл

пословиц и поговорок"

Совместное создание

книжки-малышки

"Гостеприимство и

взаимопомощь в

пословицах и поговорках"

Развлечение  "Игры наших бабушек"

Февраль

Знакомство детей с русскими народными промыслами

Подготовка к празднику "День защитников Отечества"

Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Март

Беседа с детьми на тему «Моя родная мама».

Проведение праздника 8 марта.

Выставка детский работ

«Мамин портрет».

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама"

Знакомство с праздником  и проведение  «Масленицы»

Выставка работ, выполненных мамами

и бабушками детей.

Апрель

Проект "Большое космическое

путешествие"

Знакомство детей с известными людьми "Юрий Гагарин - первый космонавт"

Беседа по теме "Наш дом во Вселенной"

Чтение художественной литературы

Главы из сказки Н. Носова "Незнайка на Луне",

П. Клушанцев "О чем рассказал телескоп?",

В. Медведев "Звездолёт "Брунька",

А. Леонов "Шаги над планетой",

В. Бороздин "Первый в космосе",

В. Кащенко "Найди созвездия"

Консультация "Читаем детям о космосе"

Выставка детских работ "Космос глазами

детей"

Май

Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

НОД по теме "День Победы, как

он был от нас  далёк!"

Демонстрация презентации на

Тему «День победы»

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Чтение художественной литературы

С. Алексеев "Первый ночной таран", "Дом",

М. Исаковский "Здесь похоронен

красноармеец",

А. Твардовский  "Рассказ танкиста",

А. Митяев "Мешок овсянки",

С. Баруздин "Слава",

К. Симонов «Сын артиллериста"

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

Досуг, посвящённый

Дню Победы

Экскурсия  к памятнику неизвестному солдату.

Литература по теме самообразования

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.

История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.

Патриотическое воспитание детей 4-6 лет – Комратова Н.Г., Грибова  Л.Ф. М: Мозаика - Синтез, 2005. Беседы о Великой Отечественной Войне Т.С. Шорыгина. ТЦ «Сфера», 2015г

Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Зеленова  Н.Г . Пособие для воспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, Т.С. Шорыгина, М.: ТЦ сфера, 2011.

А.Д. Жариков «Растите детей патриотами», Е.И. Корнеева "Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников", Е.Ю. Александрова и др. "Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий",Е.К. Ривина "Государственная символика России", Л.В. Логинова "Что может гербнам рассказать?", Л.А. Кодрикинский "С чего начинается Родина?", Г. Зеленова, Л. Е. Осипова "Мы живём в России!" Л. С. Куприна и др. "Знакомство детей с русским народным творчеством", О. Л. Князева,М. Д. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", М. Ф. Литвинова "Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практич. пособие", М. А. Ключева"Народные подвижные детскиеигры", С. В. Чиркова "Родительские собрания в детском саду. Старшая группа


Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     -Воспитание любви к Родине;

     -Воспитание уважения к старшему поколению;

     -Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

      -Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

     - Да.

      -Нет.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

      - Да.

      -Нет.

4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      -Да.

      -Нет.

      -Затрудняюсь ответить.

5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического                                             воспитания детей дошкольного возраста?

    -Прививать детям уважение к людям своей страны.

     -Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

     -Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

     -Ознакомление с историческим прошлым России.

     -Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребёнка.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема  ознакомления с  родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___

 7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___

9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Спасибо за сотрудничество.

Памятка для родителей

По нравственно-патриотическому воспитанию

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"

Творческий  отчет  по  теме самообразования«Формирование  валеологической  культуры  через  разные  виды  деятельности» Актуальность. (слайд 1)...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа

План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Презентация. Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021-2022 учебный год разновозрастная группа (4-6 лет) «Подсолнушек»

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения её богатейшим историческим традициям является одной из са...

Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....