План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности"
учебно-методический материал

группа "Ласточка"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_kolesnikova.docx647.93 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

        

412300,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

 

 

 

 

 

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

 воспитателя Колесниковой М. С.

 

 

2023–2025 год

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через разные виды деятельности

 Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

 Д. С. Лихачев

 Цель: формирование представления детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи для педагога:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- пополнить предметно-развивающую среду;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- создать картотеку игр по данной теме;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране. Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города, развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

3. Формировать представления о России как о родной стране.  Воспитывать патриотизм, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

5. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи для родителей:

 Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду. 

 

Изображение выглядит как текст, человек, костюм, Человеческое лицо  Автоматически созданное описание 

Пояснительная записка.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

  • В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
  • Как дошкольник может эти чувства выразить?
  • К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален.

А именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом.

Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.

     Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания».

 

Под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, такие как, доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее, приобщение его к истокам национальной культуры, обычаям и традициям своего народа, природе родного края, воспитание правильных поступков, чувство сопричастности к и привязанности к своему народу, к своей родной земле.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город– это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний детей встала задача, сделать нравственно-патриотическое воспитание естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе.

Тема по самообразованию интегрируется в областях ФОП:

 духовно-нравственное воспитание-направлено на формирование способности к индивидуально-ответственному поведению, на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников,

патриотизм-семейные и народные традиции, культура человеческого бытия.,

 социальное направление-формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия.

Эстетическое направление- любовь к прекрасному, искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир.

 Формы и виды с работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми:

-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы.

-воспитывающая проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта, ситуативное моделирование.

-ЧХЛ с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов и историй, сказок, заучивание стихов наизусть.

-разучивание и исполнение песен, театрализация, инсценировки, драматизация.

-рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстрации, просмотр видеороликов, презентации, мультфильмов.

-организация выставок книг, детских поделок. иллюстрации, экскурсии.

-игровая роль, ситуация, действие.

-демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога. Приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, похвала, поощряющий взгляд)

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 

индивидуальная работа с детьми

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

 анкетирование родителей.

 консультации индивидуальные и групповые.

 беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).

 привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды

группы.

 проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому

воспитанию детей.

 Предполагаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: район, город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

Название планеты, на которой мы живем.

Актуальность

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

 Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других.

 Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.

В настоящее время, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает инородная культура, стираются понятия добра и зла, и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

 Как сформировать у маленького человека основные жизненные и человеческие понятия не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны?

Воспитатель может повлиять на формирующуюся личность ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет возводить свой храм души, состоящей из кирпичиков нравственность, духовность, патриотизм.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Дошкольник должен сориентирован на:

         патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

         социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

         гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. 

Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России,

План работы на 2023–2024 учебный год.

Содержание

Сроки

Отчёт о выполнении

1

Изучение методической литературы.

Чтение пословиц и поговорок о дружбе.

Беседа «Что такое доброта?»

Сентябрь 2023г-май 2024г

2

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течение года

3

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».

Тематическая неделя «Моя семья».

октябрь 2023г

 

4

Оформление папки - передвижки для родителей

«Азбука патриотизма».

Стенгазета «День народного единства»

Знакомство с символикой нашего города.

Рисование «Герб г. Ухта».

ноябрь 2023г

5

3 декабря -День неизвестного солдата.  Экскурсия к Вечному огню.

Консультация для родителей «Маленький гражданин России».

декабрь 2023г

 

6.

Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес».

Продуктивная изобразительная деятельность. Развлечение «Русские святки».

Выставка детского рисунка «Дом, в котором я живу».

январь 2024г.

7.

Участие в акции «Письмо солдату»

Чтение художественной литературы.

Развлечение «День защитника Отечества».

 Выставка детского творчества.

февраль 2024г

8.

Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина».

Беседа по теме: «Моя малая Родина- Ухта- история родного города», «Улица, на которой я живу».

апрель 2024г

9.

Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах».

Участие в акции «Открытка ветерану»

май 2024 г

10.

Подведение итогов самообразования.

Диагностика. Презентация.

май 2024г

 

 

Используемая литература

Автор

Название

Год изд-я

Издательство

1

Алешина Н. В.

«Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2008

М.: Изд-во Цгл

2

Сухомлинский В. А

«Как воспитать настоящего человека»

1990

Москва «Педагогика»

3

Ушакова З. П.

«Истоки патриотизма в семье»

 

 

4

Арапова-Пискарева Н.

«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2004

М.: Мозаика-Синтез

5

Г. Н. Жучкова

«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

2012

Издательство: ГНОМ И Д

 6

 Статья Базарова О. Б

  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

 

 

 7.

 Н, В. Нищева

Ю.А. Кириллова

 Я люблю Россию.

Парциальная программа. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП.

 2023

 Издательство Детство ПРЕСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Информационный лист об участии в методической работе

Дата  участия

Формы участия в методической работе по теме самообразования

Выступление на педсовете

Подготовка и проведение МО

Показ открытых мероприятий

 

Публикация в СМИ, интернет-ресурсы

Семинар

Конкурс

Выставка

Мастер-класс 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

План работы на 2024–2025 учебный год.

Содержание

Сроки

1

Изучение методической литературы.

Знакомство с народной культурой и традициями русского народа. Центр славянской культуры.

Д/И «Кому что нужно».

Чтение художественной литературы.

Сентябрь 2024г-май 2025г

2

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. Обогащение патриотического уголка группы.

В течение года

3

Консультация для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

Посещение музея краеведческого. Знакомство с достопримечательностями нашего города.

октябрь 2024г

4

Тематическая неделя «Моя малая Родина».

Рисование «Мой детский сад».

октябрь 2024г

5

 Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».

декабрь 2024г

6.

Экскурсия в музей.

Презентация «День освобождения Ленинграда от фашисткой блокады»

Январь 2025

7

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

Оформление картотеки нравственно-патриотических игр.

С/р игра «Мы солдаты»

Знакомство с военными профессиями.

февраль 2025г

8

Оформление альбома или лепбука «Символы России», «Моя страна»

Выставка «Профессии моих родителей»

Беседа «Все работы хороши».

апрель 2025г

9

Выпуск стенгазеты «Дети герои Вов.»

Участие во Всероссийских творческих конкурсах «Праздник победы 9 мая».

май 2025г

10

Подведение итогов самообразования. Диагностика.

май 2025г

Консультация для родителей

«Нравственно — патриотическое воспитание в семье»

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно — патриотического воспитания дошкольников.

Презентация о проведенной работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию за год.

  

    1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем дошкольном учреждении. Мы хотим предложить вам поговорить об основах нравственно — патриотического воспитания дошкольников. Основы, как известно, закладываются с малых лет, они начинают закладываться в семье, а значит мы будем говорить о семье.

Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы  сегодня с вами отправимся в путешествие, оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими, просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. И начинались семейные посиделки. Пусть наше собрание пройдет в форме посиделок.

Что же означает слово «семья»? По определению Владимира Ивановича Даля, «семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

А еще можно сказать, что семья — это маленькое государство. А у каждого государства есть свой герб. Так и у каждой нашей семьи есть символ — герб семьи. Приглашаем наших детей, они очень хотят рассказать о своих семьях.

2.                Рассказы детей о гербе своей семьи.

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе — семья.

После рассказов детей звучит стихотворение «Берегите друг друга»

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом побудьте.

(награждение семей, принявших участие в конкурсе «Герб семьи»)

3. «Посиделки»

Сядем рядком да поговорим ладком. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде,чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия. Обратите внимания на нашу ромашку. Ее лепестки содержат мудрые мысли о семье великих людей. Предлагаю прочитать их вслух.

А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье. Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно  ждать и от своих детей.

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она — лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

Глядя на 5- летнего ребенка, можно явно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.

(раздача памяток «Правила общения в семье»).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить и поиграем в игру «Доскажи словечко»

•                    В гостях хорошо, а... (дома лучше).

•                    Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

•                    Дети не в тягость, а...  (в радость).

•                    Нет для человека добрее...  (отца с матерью).

•                    Нет дороже...   (отца с матерью).

•                    Семья — это...  (семь я).

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка — семье или детскому саду? (ответы родителей).

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье.

«Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

4.                Результаты анкетирования на тему «Познавательные интересы»

5.                Подведение итогов учебного года.

6.                Награждение родителей, принимавших активное участие в жизни детского сада и группы, благодарственными письмами.

7.                Разное

8.                Решение родительского собрания

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников посредством различных видов деятельности».

laquo;Нельзя возвышать один пол над другим, как более совершенный,  но также нельзя и уравнивать их».Ж.-Ж. Руссо...

Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

     Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, ...

«Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности» план по самообразованию

Цель:     Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольни...

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности»

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными ...