«Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности» план по самообразованию
материал (старшая группа)

Одарич Мария Васильевна

Цель:

     Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида № 16»

                                                               

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023г.

«Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности»

                                                 

 Воспитатель: Одарич М.В.

   «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

     Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

     Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Художественная литература и все виды искусства;

- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

- Привлечение семьи.

     Актуальность темы:

     Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

     Цель:

     Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

     Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2.Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.

3.Оформить центр по патриотическому воспитанию в группе.

4.Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр

5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

     Задачи патриотического воспитания для дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, продуктивные виды деятельности, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.

7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.

     Формы работы по патриотическому воспитанию:

- непосредственно образовательная деятельность,

- проектная деятельность,

- игры (развивающие, дидактические, настольные, подвижные, народные)

- народные, национальные праздники, развлечения, фестиваль национальных культур,

- продуктивная деятельность,

- моделирование,

- викторины, конкурсы,

- экологические праздники,

- акции.

План работы над темой:

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой;

- планирование работы по самообразованию.

2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий)-  подведение итогов;

- оформление результатов работы по теме самообразования;

- представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.        

План работы:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме. Беседа: «Семья»

Создание фотоальбома «Моя семья»

НОД «Ачинск, город в котором я живу»  

Показ презентации «Достопримечательности города Ачинск»

Изготовление стенгазеты «Прогулка по городу»

Чтение художественной литературы: 

Т. Агибалова  «В семейном кругу»,

«Что может быть семьи дороже?»

А. Барто «В пустой квартире», «Младший брат»

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Октябрь

НОД «Красноярск- столица края»

Показ презентации «Тайны заповедных скал» (заповедник «Столбы»)

НОД «Народное творчество»

Коллективное рисование «Дымковская слобода»

Осенний праздник «Осенины»

Чтение художественной литературы

А. Ишимова  «История России в

рассказах для детей»,

А. Пинчук  «Моя первая книжка о России»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Ноябрь

Беседа «Моя мама лучше всех»

НОД изготовление открытки ко Дню матери.

Беседа «Россия многонациональная страна»

Изготовление плаката ко дню народного единства.

Праздничный концерт «Мамин праздник в ноябре»

Фестиваль национальных культур «Мы вместе!»

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

Д. Габе "Моя семья",

Е. Ранневая "Доброта"

Папка передвижка «День народного единства», «День матери»

Выставка рисунков народных костюмов «Россия – многонациональная страна»

Декабрь

Экскурсия в музей «Русская изба»

Мастер – класс для детей по изготовлению кукол- оберегов.

Проект «В ожидании Нового Года»

Презентация ««Как встречают Новый год в разных странах мира»»

Новогодний карнавал.

Чтение художественной литературы

 В. Одоевский "Мороз Иванович",

С. Маршак "Двенадцать месяцев",

П. Бажов "Серебряное копытце"

Консультация

«О старинных

русских обычаях

детям»

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

НОД по теме "Тайна бабушкиного сундука"

Ярмарка

Беседа по теме "Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство"

Фольклорный праздник «Колядки»

Чтение художественной литературы

Песенки, потешки, прибаутки, заклички

Русские народные сказки:

«Зимовье зверей»,

«Волшебное кольцо»,

«Сивка-бурка»

Консультация «Роль фольклора в развитии детей»

Развлечение  "Игры наших бабушек"

Февраль

Знакомство детей с русскими народными промыслами.

Тематический досуг к Всемирному дню родного языка «Мы – россияне, наш язык – русский»

НОД «Города герои»

Подготовка к празднику «День защитников

Отечества»

Чтение художественной литературы

К. Ушинский «Наше Отечество»,

А. Митяев «Почему армия родная?»,

«Землянка»

С. Баруздин  «Шёл по улице солдат»

Совместное оформление выставки в группе детского сада «Народные промыслы»

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии»

Март

Фольклорный праздник «Масленица»

Беседа с детьми на тему «Моя родная мама»

Проведение праздника 8 марта.

НОД «Весенний день- 8 марта»

Выставка детских работ

«Милой мамочки портрет»

Чтение художественной литературы

Е. Благинина. «Посидим в тишине»

А. Милн "Непослушная мама",

Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 Марта».

Апрель

Проект "Космическая

история"

Знакомство детей с известными людьми «Юрий Гагарин - первый космонавт»

Беседа по теме «Наш дом во Вселенной»

НОД «Космос – это интересно»

Выставка «Космос глазами детей»

Чтение художественной литературы

Главы из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»,

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп?»,

А. Леонов «Шаги над планетой»,

В. Бороздин «Первый в космосе»,

В. Кащенко «Найди созвездия»

Консультация «Читаем детям о космосе»

Выставка совместного с родителями и детьми творчества «Космос глазами

детей»

Май

Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

НОД по теме «День Победы, как

он был от нас  далёк!»

Демонстрация презентации на

тему «День победы»

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Акция «Окна Победы»

Праздник «День Победы»

Чтение художественной литературы

В. Сухомлинский «Ложка солдата»,

А. Твардовский «Рассказ танкиста»,

А. Митяев «Мешок овсянки»,

С. Баруздин «Слава»,

К. Симонов «Сын артиллериста»

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

         

                   

Литература по теме самообразования:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.

2. История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.

3. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке, аппликации. А.А. Грибовская, М- «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика - Синтез, 2005.

5. Беседы о Великой Отечественной Войне Т.С. Шорыгина. ТЦ «Сфера», 2015г

6. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г . Пособие для воспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

7. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, Т.С. Шорыгина, М.: ТЦ сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников через различные виды деятельности в разновозрастной группе

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье...

Презентация. Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021-2022 учебный год разновозрастная группа (4-6 лет) «Подсолнушек»

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения её богатейшим историческим традициям является одной из са...

Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

     Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, ...

Мастер – класс для воспитателей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

Мастер – класс для воспитателей«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»...

Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.О...

Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

Познание Родины, родного дома- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение...

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учрежд...