«Экологическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности».
статья по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание дошкольников
в разных видах деятельности».
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.
Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.
Задачи экологического воспитания дошкольников:
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.
Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников это: Сюжетно -ролевые и д/игры, Игры с природным материалом, Целевые прогулки и наблюдение в природе, Просмотр фильмов о природе, Чтение детской художественной литературы, Труд в мине – центре природы, Работа с календарями природы, дневниками наблюдений, Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария, Изобразительная деятельность по экологической тематике, Беседы с детьми на экологические темы, экологические досуги, проекты, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
На первом месте, это конечно экологические занятия, на которых мы знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.
Сюжетно ролевые и дидактические игры. В своей работе мы часто используем дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто, где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.
Игры с природным материалом. Развитие мелкой моторики, ловкости, эстетического вкуса и слухового внимания, умения захватывать мелкие предметы, складывать их.
Целевые прогулки и наблюдения в природе. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомим детей с изменениями природы по сезонам. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки – корешки».
Просмотр фильмов о природе. Ребёнок через фильмы не только воспитывается, но и учится, получая новые знания и представления о мире. Поэтому от качества содержания фильма зависит и то, чему ребёнок научится, какие знания и представления получит.
Чтение детской художественной литературы. С самого раннего детства ребёнка сопровождает книга, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка: она воспитывает воображение, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Труд в мине центре природы. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Работа с календарями природы, дневниками наблюдений. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Беседы с детьми на экологические темы. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли, уметь вести беседу.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственному воспитанию через разные виды деятельности.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высокого сознания, нравственных чувств и поведения. Главная функция: нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформиров...

Экологическая направленность в разных видах деятельности.
Планирование экологического направления в разных видах деятельности....

Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности
Опыт работына тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»...

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»...

Знакомство с дикими и домашними животными Планирование экологической работы в разных видах деятельности в 1 младшей группе
Знакомство детей раннего возраста с дикими и домашними животными в разных видах деятельности...
