«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Рымарева Инна Анатольевна

   Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_patrioticheskoe_vospitanie.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Светлячок»

_______________________________________________________________________

143980, Московская область, г.о. Балашиха, мкр.Железнодорожный, ул. Струве, д.3А

Тел. 8 (495) 510-68-15, E-mail: madou19-zd@mail.ru

Индивидуальный план по самообразованию на 2019-2020гг

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

                                                   Составила: воспитатель 1 категории

Рымарева Инна Анатольевна

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

   Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

   И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- Художественную литературу и все виды искусства;

- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

- Привлечение семьи.

Актуальность темы:

   Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2.Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду.

3.Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 6-7лет в детском саду.

4.Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

5.Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.

7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.

   Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

  • Методы и формы работы:
  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,
  • экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
  • художественное творчество,
  • трудовая деятельность,
  • работа с родителями,
  • театрализованная деятельность.

Литература по теме самообразования:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.

2. История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.

3. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке, аппликации. А.А. Грибовская, М- «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика - Синтез, 2005.

5. Беседы о Великой Отечественной Войне Т.С. Шорыгина. ТЦ «Сфера», 2015г

6. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

7. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли,Т.С. Шорыгина, М.: ТЦ сфера, 2011.

План работы  над темой:

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой

- планирование работы по самообразованию.        Сентябрь, октябрь

2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. Ноябрь-апрель

3.Заключительный (обобщающий)-  подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

-  представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.        Май

План работы на год:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

НОД с использованием ИКТ «Моя малая Родина» , показ презентации «Балашиха. Микрорайон Железнодорожный –моя малая Родина»

Развлечение для детей «День Города»

Чтение художественной литературы:

Н. Асеев "Москва-Россия",

Н. Колпакова "Моя Москва",

В. Борисов "Москва - России краса"

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Составление картотеки игр по патриотическому воспитанию.

Беседа «Россия многонациональная страна»

Презентация « Народы России»

НОД по аппликации « Поздравительная открыты ко дню народного единства»

Знакомство с народным творчеством «Филимоновская игрушка. Барыня»

Фольклорный осенний праздник.

Чтение художественной литературы

А. Ишимова  "История России в

рассказах для детей",

А. Пинчук "Моя первая книжка о России"

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Выставка рисунков народных костюмов «Россия – многонациональная страна.»

Ноябрь

Беседа «Моя мама лучше всех»

Выставка «Портрет моей мамы»

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама",

Д. Габе "Моя семья",

Е. Ранневая "Доброта"

Шоу-игра посвященная Дню Матери «Это мой ребёнок» с использованием ИКТ.

Декабрь

Знакомство с народными праздниками.

Проект «В ожидании Нового Года»

Презентация « Обычаи встречи нового года в разных странах»

Новогодний карнавал.

Чтение художественной литературы

 В. Одоевский "Мороз Иванович",

С. Маршак "Двенадцать месяцев",

П. Бажов "Серебряное копытце"

Консультация

"О старинных

русских обычаях

детям"

Конкурс «Столовая для птиц»

Конкурс «Рождественская открытка»

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа

НОД по теме "Тайна бабушкиного сундука"

Беседа по теме "Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство"

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки:

"Пузырь, соломинка и лапоть",

"Зимовье зверей", "Волшебное кольцо", "Сивка-бурка"

Консультация "Как объяснить ребёнку смысл

пословиц и поговорок"

Совместное создание

книжки-малышки

"Гостеприимство и

взаимопомощь в

пословицах и поговорках"

Развлечение  "Игры наших бабушек"

Февраль

Знакомство детей с русскими народными промыслами

Подготовка к празднику "День защитников

Отечества"

Совместное оформление уголка в группе детского сада"Изделия народных

мастеров России"

Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Март

Беседа с детьми на тему «Моя родная мама».

Проведение праздника 8 марта.

Выставка детский работ

«Мамин портрет».

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама",

Выставка работ, выполненных мамами

и бабушками детей.

Апрель

Проект "Большое космическое

путешествие"

Знакомство детей с известными людьми "Юрий Гагарин - первый космонавт"

Беседа по теме "Наш дом во Вселенной"

Чтение художественной литературы

Главы из сказки Н. Носова "Незнайка на Луне",

П. Клушанцев "О чем рассказал телескоп?",

В. Медведев "Звездолёт "Брунька",

А. Леонов "Шаги над планетой",

В. Бороздин "Первый в космосе",

В. Кащенко "Найди созвездия"

Консультация "Читаем детям о космосе"

Выставка детских работ "Космос глазами

детей"

Май

Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

НОД по теме "День Победы, как

он был от нас  далёк!"

Демонстрация презентации на

Тему «День победы»

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Чтение художественной литературы

С. Алексеев "Первый ночной таран", "Дом",

М. Исаковский "Здесь похоронен

красноармеец",

А. Твардовский  "Рассказ танкиста",

А. Митяев "Мешок овсянки",

С. Баруздин "Слава",

К. Симонов «Сын артиллериста"

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

Досуг, посвящённый

Дню Победы

         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа

План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Тема самообразования: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Ч...

Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....