Проект "тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников, через различные виды деятельности»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Нина Васильевна Блинова

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения  к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_na_god_.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д\с «Теремок»

Проект

тема: «Патриотическое воспитание

старших дошкольников,

через различные виды деятельности»

                                                                 Воспитатель:  

                                                                                          Блинова Нина Васильевна    

                                                                                         

                                                                            2024-2025г.

Актуальность темы

                                                                                      Что мы Родиной зовем?

                                                                                       Дом, где мы с тобой растем

                                                                                       И березки у дороги,

                                                                                         По которой мы идем

                                                                                        Что мы Родиной зовем?

                                                                                       Солнце в небе голубом.

                                                                                        И душистый, золотистый

                                                                                      Хлеб за праздничным столом

                                                                                      Что мы Родиной зовем?

                                                                                     Край, где мы с тобой живем.

                                                                                                В. Степанов

 

    Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее частью, значит Россия для него – это Родина.

   

 Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Задачи: Формировать представления о России как о родной стране.

1. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой

России

2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством

изучения государственной символики

   Методы и формы работы:

  беседа,

  игры,

 чтение художественной литературы,

 творческое задание,

 художественное творчество,

 трудовая деятельность,

 работа с родителями,

 

                                    План  реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь

2024г.

Воспитатель:

2

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

2024 г.

Воспитатель:  

3

Планирование работы по самообразованию

Сентябрь

2024г.

Воспитатель:  

II этап. Внедренческий

1

  Изучение научно-

методической литературы

Сентябрь2024г.

 

Воспитатель:

2

практическая деятельность:   изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями,   участие в мероприятиях, посвященных этой теме.  

Сентябрь

2024г.-

Май 2025г.

Воспитатель:  

III этап. Обобщающий

1

  Подведение итогов;

Май

2025г.

Воспитатель:  

2

Провести анализ полученных результатов

Май

2025г.

Воспитатель:  

 

 

   

   

   Реализация проекта.

 План работы  с детьми дошкольного возраста

и их родителями на год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

НОД с использованием ИКТ «Моя малая Родина» , показ презентации  

Фотовыставка «Наш поселок»

Чтение художественной литературы:

Н. Асеев "Москва-Россия",

В. Борисов "Москва - России краса"

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания»

Октябрь

Беседа «Россия многонациональная страна»

Презентация «Народы Сибири»

Занятие по рисованию на тему «Моя семья».

Рассказы детей о членах семьи.

Рассмотрение альбома «Моя семья».

Чтение художественной литературы

А. Ишимова  "История России в

рассказах для детей",

 

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей:

«Как воспитать настоящего человека?»

Консультация «Детям о правилах семейного этикета».

Ноябрь

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

.Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей поселка Залари.

Предложить родителям посетить с детьми краеведческий музей поселка.

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Декабрь

Знакомство с народными праздниками.

Проект «В ожидании Нового Года»

Презентация « Обычаи встречи нового года в разных странах»

Новогодний карнавал.

Чтение художественной литературы

С. Маршак "Двенадцать месяцев",

П. Бажов "Серебряное копытце"

Консультация "О старинных

русских обычаях детям"

 Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек.

Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка »

Январь

 познакомить детей с старинными одеждами :

 «Русский народный костюм»  

 «Рождественские колядки» - развлечение.

Чтение художественной литератур

"Зимовье зверей",

"Волшебное кольцо",

"Сивка-бурка"

 Консультация

«Формирование ребёнка,

как личности, в процессе

ознакомления с

народными играми»

Развлечение  " Народные игры наших бабушек"

Февраль

Просмотр

Презентаций  "Защитники Родины". Выставка детских рисунков

«Папина профессия».

Подготовка к празднику "День защитников Отечества"

Оформление приемной «Мой папа   служил в армии"

Консультация: «Жить –Родине служить!»

Март

Беседа с детьми на тему «Моя мама лучше всех».

Выставка детских работ на тему «Что я маме подарю?»

Проведение праздника 8 марта.

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама"

Знакомство с праздником и проведение «Масленицы»

 Оформить выставку работ, выполненных  мамами

и бабушками детей своими руками. «Наши мамы мастерицы»

Консультация «Что такое масленница?»

Апрель

Презентация: "Юрий Гагарин - первый космонавт"

Беседа по теме "Наш дом во Вселенной"

Чтение художественной литературы

В. Бороздин "Первый в космосе",

П. Клушанцев "О чем рассказал телескоп?",

 А. Леонов "Шаги над планетой",

 

Консультация "Читаем детям о космосе"

Выставка детских работ "Космос глазами

детей"

Май

Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

Занятие по теме "День Победы, как

он был от нас далёк!"

Участие детей во Всероссийской акции «День Победы!» (Рисунки

Показ презентации на

Тему «День победы»

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Чтение художественной литературы

 А. Твардовский  "Рассказ танкиста",

А. Митяев "Мешок овсянки",

С. Баруздин "Слава",

К. Симонов «Сын артиллериста"

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

Досуг, посвящённый

Дню Победы

Экскурсия  в парк к памятнику  «Наши защитники».

Литература по теме самообразования

Патриотическое воспитание детей 4-6 лет – Комратова Н.Г., Грибова  Л.Ф. М: Мозаика - Синтез, 2005. Беседы о Великой Отечественной Войне Т.С. Шорыгина. ТЦ «Сфера», 2015г

Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Зеленова  Н.Г . Пособие для воспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, Т.С. Шорыгина, М.: ТЦ сфера, 2011.

А.Д. Жариков «Растите детей патриотами», Е.И. Корнеева "Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников",  Е.К. Ривина "Государственная символика России", Л.В. Логинова "Что может герб нам рассказать?", Л.А. Кодрикинский "С чего начинается Родина?", Г. Зеленова, Л. Е. Осипова "Мы живём в России!" Л. С. Куприна и др. "Знакомство детей с русским народным творчеством", О. Л. Князева,М. Д. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", М. Ф. Литвинова "Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практич. пособие", М. А. Ключева" "Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа


Приложение

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     -Воспитание любви к Родине;

     -Воспитание уважения к старшему поколению;

     -Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

      -Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

     - Да.

      -Нет.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

      - Да.

      -Нет.

4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      -Да.

      -Нет.

      -Затрудняюсь ответить.

5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического                       воспитания детей дошкольного возраста?

    -Прививать детям уважение к людям своей страны.

     -Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

     -Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

     -Ознакомление с историческим прошлым России.

     -Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребёнка.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема  ознакомления с  родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___

 7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___

9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Спасибо за сотрудничество.

Памятка для родителей

По нравственно-патриотическому воспитанию

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях и после них).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельностиВ нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание долж...

Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...

Доклад к семинару "Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности"

В дошкольном детстве необходимым является потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников. Когда реализовывается эта потребность, вызываются положительные эмоции, чувства радости...

Тема самообразования 22-23г "Патриотическое воспитание детей через различные виды деятельности"

quot;Патриотическое воспитание детей через различные виды деятельности"                                  ...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Воспитание патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду...