Педагогическая концепция "Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре"
методическая разработка (старшая группа)

Михненко Валентина Александровна

"Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской культуре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» п. Усть-Луга

        

Педагогическая концепция на тему:

«Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре»

Автор концепции: Михненко В.А

Воспитатель дошкольных групп

МБДОУ  «Детский сад» п. Усть-Луга

п. Усть-Луга

2020 год

Актуальность.

 Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность.

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

Цель воспитания патриотизма у дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.

От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины.

 Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Отсюда вытекает главная задача педагога-воспитателя – развить в детях чувство любви к своей малой родине, а затем и к стране, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.

Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.

Как отмечал К. Д. Ушинский«…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины».

Наверное, самый благодарный труд- это возрождение забытых национальных ценностей. Человек неразрывно связан с прошлым. Он должен знать свои истоки, историю и культуру своего народа. Мой край необычен. Здесь издавна проживает несколько этнических групп: Ижоры, водь, финны, славяне.

Жизнь предков во многом является примером для будущих поколений. Соприкосновение с народными традициями, труда взрослых, воспитывают гордость за свой край, свою малую Родину. Поэтому эта связь между поколениями не должна прерываться.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, повышать интерес к ее истории и культуре.

Задачи:

  1. Формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему края;
  2. Знакомить детей с предметами водского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта водского народа.
  3. Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
  4. Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе);
  5.  Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре.
  6. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детского «мини-музеея», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Новизна.

          Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников, выходящей за пределы организованной-образовательной деятельности и поэтапном ознакомление детей с малым народом Водь и водской культурой. 

Ведущая педагогическая идея: Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Мой край  дает немало возможностей «погружения» детей в историю о жизни вожан, потому что здесь издавна живут и проживают малочисленное население -Водь. В деревне Лужицы находится Водский музей, где можно познакомить детей с обычаями и бытом Водского народа. Есть возможность погрузить ребёнка в мир старинных предметов, показать их красоту, донести особенности крестьянского труда и чувство уважения и гордости за малую родину.

Принципы патриотического воспитания.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания,  педагоги нашего ДОУ выстраивают свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

-взаимодействие с семьей и социумом .

Основные методы патриотического воспитания

В  Детском саду используются разнообразные методы и формы работы для развития патриотического воспитания через приобщение к водской культуре.

- экскурсии и целевые прогулки (Водский музей, д. Лужицы, библиотека);

 -мини – музей на базе МБДОУ «Детский сад» п. Усть-Луга  («Водская  изба»);

- рассказ воспитателя о жизни водского народа;

- беседы о родном поселке, крае и его истории; («Труд водского народа», «Национальный костюм», «Водские гуляния», «Народные игры»)

- показ иллюстраций, слайдов о труде  Водского народа;

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, народные Водские игры, сказки, песни);

- ознакомление с водским  народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

-организация тематических мероприятий;(Выставки, совместная деятельность, праздники , ярмарка)

Очень важно, чтоб приобщение детей к водской культуре интегрировало во всех образовательных областях.

Речевое развитие

Водские сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсии в «Водский музей», водский быт, мини-музей  в МБДОУ.

Художественно-эстетическое развитие

Водские художественные промыслы, игрушки, водские костюмы, колыбельные, песни.

Физическое развитие

Подвижные игры, хороводные игры.

Познавательное развитие

Водские приметы, пословицы, водские праздники

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с водским бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. На этот счет у Конфуция есть строки:

Скажи мне — и я забуду,

 Покажи мне — и я запомню,

Дай мне сделать — и я пойму.

(Конфуций)

В этом изречении заключен важнейший принцип воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы и материалы (национальные водские костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.)

Предметно-развивающая среда играет огромную роль. С ее помощью можно вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на эмоциональную сферу. Знакомство детей только с устным народным творчеством, с традициями и обрядами без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой малого народа.

Поэтому в дошкольном учреждении создан мини музей «Водская изба», где собраны предметы быта, которыми пользовались в старину. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой.  Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Большинство экспонатов музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. 

«Водская изба» стала местом проведения занятий по ознакомлению с водской народной культурой, устным народным творчеством, обрядами и обычаями водского народа.

Постепенно, овладевая новыми знаниями о быте и культуре, ребятам стало интересно, чем же раньше играли дети: какими игрушками, в какие игры.

Теоритическая база

В современных условиях важно сохранить и возродить обычаи, традиции, обряды водской  культуры и передать новому поколению.

Основная работа при направлении- это формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры», которая закладывается на следующей основе:

  • Ознакомление с бытом и жизнью водского народа;
  • Ознакомление с нравственными ценностями;
  • Ознакомление с традициями, особенностями водской культуры.

Приобщение детей к истокам водской народной культуры необходимо решать во всех видах детской деятельности:

  • Двигательной
  • Игровой
  • Продуктивной
  • Коммуникативной
  • Трудовой
  • Конструктивной
  • Восприятие художественной литературы
  • Познавательно-исследовательской

При ознакомлении детей с культурой водского народа мы опираемся на задачи инновационной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, способствующая к созданию:

  • Перспективного планирования на тему «Воспитания любви к родному краю»;( таблица 1)
  • Тематическое планирования (Конспекты ООД)
  • Демонстрационный материал (водские костюмы, альбомы, посуда, мебель);
  • Картотеки игр (подвижных, дидактических, словесных,. сюжетно-ролевые);

Технология опыта

Прежде, чем приступить к работе по данному направлению, на первом этапе была проведена диагностика теоритических знаний и практических умений детей (знания о предметах водского быта, праздниках, традициях, обычаев и прикладного творчества). Параллельно было проведено анкетирование родителей (анкеты прилагаются). Результаты показали заинтересованность родителей в данной теме и желание совместно сотрудничать с детским учреждением. Приобщения семьи к водской культуре воспитания детей требует от педагогов особого такта, внимания, чуткости не только к каждому ребенку, но и родителю.

Чтобы понять, насколько интересно данное направление детям, была проведена совместная деятельность с детьми

  • «Заяц-хваста»
  • «Тряпичная кукла»
  • «Посиделки у костра»
  • Водская сказка на платке «Радуга»

В результате проведенных занятий было отмечено, что дети эмоционально откликаются на речевой, игровой, двигательный материал, с интересом слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют песенки и сказки. Это говорит о том, что водская народная культура доступна, интересна и понятна для детского восприятия.

Работа с родителями.

Большое значение в приобщении детей к водской народной культуре имеет работа с родителями. С семьей проводятся беседы, анкетирование, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к водской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в музей «Водской культуры», который располагается в деревне Лужицы; в организации «Мини-музея» в детском саду.

Разработаны консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей»«Народные праздники» «Что рассказал музей»«Сказка как средство патриотического воспитания».

Рекомендации для родителей«Выдумываем сказку»«Воспитание патриотизма» «Семейный музей» и др.

Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к Водской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).

Таким образом, только с привлечением всех участников образовательного процесса, социума, родителей, можно говорить об успешной реализации проекта «Патриотическое воспитание детей через приобщение к водской народной культуре»


Таблица 1

Тематическое планирование по ознакомлению «Патриотическое воспитание через приобщение к водской народной культуре в старшей группе»

Месяц

Тема

Цель

Предварительная работа

Сентябрь

«В начале пути»

Познакомить с маршрутной картой родного края;

Развивать интерес у детей путешествием по родному краю;

Воспитывать любознательность, прививать любовь к родному краю.

Словесная игра «Изобрази»

Стихи для заучивания о Родине В. Верба

Октябрь

«Природа нашего края»

Продолжать знакомить детей с маршрутной картой;

Закрепить знания о растениях родного края;

Познакомить с особенностями природы района.

Загадки про деревья

Д/и «Найди дерево по описанию»

Песня для разучивания «Во поле березка….»

Ноябрь

«Животный мир»

Продолжать знакомить детей с маршрутной картой;

Закрепить знания о хищных и травоядных животных наших лесов;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Загадки про лесных животных

Театрализованная деятельность

по сказке «Зайка-хваста»

Д/и «Кто у кого?»

Пазлы с изображением животных

Ноябрь

«Крылатые соседи»

Продолжать знакомство детей с маршрутной картой;

Закрепить знания о птицах, перелетных, зимующих, о пользе птиц;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление кормушек с родителями

Загадки про птиц

Лото «Птицы»

Д\и «Крылатые-пернатые»

Декабрь

«Гости из прошлого»

Продолжать знакомство с картой района;

Обобщить представление детей о форме вежливого обращения и традициями приема гостей;

Познакомить с представителями древнего населения нашего края водь и ижора ;

Развивать любознательность и заинтересовать в изучении прошлого нашего края;

Воспитывать любовь к родному краю.

Разучивание стихотворения «Белый заяц»

Январь

«В гости к славянам и

финнам»

Продолжать знакомство с картой района;

Обобщить представление детей о форме вежливого обращения и традициями приема гостей;

Познакомить с представителями древнего населения нашего края  славяне и финны ;

Развивать любознательность и заинтересовать в изучении прошлого нашего края;

Воспитывать любовь к родному краю.

Игра «Гори, гори ясно»

Разучивание финского танца

Игра «Золотые ворота»

Февраль

«О защитниках родных земель»

Продолжать знакомство с картой района;

Закрепить знание об Армии, об ее предназначении;

Познакомить с оружием давних времен, с крепостями построенными для защиты родных земель;

Воспитывать любовь к родному краю и гордость за воинов-героев.

Пазлы «Военная техника»

Разучивание стихотворений «О Отечестве»

Март

«Веселая ярмарка»

Обобщить и систематизировать представление о народных промыслах нашего района;

Знакомить с традициями и обычаями русского народа;

Поддерживать эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к фольклору;

Воспитывать уважение к труду мастеров.

Разучивание стихотворений по ролям;

Подготовка костюмов и атрибутов к ярмарке;

Разучивание стихотворение на водском языке «Белый заяц»

Игра «Дед Сысой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

   Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...