Педагогическая концепция "Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре"
методическая разработка (старшая группа)
"Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» п. Усть-Луга
Педагогическая концепция на тему:
«Патриотическое воспитание у дошкольников через приобщение к водской народной культуре»
Автор концепции: Михненко В.А
Воспитатель дошкольных групп
МБДОУ «Детский сад» п. Усть-Луга
п. Усть-Луга
2020 год
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность.
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
Цель воспитания патриотизма у дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.
От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины.
Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Отсюда вытекает главная задача педагога-воспитателя – развить в детях чувство любви к своей малой родине, а затем и к стране, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.
Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.
Как отмечал К. Д. Ушинский: «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины».
Наверное, самый благодарный труд- это возрождение забытых национальных ценностей. Человек неразрывно связан с прошлым. Он должен знать свои истоки, историю и культуру своего народа. Мой край необычен. Здесь издавна проживает несколько этнических групп: Ижоры, водь, финны, славяне.
Жизнь предков во многом является примером для будущих поколений. Соприкосновение с народными традициями, труда взрослых, воспитывают гордость за свой край, свою малую Родину. Поэтому эта связь между поколениями не должна прерываться.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, повышать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
- Формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему края;
- Знакомить детей с предметами водского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта водского народа.
- Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
- Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательностям, культуре, природе);
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре.
- Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детского «мини-музеея», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Новизна.
Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие нравственно-патриотических качеств у дошкольников, выходящей за пределы организованной-образовательной деятельности и поэтапном ознакомление детей с малым народом Водь и водской культурой.
Ведущая педагогическая идея: Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Мой край дает немало возможностей «погружения» детей в историю о жизни вожан, потому что здесь издавна живут и проживают малочисленное население -Водь. В деревне Лужицы находится Водский музей, где можно познакомить детей с обычаями и бытом Водского народа. Есть возможность погрузить ребёнка в мир старинных предметов, показать их красоту, донести особенности крестьянского труда и чувство уважения и гордости за малую родину.
Принципы патриотического воспитания.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагоги нашего ДОУ выстраивают свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
-взаимодействие с семьей и социумом .
Основные методы патриотического воспитания
В Детском саду используются разнообразные методы и формы работы для развития патриотического воспитания через приобщение к водской культуре.
- экскурсии и целевые прогулки (Водский музей, д. Лужицы, библиотека);
-мини – музей на базе МБДОУ «Детский сад» п. Усть-Луга («Водская изба»);
- рассказ воспитателя о жизни водского народа;
- беседы о родном поселке, крае и его истории; («Труд водского народа», «Национальный костюм», «Водские гуляния», «Народные игры»)
- показ иллюстраций, слайдов о труде Водского народа;
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, народные Водские игры, сказки, песни);
- ознакомление с водским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
-организация тематических мероприятий;(Выставки, совместная деятельность, праздники , ярмарка)
Очень важно, чтоб приобщение детей к водской культуре интегрировало во всех образовательных областях.
Речевое развитие | Водские сказки, песенки, пословицы, поговорки. |
Социально-коммуникативное развитие | Экскурсии в «Водский музей», водский быт, мини-музей в МБДОУ. |
Художественно-эстетическое развитие | Водские художественные промыслы, игрушки, водские костюмы, колыбельные, песни. |
Физическое развитие | Подвижные игры, хороводные игры. |
Познавательное развитие | Водские приметы, пословицы, водские праздники |
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с водским бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. На этот счет у Конфуция есть строки:
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне сделать — и я пойму.
(Конфуций)
В этом изречении заключен важнейший принцип воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы и материалы (национальные водские костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
Предметно-развивающая среда играет огромную роль. С ее помощью можно вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на эмоциональную сферу. Знакомство детей только с устным народным творчеством, с традициями и обрядами без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой малого народа.
Поэтому в дошкольном учреждении создан мини музей «Водская изба», где собраны предметы быта, которыми пользовались в старину. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Большинство экспонатов музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
«Водская изба» стала местом проведения занятий по ознакомлению с водской народной культурой, устным народным творчеством, обрядами и обычаями водского народа.
Постепенно, овладевая новыми знаниями о быте и культуре, ребятам стало интересно, чем же раньше играли дети: какими игрушками, в какие игры.
Теоритическая база
В современных условиях важно сохранить и возродить обычаи, традиции, обряды водской культуры и передать новому поколению.
Основная работа при направлении- это формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры», которая закладывается на следующей основе:
- Ознакомление с бытом и жизнью водского народа;
- Ознакомление с нравственными ценностями;
- Ознакомление с традициями, особенностями водской культуры.
Приобщение детей к истокам водской народной культуры необходимо решать во всех видах детской деятельности:
- Двигательной
- Игровой
- Продуктивной
- Коммуникативной
- Трудовой
- Конструктивной
- Восприятие художественной литературы
- Познавательно-исследовательской
При ознакомлении детей с культурой водского народа мы опираемся на задачи инновационной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, способствующая к созданию:
- Перспективного планирования на тему «Воспитания любви к родному краю»;( таблица 1)
- Тематическое планирования (Конспекты ООД)
- Демонстрационный материал (водские костюмы, альбомы, посуда, мебель);
- Картотеки игр (подвижных, дидактических, словесных,. сюжетно-ролевые);
Технология опыта
Прежде, чем приступить к работе по данному направлению, на первом этапе была проведена диагностика теоритических знаний и практических умений детей (знания о предметах водского быта, праздниках, традициях, обычаев и прикладного творчества). Параллельно было проведено анкетирование родителей (анкеты прилагаются). Результаты показали заинтересованность родителей в данной теме и желание совместно сотрудничать с детским учреждением. Приобщения семьи к водской культуре воспитания детей требует от педагогов особого такта, внимания, чуткости не только к каждому ребенку, но и родителю.
Чтобы понять, насколько интересно данное направление детям, была проведена совместная деятельность с детьми
- «Заяц-хваста»
- «Тряпичная кукла»
- «Посиделки у костра»
- Водская сказка на платке «Радуга»
В результате проведенных занятий было отмечено, что дети эмоционально откликаются на речевой, игровой, двигательный материал, с интересом слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют песенки и сказки. Это говорит о том, что водская народная культура доступна, интересна и понятна для детского восприятия.
Работа с родителями.
Большое значение в приобщении детей к водской народной культуре имеет работа с родителями. С семьей проводятся беседы, анкетирование, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к водской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в музей «Водской культуры», который располагается в деревне Лужицы; в организации «Мини-музея» в детском саду.
Разработаны консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».
Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Семейный музей» и др.
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к Водской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).
Таким образом, только с привлечением всех участников образовательного процесса, социума, родителей, можно говорить об успешной реализации проекта «Патриотическое воспитание детей через приобщение к водской народной культуре»
Таблица 1
Тематическое планирование по ознакомлению «Патриотическое воспитание через приобщение к водской народной культуре в старшей группе»
Месяц | Тема | Цель | Предварительная работа |
Сентябрь | «В начале пути» | Познакомить с маршрутной картой родного края; Развивать интерес у детей путешествием по родному краю; Воспитывать любознательность, прививать любовь к родному краю. | Словесная игра «Изобрази» Стихи для заучивания о Родине В. Верба |
Октябрь | «Природа нашего края» | Продолжать знакомить детей с маршрутной картой; Закрепить знания о растениях родного края; Познакомить с особенностями природы района. | Загадки про деревья Д/и «Найди дерево по описанию» Песня для разучивания «Во поле березка….» |
Ноябрь | «Животный мир» | Продолжать знакомить детей с маршрутной картой; Закрепить знания о хищных и травоядных животных наших лесов; Воспитывать бережное отношение к животным. | Загадки про лесных животных Театрализованная деятельность по сказке «Зайка-хваста» Д/и «Кто у кого?» Пазлы с изображением животных |
Ноябрь | «Крылатые соседи» | Продолжать знакомство детей с маршрутной картой; Закрепить знания о птицах, перелетных, зимующих, о пользе птиц; Воспитывать бережное отношение к природе. | Изготовление кормушек с родителями Загадки про птиц Лото «Птицы» Д\и «Крылатые-пернатые» |
Декабрь | «Гости из прошлого» | Продолжать знакомство с картой района; Обобщить представление детей о форме вежливого обращения и традициями приема гостей; Познакомить с представителями древнего населения нашего края водь и ижора ; Развивать любознательность и заинтересовать в изучении прошлого нашего края; Воспитывать любовь к родному краю. | Разучивание стихотворения «Белый заяц» |
Январь | «В гости к славянам и финнам» | Продолжать знакомство с картой района; Обобщить представление детей о форме вежливого обращения и традициями приема гостей; Познакомить с представителями древнего населения нашего края славяне и финны ; Развивать любознательность и заинтересовать в изучении прошлого нашего края; Воспитывать любовь к родному краю. | Игра «Гори, гори ясно» Разучивание финского танца Игра «Золотые ворота» |
Февраль | «О защитниках родных земель» | Продолжать знакомство с картой района; Закрепить знание об Армии, об ее предназначении; Познакомить с оружием давних времен, с крепостями построенными для защиты родных земель; Воспитывать любовь к родному краю и гордость за воинов-героев. | Пазлы «Военная техника» Разучивание стихотворений «О Отечестве» |
Март | «Веселая ярмарка» | Обобщить и систематизировать представление о народных промыслах нашего района; Знакомить с традициями и обычаями русского народа; Поддерживать эмоциональный настрой. Воспитывать интерес к фольклору; Воспитывать уважение к труду мастеров. | Разучивание стихотворений по ролям; Подготовка костюмов и атрибутов к ярмарке; Разучивание стихотворение на водском языке «Белый заяц» Игра «Дед Сысой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-646748-1435650292.jpg)
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728291-1450772888.jpg)
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-671982-1590680660.jpg)
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-671982-1590680660.jpg)
Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к их народной культуре
Участие в семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1014448-1519194142.jpg)
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821892-1475043706.jpg)
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Консультация для родителей...