Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
проект (старшая группа) на тему

Дейнега Лидия Владимировна

     Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства), мы способствуем духовно-нравственному воспитанию, «формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Детский сад №10 муниципального образования Каневской район

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

(старший дошкольный возраст)

                                                                       

Составители:

                                                          воспитатели МАДОУ детский сад №10           Дейнега Лидия Владимировна

Забродина Наталья Георгиевна  

2017г.

Ст. Каневская

               

                  …утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле – искусство воспитания детей…

                                                                                             И.А. Ильин.                            

                             Педагогика – не наука, а искусство, - самое обширное,

                           сложное, самое высокое и самое необходимое из всех

                                  искусств.

К.Д. Ушинский.

- К чему Вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.

                                - Быть человеком, -  ответил я.

Н.И. Пирогов.

                              Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет:                                сердце, добрые чувства.

                                                               Ф.М. Достоевский

     

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.  Какую бы сферу жизни мы не взяли, везде кризис. О чем это говорит? Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, это говорит «о том, что кризис, переживаемый нами сегодня, есть кризис не политический, не экономический, не экологический, не культурный – это кризис личности, кризис нашего самосознания. Только этим кризисом можно объяснить глобальность бед, через которые сегодня проходит наш народ и наше государство. И легко доказать, что в основе бед лежит неспособность многих наших соотечественников отличить добро от зла». Что же нужно делать, чтобы преодолеть кризис в обществе? И снова ответ на этот вопрос может дать  Святейший Патриарх Кирилл: «Только сильная нация способна решать задачи, которые перед ней стоят. Так вот, чтобы сильными мы были, нам надо научиться друг с другом общаться, друг с другом мирно жить. А все это возможно, когда в сердце -  вера, когда человек воспитывается в совершенно конкретной системе нравственных ценностей». Всем известно, что наше будущее – это наши дети. И будущее нашей страны напрямую зависит от того, какими вырастут наши дети.

    Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Ребенок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему в нем рождаются и развиваются те качества человека и гражданина, которые в дальнейшем определят смысл и цель его жизни, его потребности, направленность его деятельности. Этот период характеризуется особой информационной чистотой и готовностью к познанию мира, бесстрашием, необремененностью стереотипами. В.А. Сухомлинский доказывал, что детство – каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

     Т.к. мы, педагоги, являемся руководителями и организаторами жизни детей в дошкольном учреждении, мы развиваем их разум и формируем их мировоззрение в процессе воспитания и обучения, и таким образом, влияем на их поведение, то наша задача должна заключаться в том, чтобы найти те немногие руководящие идеи, которыми определяется поведение человека, и сделать их основными в своей работе. В качестве таких идей, понятий,  оказывающих определяющее влияние на поведение человека, К.Д. Ушинский указывает на понятие человек, которое входит почти в каждый процесс обдумывания человеческого поступка, причем его содержание отражается соответствующим образом на поступках человека. «Можно сказать с уверенностью, - пишет К.Д. Ушинский, - что если воспитатель даст своему воспитаннику истинный, не теоретический только, но и практический, т. е. проникнутый чувствованиями и желаниями, взгляд на человека, то положит незыблемую основу нравственного воспитания» (IX, 421 – 422). Чтобы накопить материал для сильного характера, ребенок должен как можно больше чувствовать, желать и действовать, т. е. жить практически. Только практическая жизнь сердца и воли образует настоящий характер. Эту простую и очевидную истину часто забывают родители и педагоги, думающие моральными наставлениями воспитать сердце и волю ребенка. Педагог должен помочь ребенку открыть разумный взгляд на действительность, а для этого ребенка надо ставить в определенные практические отношения с той или иной действительностью.

Моделируя различные ситуации педагоги должны научить детей подводить итоги своим желаниям и нежеланиям: давать себе точный и чистосердечный отчет в том, чего они действительно хотят, какими желаниями они должны поступиться и какие нежелания должны вынести, чтобы достичь того, чего они действительно и более всего добиваются.

     Воспитание должно просвещать сознание ребенка, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу добра, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от не? К чести природы человеческой можно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно-добрых побуждений; но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Как считает К.Д. Ушинский: «Есть одна только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее  убеждения…Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

     Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие ценности, которые не подвержены старению. В воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа, его педагогических традиций.

     Т.к. в дошкольный период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином, то этот период  наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания.

     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, на «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

     «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется  теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ В.В. Зиньковский. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Приобщение к культуре развивает не только ум, формирует душу, обогащает речь, но и учит в трудные времена для Отечества сохранять свое лицо, как нации, самобытность, высокую духовность и нравственность.

В связи с этим мы пришли  к выводу, что воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам кубанской народной культуры будет наиболее удачным направлением работы.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической темой. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Тем более, что при работе над проектом, дети решают ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, с обязательной презентацией этих результатов.

     Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства), мы способствуем духовно-нравственному воспитанию, «формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка». К тому же воспитание патриотических чувств без духовно-нравственного воспитания просто невозможно. А проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима в наши дни. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, станице. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Приобщая детей культуре кубанского казачества, мы воспитываем у детей чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека, тем самым обеспечиваем устойчивое, гармоническое развитие личности. Работа над проектом требует тесного сотрудничества с семьей, т. к. ребенок приобретает первый социокультурный опыт именно в семье. Поэтому мы помогали родителям посредством консультаций, индивидуальных бесед, домашних заданий осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Совместное участие всех членов семьи в выполнении домашних заданий (составление рассказов об истории семьи, традициях семьи, изготовление поделок) помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Без знания своих корней, традиций, нельзя воспитать  полноценного человека. Поэтому духовно-нравственное  воспитание, познание детьми культуры кубанского казачества, творчества, фольклора, благотворно влияет  не только  на формирование  души, но и  на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. А творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

     Проблема, решаемая при реализации проекта: с помощью различных мероприятий (детских презентаций, викторин, вечеров вопросов и ответов, заседаний клуба «Знатоков», чтения художественной литературы, бесед) возможно не только привлечь внимание детей к изучению истории и традиций своей семьи, края, но и создать предпосылки для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

     Участниками проекта являются дети старшей группы компенсирующей направленности №12 МАДОУ  детский сад №10.

     Цель проекта: развивать  духовно-нравственные качества личности дошкольников и патриотические чувства через приобщение к истокам национальной культуры края.  

     Задачи: формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры родного края, воспитание  интереса  и любви  к  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,  к народным  играм способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); увеличение объема внимания и памяти; развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

     Основные этапы проекта:

-составление поэтапного плана работы;

-разработка конспектов мероприятий;

-изготовление игр;

-разработка презентаций;

-реализация проекта.

     В ходе реализации проекта использовались следующие педагогические технологии: ИКТ (презентации, изготовление игр), здоровьесберегающие, обеспечивающие социально-психологическое благополучие детей (игры, беседы, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье детей), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала с учетом поставленных задач), игровая (в структуры игр входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых ребенок полностью реализует себя как субъект), сотрудничества (взрослые и дети совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества), проблемного обучения (создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, и развитие мыслительных способностей), культурно-досуговой работы (викторины, «Вечер вопросов и ответов», заседание «Клуба знатоков»).

     Работа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса: организованной образовательной деятельности (ООД),  режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, разных видах игр, решении проблемных ситуаций, самостоятельной и организованной изобразительной деятельности.

     В ходе реализации проекта были использованы следующие методы и приемы:

1.Наглядные: рассматривание  старинных фотографий, книжных иллюстраций, репродукций, икон, презентаций, старинных предметов домашнего обихода, одежды, показ способа действий при изготовлении открыток, подарков при разучивании игр;

2. Словесные: чтение литературных произведений воспитателем; загадывание и отгадывание загадок; рассказы детей из своего опыта, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, ответы на вопросы, педагога, детей, объяснение педагога в процессе рассматривания предметов, фотографий, иллюстраций, ситуативные беседы, разбор житейских ситуаций;

3.Практические: проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров, организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, проведение  игр.

     В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Приглашение в путешествие, дидактические игры

Коммуникативная

Отгадывание загадок, ответы на вопросы

Двигательная

Физминутки, подвижные игры

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов, сказок  

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры

     Ожидаемые результаты: предполагается, что проводимые мероприятия обеспечат эмоциональное благополучие детей, что в свою очередь создаст внутренние предпосылки для дальнейшего  развития личности; у детей появится интерес к изучению истории и культуры своего края; будут содействовать развитию социальных компетенций детей в коллективе и в общении друг с другом;  дети будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач, и стремиться к достижению поставленной цели, а также смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации, укрепятся детско-родительские отношения, повысится качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей..

     Календарный план реализации проекта:

Сентябрь.

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. ООД «Живи и здравствуй, милая станица!»

4. Презентация для детей: «Кубанские народные игры».

5. ООД «Переселение казаков на Кубань и образование Каневского куреня».

6. Изготовление игры «Путешествие по станице Каневской», знакомство с правилами игры.

Октябрь.

1. Конкурс фотографий «Выходной день с семьей».

2. Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы» и традициях, связанных с этим праздником.

3. Консультация для родителей «Семейные традиции и православие в казачьих семьях».

4. Изготовление игры «Путешествие в прошлое. Хата казака», знакомство с правилами игры.

Ноябрь.

1. Рассказ о празднике «День народного единства».

2. Изготовление открыток ко Дню матери.

3. Праздник «День матери».

Декабрь.

1.Рассказ о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

2. ООД «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».

3. Беседа: «Кто приносит подарки детям?». Рассказ о Святителе Николае.

Январь.

1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов, колядок.

2. Развлечение «Праздник Рождества».

3. Изготовление из бумаги «Ангел»,  аппликация «Рождественские открытки».

4. Выставка семейных работ «Рождественская открытка».

Февраль.

1. Беседа: «Масленица, обычаи и традиции».

2. Детские презентации: «Защитники Отечества в моей семье».

3. ООД  «Защитники Отечества».

4. Изготовление поздравительных открыток  к празднику День защитника Отечества.

 Март.

1. Беседа: «Как мы поздравляем маму».

2. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Апрель.

1. «Что такое Пасха? » беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

2.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

3. Рисование: «Писанка», аппликация: «Пасхальная открытка».

4. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Май.

1. Беседа: «День победы».

2. Рассказ о каневчанах – героях ВОВ.

3.Детские презентации: «Победа деда – моя победа!».

     Полученные результаты: в ходе реализации проекта дети с живым интересом и сопереживанием откликались на просьбы о помощи в подготовке мероприятий, изготовлении различных поделок. К концу проекта дети могут рассказать о традициях, истории своей семьи, истории станицы, традициях казачества, и говорят об этом с чувством гордости за свою семью, малую Родину. Обогатился словарный запас детей.  Воспитанники научились работать в коллективе, выслушивать друг друга, самостоятельно применять усвоенные правила, стали способны к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей. У детей появился познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремлению их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями: дети стали чаще задавать вопросы нам и родителям. Если в начале проекта не все родители откликались на просьбы сделать что - то с детьми и подготовить презентацию, то к концу проекта все родители с живым интересом откликались на наши просьбы.

     Использованная литература:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

2. Интернет-ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Живи и здравствуй, милая станица!»

(Современный облик станицы Каневской)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция детских видов деятельности  и образовательных областей:

Образовательные области

Виды деятельности

Формы работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Игровая

Коммуникативная

Конструирование

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская

Игровая, двигательная

Двигательная, музыкальная

Д.и. «Найди лишний предмет»

Музыкально-ритмическая игра «Разминка»

Пословицы и поговорки

Коллективное конструирование «Новая улица ст. Каневской»

Музыкально-ритмическая игра «Разминка»

Д.и. «Найди лишний предмет»

Решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций

Пословицы и поговорки

Чтение стихов о станице

Решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций

Речь с движением «Кукушка»

Музыкально-ритмическая игра «Разминка»

Формы организации коллективной деятельности:

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, презентация, фотографии станицы в прошлом и настоящем времени.

Предварительная работа: экскурсии в центр станицы, парк, беседа об обитателях парка во время экскурсии, просмотр видеосъемки «Моя станица», чтение стихов о станице, составление рассказов на тему: «Мой любимый уголок станицы», рассматривание фотографий с видами станицы.

Планируемые результаты: появится устойчивый интерес к изучению истории своей станицы, ее достопримечательностей, проявится чувство любви и гордости к своей малой Родине, выработается положительное отношение к разным видам труда, другим людям и самому себе, дети станут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, научатся понимать поставленную перед ними задачу и решать ее.

Задачи:

Развивающие: развивать интерес к современным архитектурным строения станицы, развивать психические процессы.

Обучающие: расширять представления о малой Родине, рассказать о достопримечательностях станицы.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости.

Ход ОД:

Вводная часть:

        Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло сообщение, в котором кто то предлагает отправиться нам с вами в путешествие по нашей станице не выходя из группы. Просто невероятно! Разве такое возможно? (Предположения детей) А кто же нам предлагает совершить это путешествие? (Предположения детей) Я думаю, что в конце путешествия мы об этом узнаем. Ну что, хотите отправиться в путешествие?  Не испугаетесь, ведь в путешествиях всегда встречаются опасности? (Ответы детей) А поможет нам свами совершить это путешествие наша чудо-техника.

        Слайд №1. На экране появляется Знайка. Голос за кадром: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал сообщение. Надеюсь вы меня узнали? Я побывал в гостях у ребят во многих станицах, но ваша станица мне показалась красивее всех. Мне очень хочется узнать побольше о вашей красавице станицы. Вы мне расскажите о ней? Тогда скорее в путь!

Основная часть:

        В: Знайка, не торопись! Ты разве не знаешь пословицу? Ребята, напомните Знайке нашу любимую пословицу.

       Дети: Поспешишь-людей насмешишь.

       В: Знайка, а сейчас послушай небольшое стихотворение о малой Родине нашей поэтессы Эльвиры Гроздовой «У реки Челбас». Ребята, кто прочитает стихотворение?

Ребенок: У реки Челбас

                Выросла станица.

                У реки Челбас ивы, тополя.

                Знаю – не устану я тобой гордиться

                Чудо – Каневская, Родина моя!

                Выйду за станицу, свежий ветер манит,

                Навевает думы шепот камышей.

                На просторы гляну – еще краше станет

                Наша Каневская в золоте полей.

        Слайд №2. На экране Знайка и голос за кадром: Ой, ребята, хоть я и Знайка, но я что то не пойму, а что такое малая Родина?

        Ответы детей.

        В случае необходимости воспитатель подводит итог сказанному: Правильно, ребята. Малая Родина, для каждого человека - это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это место, где человек родился, увидел этот прекрасный мир, где приобрёл много друзей. Ребята, расскажите Знайке, какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети:

   Родина краше солнца, дороже золота.

               Нет в мире краше Родины нашей.

    Где кто родится, там и пригодится. 

В: Знайка, а ты знаешь, что нашу станицу называют самой большой в мире станицей?  И такой как сейчас она стала не сразу. Каневская одна из старейших станиц на Кубани. Она основана более 200 лет назад. Осваивали земли на реке Челбас каневские казаки, которые приехати из украинского города Канева, что располагался на реке Днепр. В честь этого города и названа наша станица. Первые дома и строения делали из камыша и глины, которые называли хатами. (Показ слайдов). Но из года в год наша станица росла и хорошела, благодаря её жителям. Как называют жителей нашей станицы? (Каневчане). А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! В путешествии не стойте и открыточку откройте!

Дети подходят к столу и переворачивают фотографию с видом здания Администрации Каневского района.

Слайд №7 с изображением здания Администрации.

В: Вы узнали это здание? Это здание Администрации нашего Каневского района. Каневская - центр территории со множеством маленьких станиц, хуторов и поселков. Эта территория называется Каневской район. А в этом светлом и высоком здании работают люди, которые заботятся о том, чтобы наша станица и близлежащие поселения стали еще более красивыми и удобными для их жителей. Давайте вспомним, что расположено впереди здания? Ответы детей. (Впереди расположены большой парк культуры и отдыха)

Слайд №8 с изображением парка.

В:А для чего нужны людям парки? Ответы детей. (Там можно погулять, отдохнуть в его окрестностях, полюбоваться игрой воды у фонтана.) B парке растут множество деревьев и цветов, живут птицы. Вспомните, какие цветы и деревья растут в нашем парке? (Береза, липа, тополь, ели, астры, канны, тюльпаны и т.д.) Каких птиц вы видели в парке? (Дятлы, вороны, воробьи, сороки и т.д.) Как нужно относиться к растениям и животным парка? (Бережно. В парке нельзя сорить, сильно шуметь, ломать ветки, рвать цветы)

В: Ну, коль мы с вами оказались в парке, давайте поиграем!

Проводится игра «Кукушка». Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

В парке на березке

Высоко на ветке,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Недалеко бежит речонка

По желтому песку.

Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки

Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки.  

          В: Путешествие продолжается,

              Следующее фото открывается.

          Дети подходят к другому столу и переворачивают фотографию с изображением Ледового дворца

          Слайд №9 с изображением Ледового дворца.

В: Ребята, вы узнали, что это за здание? Правильно! Это - Ледовый дворец спорта. Почему он называется ледовый? С какой целью построили дворец в пашей станице? (Для занятий зимними видами спорта)

Ледовый дворец - одно из интереснейших и красивых мест в станице. Жители и гости нашей станицы, могут взять здесь коньки и покататься на ледяном катке. За качеством льда следят многочисленные служащие. Летом лед убирают, а поверхность укладывают деревянными досками, для того, чтобы можно было покататься на роликовых коньках. В нашей станице есть и другие спортивные сооружения. Какие? (Дворец спорта, стадион) Показ слайдов №10,11.

          Слайд №12. Появляется Знайка и звучит голос за кадром: Ребята, а зачем людям нужны еще один Дворец спорта и стадион? Ведь у вас один уже есть!

          Ответы детей.

          В: Правильно, ребята, во Дворце спорта дети и взрослые занимаются спортивными состязаниями: легкой атлетикой, борьбой, баскетболом, волейболом, плаванием. А стадион необходим, для того, чтобы проводить соревнования по футболу,  тренироваться на свежем воздухе. Все спортивные сооружения призваны принимать каневчан и гостей нашей станицы для занятий спортом. Знайка, разве ты не знаешь знаменитую пословицу? Ребята, напомните Знайке. (В здоровом теле – здоровый дух)

           Слайд №13 с изображением Знайки и голос за кадром: Ребята, а давайте сейчас проверим какая у вас физическая подготовка! Согласны?

           Прводится музыкально-ритмическая игра «Разминка»

           В: Снова свой путь  по стрелке продолжаем

                И еще одну фотографию открываем.

           Дети, следуя указаниям стрелки, подходят к следующей фотографии, переворачивают ее и видят здание Каневской районной больницы.

           Слайды №14,15,16,17.

В: В этом добром и теплом здании принимают всех людей, которым нужна медицинская помощь. Люди каких профессий работают в нашей больнице? (врач, медсестра и т.д.) .Территория больницы очень большая, на ней расположено множество зданий с различными отделениями, есть там и детское отделение, где лечат детей. А ещё здесь есть уютный дом, где появляются на свет маленькие каневчане, крошечные малыши. Многие из вас тоже появились там.

Слайд №18 с изображением Знайки и голос за кадром: Ребята, хотите еще поиграть? Я сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте найти лишний предмет, который не нужен ни врачу, ни медсестре, и объясните, почему вы так решили.

Слайды №19,20.

Слайд №21. Появляется Знайка и голос за кадром: Ребята, следующая фотография появится только тогда, когда вы отгадаете мою загадку.

Он красивый и большой,

Добрый светлый и родной.

Любят дети все подряд

Свой любимый…..(детский сад)

Вы, конечно же, узнали его! Здание вашего детского сада тоже является частью современной станицы Каневской. В вашей станице таких детских садов много и все они по-своему красивы. Каждый ребенок любит именно свой детский сад. Как называется ваш детский сад? («Золотая рыбка»). Кто работает в детском саду? (воспитатели, и, медсестры, повара и т.д.). А чем дети больше всего любят заниматься в детском саду? Ну, конечно же играть! Ребята, наше путешествие подошло к концу. Много интересных мест и красивых зданий мы сегодня посетили. Но самое большое богатство вашей станицы - это люди, которые строят эти прекрасные здания, работают здесь, чтобы жизнь всех каневчан стала интересней и лучше. И в заключении нашего путешествия я хочу вам показать ка выглядит ваша станица с высоты птичьего полета.

Слайд №22, за кадром звучит стихотворение:

Она зеленая, большая

Любимая станица Каневская.

С парком, детскими садами

И красивыми домами.

Здесь люди добрые живут,

Создают вокруг уют,

Чтобы наша Каневская

Была красивая и самая большая!

          Заключительная часть (рефлексивный этап):

          В: Ребята, давайте вспомним, какие места мы сегодня посетили? Какие пословицы мы вспоминали? О людях каких профессий мы сегодня с вами говорили? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось? А что вызвало у вас затруднение? Давайте поблагодарим Знайку и попрощаемся с ним.

          Слайд №23. Появляется Знайка и голос за кадром: Мне тоже, ребята, с вами было очень интересно путешествовать. Вы такие добрые, отзывчивые и находчивые! Я вам приготовил сюрприз! На шкафу, который находится возле двери в спальню, лежит коробка с конструктором, из которого вы можете построить новую улицу своей станицы.

     

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

   «Переселение казаков на Кубань и образование Каневского куреня».

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование познавательного интереса к истории малой Родины.

Задачи:

- создать условия для проявлению познавательного интереса к истории ст. Каневской;

- способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- продолжать формировать патриотические чувства, ощущения гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни казаков.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель накануне, незаметно для детей, добавляет иллюстрации, изображающие переселение казаков в зону по патриотическому воспитанию. В случае, если дети не замечают их, обращает внимание на новые иллюстрации.

- Ребята, а вы ничего нового не заметили в нашем Кубанском уголке?

- Что же новенькое там появилось?

- Надо же, какой ты внимательный!

- Какой ты наблюдательный!

- Интересно, что за события изображены на этих иллюстрациях? - А хотите услышать рассказ о том, как это происходило? Это было давным -давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Были тогда люди вольнолюбивые, гордые, независимые. И звали их казаками, что в переводе с татарского означает «вольные люди». Решили они найти такое место, где им бы жилось привольно. И вот пришли они на Кубань. И что же увидели казаки? (высказывания детей). А увидели они красивую реку Челбасс. На одном ее берегу раскинулась необозримая равнина, густо заросшая дикими травами. Смотришь - и не на чем остановится взору, разве только на кобчике, хищно повисшем в небе и высматривающем добычу в низу. Вот он камнем падает вниз и тут же с добычей в когтях взмывает ввысь. А на другом берегу  высокие камышовые зарослями, где пищат выводки уток, нырков, гусей. Кишмя кишат комары, лягушки, змеи. Понравилось казакам это место: еды много, воды много, земля плодородная. И решили казаки на этом месте основать Каневской курень. Интересно, а где же жили казаки? На самом деле, ребята, казаки, поначалу жили в землянках (рыли ямы прямоугольной или квадратной формы, делали ровными стены, пол. Крышу делали из тростника или камыша.) В землянках жить было неуютно, сыро, прохладно, света мало. И казаки времени даром не теряли: они лепили из глины и соломы хаты-мазанки. Очень трудно было жить казакам первое время. Обувь, одежда износились. Прошло несколько трудных лет и переселенцы кое-как обжились на новом месте: привыкли к климату, здешней погоде, расчистили земли, начали засевать пшеницей пашню. Пахали и одновременно несли пограничную службу: следили, чтобы враг не напал на нашу землю. Казаки умели воевать славно и жить ладно. А чтобы жить ладно, нужно хорошо трудиться. Как известно, в каждом явлении, событии одновременно уживаются и хорошее и плохое.  Хотите поразмышлять на тему «Хорошо-плохо»? О чем поразмышляем? О переселении или о труде? А может у вас есть свои предложения?

- Ребята, казакам ведь еще приходилось защищать свои земли. А как вы думаете, можно разрешить конфликт мирным путем? (предположения детей)

- Ребята, какие еще новые картинки появились у нас в уголке? (картинки казака и казачки) (Педагог подводит детей к мысли поиграть в игру «Подбери сравнения»)

- А чем занимались дети? А как вы думаете, какую работу по дому они могли выполнять?  Какие казачьи игры вы знаете, в какие любите играть? А хотите, я вас научу новой казачьей игре?  Она называется «Иголка, нитка и узелок». 

(Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.)

- Ребята, что-нибудь новенькое для себя узнали? А что было наиболее интересным, а что не очень? А трудности какие-либо вы испытывали? А о чем вы еще хотите узнать?

- Какие вы догадливые!

- Мне очень понравилась идея Вани по поводу ночлега.

- И твое мнение тоже заслуживает внимания.

- Интересное предложение.

- Сразу несколько интересных предложений. Даже не знаю на чем остановиться. (Необходимо подвести детей к мысли разделиться на две или несколько команд.)

- Какие из вас получатся замечательные миротворцы!

- Даже предположить не могла, что вы окажетесь такими знатоками!

- Какие вы ловкие! Настоящие казачата! Устали? Давайте немного отдохнем.  

- Я очень рада, что вам интересна история нашей станицы. Я подготовлю иллюстрации на интересующие вас вопросы и завтра вам обо всем расскажу.

Праздник «День матери»

Действующие лица:

Ведущий – воспитатаель

Фея

Дети

Родители

Цель: Включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о труде повара и столяра через дидактическую игру.

Продолжать совершенствовать художественно речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Развивающие: Продолжать развивать творчество, самостоятельность, способность к самоконтролю. Способствовать развитию психофизических качеств (ловкости, быстроты), координации движений, умения ориентироваться в пространстве посредством подвижных игр с элементами соревнования. Продолжать развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, познавательно-последовательную деятельность через дидактические игры. Воспитательные: Продолжать воспитывать доброжелательность, готовность выручить нуждающегося. Продолжать воспитывать заботливое отношение к маме. Формировать навыки культуры поведения во время проведения праздника. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Материал: Ватман, фломастеры, ,клей, цветная бумага, нитки, ленточки, ножницы, пуговицы, лоскутки ткани, цветы, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов о маме. Общение на темы: «Значение матери в жизни человека», «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Распевание песен о маме. Рисование портрета мамы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ФЭМП, ПСКЦ),  «Развитие речи» (развитие речи, художественная литература, связная речь), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание), «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация, изобразительна деятельность,  конструктивно-модельная деятельность), «Физическое развитие» (физическая культура).

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (обеспечение социально-психологического благополучия детей на празднике), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова (пословицы), дидактические игры), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала ), игровая (образовательная  деятельность объединена общим сюжетом, персонажем, в которую включены игры, формирующие умение сравнивать, сопоставлять,  развивающие быстроту реакции на слово), технология сотрудничества (взрослые и дети находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества в процессе совместных игр).

Виды детской деятельности:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Развитие речи

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация, изобразительная деятельность

Физическое развитие

Двигательная

Формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Приглашение отправиться в сказочную страну, дидактическая игра «Картинки с заданиями»

Коммуникативная

«Докажи пословицу», ответы на вопросы, дидактическая игра «Назови ласково маму»

Продуктивная

«Портрет мамы» из подручного материала

Двигательная

Подвижная игра «Веселый поезд»

Восприятие художественной литературы

Пословицы и поговорки о маме, чтение стихотворений о маме

Музыкальная

Танец с цветами, песни  «Добрые слова» , «Мама добрая волшебница».

Ход праздника

Ведущая: Сегодня день особенный,

                   Сегодня праздник мам!

Ребенок: На свете добрых слов живет немало

                 Но всех  добрее и важней одно:

                 Из двух слогов, простое слово «мама»

                 И нет на свете слов дороже, чем оно.

Ребенок: Обойди весь мир вокруг,

                 Только знай заранее,

                 Не найдешь теплее рук

                 И нежнее маминых

Ребенок: Ненайдешь на свете глаз

                Ласковей и строже,

                 Мама каждому из нас

                 Всех людей дороже!

Ребенок: Сто путей, дорог вокруг

                Обойди по свету;

                Мама-самый лучший друг,

                Лучше мамы нету!

Воспитатель: Дорогие наши мамы и гости, мы рады приветствовать Вас в этом уютном и красивом зале. Сегодня дети Вам приготовили много стихов, песен, сюрпризов, в общем, всего не перечесть…

Ведь сегодня мы с вами встретились по причине замечательного праздника-Дня матери. Первое слово, которое произносит ребенок,- «мама». И сколько тепла, нежности, доброты  таит в себе это необыкновенное слово.

Меняются эпохи, меняются люди, на смену одним событиям приходят другие, но материнская любовь остается неизменной, возвышенной, жертвенной. А идеалом материнства, конечно же, является Пресвятая Богородица. И неслучайно главный храм нашей станицы возведен в ее честь-в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

И очень хотелось бы, чтобы течении всего праздника  Покров  Пресвятой Богородицы пребывал над нами. (вносится Образ  Покрова  Пресвятой Богородицы).

Ребенок: Маму крепко поцелую, обниму ее родную

                 Очень я люблю ее, мама солнышко мое.

Песня «Добрые слова» сл. и муз. Т.В.Бокач.

Появляется Фея.

Фея: Здравствуйте ребята, здравствуйте мамы. Я пришла к Вам из сказочной страны Шалундия. А пришла я к вам за помощью.

В моей стране дети много баловались и обижали своих мам, и мамы ушли от них, пообещав, вернутся, когда дети исправятся.

А дети так долго были непослушными, что уже забыли, что нужно делать, чтобы радовать мам. Да и я, глядя на шалости детей, забыла как нужно вести себя, что делать, чтобы мамы были  счастливы.

Я долго за вами наблюдала. Вы такие добрые, ласковые, внимательные, а ваши мамы самые счастливые мамы на свете. Помогите мне, пожалуйста, расскажите нашим детям, как нужно вести себя, чтобы радовать своих мам.

Ведущая: Ребята, поможем Фее.

Дети хором: Да!

Фея: Тогда отправляемся в сказочную страну на веселом поезде.

Игра «Веселый поезд»

Мамы и дети делятся на две команды. Команды строятся в две колонны. Напротив каждой колонны стоят мамы.

По сигналу мамы должны подбежать к своей колонне «прицепить» к себе «вагончик» (ребенка), вернутся на свое место  и снова, уже с «вагончиком», бежать за следующим ребенком, и так до тех пор, пока все «вагончики» не будут прицеплены.

Фея: Вот так, весело и быстро, мы добрались в сказочную страну Шалундия.

Слайд 1

Ведущая: Ребята, давайте расскажем Фее как вы любите своих мам.  

Ребенок: Много мам на белом свете,

                 Всей душой их любят дети,

                 Только мама есть одна,

                 Всех дороже мне она.

                 Кто она? Отвечу я….

(все дети хором Это мамочка моя)

Дети:  Мама-это первое слово!

            Мама-это главное слово!

            Мама-это солнце и небо!

            Мама - вкус душистого хлеба!

            Мама-это шелест листочка!

            Мама-это сын или дочка!

            Мама-стихи читаем тебе, родная!

            Мама-ты любимая и дорогая!

(Слово «мама» произносит один ребенок, остальные слова, все дети хором).

Ведущая: Дорогая Фея, а теперь послушай, сколько ласковых и нежных слов дети говорят своим мамам.

Игра «Назови ласково маму».

Дети, говоря ласковые слова, выводят своих мам на сцену.

Ведущая: Милая Фея, а сейчас ты увидишь, как могут танцевать дети с мамами. И попробуй определить какая пара танцевала лучше всех.

Конкурс «Лучшая танцевальная пара»

Фея: Я, кажется, начинаю вспоминать, чем еще могут порадовать маму дети-своим умом и сообразительностью. У меня, как и у любой феи, есть волшебная палочка, я сейчас ею взмахну, и на экране будут появляться картинки с заданиями, которые вы должны решить.

Слайды 2,3,4,5.

Фея: Дети,, а песни о маме вы знаете?

Ведущая: Конечно! Добрая Фея, не только ты можешь быть волшебной, но и каждая мама.

Исполняется песня С.Юдиной «Мама добрая волшебница».

Фея: Ребята, я знаю, что о маме сложено много пословиц и поговорок. Но вот беда-начало их я помню, а как заканчиваются-не помню, Вы мне поможете?

Ведущая: Дети поможем? А заодно и гимнастику для ума сделаем. Мамы тоже могут помогать Фее вспоминать.

1. При солнышке тепло, (при матери добро).

2. Птица рада весне, (а младенец матери).

3. Нет лучше дружка, (чем родная матушка).

4. Материнская ласка (конца не знает).

5. Для матери ребёнок (до ста лет дитёнок).

6. Дитя хоть криво, (да матери мило).

7. Мать кормит детей, (а земля людей).

8. Мать праведна – (ограда камена).

9. Без отца – полсироты, (а без матери – вся сирота)

Ведущая: Фея, а сейчас ты увидишь, как дети из подручного материала создадут портреты своих мам.  

Конкурс «Портрет мамы».

Дети делятся на две команды и из предложенного материала на листе ватмана создают портрет мамы. Лучшую   работу оценивают мамы и Фея аплодисментами.

Фея: Спасибо вам,  ребята, я теперь все вспомнила и смогу научить детей своей страны быть такими же, как и вы -  добрыми, внимательными, отзывчивыми. Мне уже пора уходить, а вам, чтобы снова попасть в детский сад, необходимо отгадать, где настоящий выход из сказочной страны.

Слайд 6.

Ребенок: Мы наш праздник завершаем,

                 Милым мамам пожелаем,

                 Чтобы мамы не старели,

                 Молодели, хорошели.

Ребенок: Мы желаем нашим мамам

                 Никогда не унывать,

                 С каждым годом быть все краше

                 И поменьше нас ругать.

Ребенок: Пусть невзгоды и печали

                 Обойдут Вас стороной,

                Чтобы каждый день недели

                 Был для Вас как выходной

Ребенок: Мы хотим, чтоб без причины,

                Вам дарили бы цветы

                Улыбались бы все люди

                От Вашей дивной красоты.

Танец с цветами.

В конце танца дети дарят мамам цветы.

Конспект организации образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Защитники Отечества»

Цель: формировать у детей интерес к героическому прошлому своей малой Родины.

Задачи:

Развивающие: развивать общую моторику, психические процессы, фонетико-фонематические процессы, связную речь.

Обучающие: на конкретных примерах истории формировать правильное отношение детей к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща, расширять представления о героическом прошлом малой Родины, рассказать о выдающихся соотечественниках.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости, стремление быть похожими на героев.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция детских видов деятельности  и образовательных областей:

Образовательные области

Виды деятельности

Формы работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы

Игровая, двигательная

Музыкальная

Д.и. «Составь слово»

Д.и. «Отгадай лекарственное растение»

Пословицы и поговорки

Отгадывание загадок

Решение проблемных ситуаций, просмотр презентации

Рассказ педагога о В.М. Ткачеве, рассказ детей о Г.К. Нестеренко

Речь с движением «Самолет»

Игра на развитие мимических мышц

П.и. «Меткий стрелок», «Забинтуй руку раненому»

Выполнение игрового задания под музыку В. Шаинского «Не плачь, девчонка».  

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, презентация, фотографии воинов, аэроплана, буквы для складывания слов «армия», «солдат», «танк», «пушка», картинки лечебных трав крапивы, подорожника, мать-и-мачехи, плодов калины, цветов липы, листьев земляники, малины, брусники, бинты, карточки с заданиями.

Предварительная работа: беседа о воинах, воинской доблести, о военном историческом прошлом станицы и края, просмотр видеосъемки «Моя станица», чтение стихов о станице, составление рассказов на тему: «Защитники Отечества в моей семье», рассматривание семейных фотографий военных лет и современных.

Планируемые результаты: появится устойчивый интерес к изучению истории своей станицы, проявится чувство любви и гордости к своей малой Родине, выработается положительное отношение к воинской службе, военным, другим людям и самому себе, дети станут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, научатся понимать поставленную перед ними задачу и решать ее.

Ход ОД:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло сообщение, в котором кто-то предлагает отправиться нам с вами в путешествие в прошлое не выходя из группы. Просто невероятно! Разве такое возможно? (Предположения детей) А кто же нам предлагает совершить это путешествие? (Предположения детей) Я думаю, что отправившись в путешествие, мы об этом узнаем. Ну что, хотите отправиться в путешествие?  Не испугаетесь, ведь в путешествиях всегда встречаются опасности? (Ответы детей) А поможет нам с вами совершить это путешествие наша чудо-техника.

Слайд №1. На экране появляется Знайка. Голос за кадром: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал сообщение. Надеюсь вы меня узнали? Скоро наша страна будет отмечать замечательный мужской праздник. А вы знаете какой? (День защитника Отечества) А хотите отправиться в прошлое и узнать кто защищал вашу станицу и край? Тогда скорее в путь!

Основная часть:

В: Знайка, не торопись! Ты разве не знаешь пословицу? Ребята, напомните Знайке нашу любимую пословицу.

Дети: Поспешишь-людей насмешишь.

В: Ребята, а как же мы отправимся в прошлое? (Предположения детей)

Слайд №2. На экране Знайка и голос за кадром: Ребята, чтобы отправиться в прошлое не нужно иметь ни какую технику, достаточно взять его в руки и открыть.

В: Не понимаю, ребята, о чем это Знайка.

Предположения детей. (Если дети не догадываются, что можно заглянуть в фотоальбом, то педагог подводит их к этой мысли)

В: Кстати, ребята, Знайка, а вы знаете, как произошло слово «защитник»? (предположения детей) Послушайте, как звучит это слово: за-щит-ник. В старину не было такого оружия, как сейчас. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, копий и мечей. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов - защитниками. Вот посмотрите.

Слайд №3 с изображением воинов в старинных доспехах.

В: Ребята, ну что, заглянем в прошлое? Открывайте альбом.

(Первая фотография в альбоме Вячеслава Ткачева.)

В: Ребята, вы знаете кто это? Это Вячеслав Матвеевич Ткачев. Он защищал нашу Родину во время Первой мировой войны. Во многом он был первым. Первый гражданский и военный летчик из казачьего сословия. Первый русский авиатор, совершивший перелет в полторы тысячи верст. Первый летчик России — Георгиевский кавалер, создатель русской истребительной авиации, основоположник русского воздушного боя и разведки, первый командующий авиацией Российской империи в звании генерала. А знаете за какой подвиг Вячеслав Ткачев был награжден Георгиевским крестом? С началом войны он стал воздушным разведчиком, вылетая через линию фронта в тыл австро-венгерской армии. Во время одного из вылетов его аэроплан обстреляли, пробив масляный бак. Масло обожгло мужественного авиатора, но он дотянул до своих. Приземлившись, В.М. Ткачев вскочил на коня и отправился в близлежащий городок, чтобы передать разведданные данные в штаб. Вернувшись к аэроплану, он увидел, что наступающие австрийцы вот-вот его захватят. Он нашел телегу, погрузил на нее аэроплан и вывез его в тыл. За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени и становится первым летчиком России — Георгиевским кавалером.

А вот так выглядел в то время аэроплан. (Следующее фото в альбоме)

В: Ребята, хотите совершить полет с целью разведки на аэроплане? Проводится игра «Самолёт»!

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

(бегут по кругу на носочках, руки в стороны)

Правое крыло вперёд,

(поворот через правое плечо)

Левое крыло вперёд,

(поворот через левое плечо)

Полетел наш самолёт.

(бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Игра на развитие мимических мышц:

В: Внизу видим, что противник наступает на наши позиции – огорчились. А сейчас наши войска пошли в атаку – обрадовались! Один боец выскочил на коне вперед и храбро сражается – удивились! Он побеждает – ликуем от радости!

В: Путешествие продолжается,

     Следующее фото открывается.

Следующая фотография Г.К. Нестеренко.

Слайд №4: На экране Знайка и голос за кадром: Ребята, кажется, это ваш земляк, то же летчик. Расскажете мне о нем? (Рассказы детей)

Слайд №5: На экране Знайка и голос за кадром: Ребята, а вы готовитесь к службе в армии? А как?

В: Ребята, давайте покажем Знайке какие мы меткие стрелки!

Проводится игра «Меткий стрелок».

Слайд №6. Появляется Знайка и звучит голос за кадром: Ребята, защитники должны быть не только меткими стрелками, но еще умными и находчивыми. Интересно сможете вы ответить на мои вопросы? Конверты с вопросами лежат в третьем столе третьего ряда.

Вопросы из первого конверта:  

        1.Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

        2.Глазами не увидишь, руками не возьмешь. А без него в атаку не пойдешь. (Ура)

        3.Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (Всадник)

4.Два арапа, родные брата, ростом по колено, Везде с нами гуляют и нас защищают. (Сапоги)

        5.Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

6.Ползет черепаха - стальная рубаха. (Танк)

Во втором конверте лежат наборы букв для складывания четырех слов: «армия», «солдат», «танк», «пушка».

В: Ребята, что же делать на каждого из вас задания не хватает, как же нам его выполнить?

Если дети не догадываются, педагог подводит детей к мысли, что надо разделиться на группы.

  В: На войне, как известно, случаются ранения и каждый должен уметь оказать первую необходимую помощь. На помощь раненым всегда приходили женщины. Интересно, наши  девочки смогут  забинтовать руку «раненому»? А в качестве раненых кто у  нас будет? (мальчики)

Пока девочки бинтуют руки мальчикам, звучит музыка В. Шаинского «Не плачь девчонка».

Слайд №7 с изображением Знайки и голос за кадром: Ребята, в военное время, как известно, лекарств не хватает и тогда на помощь приходит  матушка-природа с ее богатым растительным миром. Вот я сейчас и проверю, насколько хорошо вы знаете секреты матушки-природы. Конверт с заданием находится на подоконнике третьего окна. (В конверте вопросы и картинки с лечебными травами)

        1.Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник, крапиву).

        2.Какое растение использовать при простуде? (Мать-и-мачеху, цветы липы, калину).

        3.Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники).

4.Какие растения лечат от семи недуг? (Лук, чеснок).

Слайды №8. Появляется Знайка и звучит голос за кадром: Молодцы, ребята, теперь я вижу, что будущее нашей страны в надежных руках!  Я приготовил для вас раскраски на военную тему. Раскраски лежат на самом высоком шкафу у вас в группе. А теперь я с вами прощаюсь, но не надолго. До скорой встречи!

Заключительная часть (рефлексивный этап):

В: Ребята, давайте вспомним, кого из героев – фронтовиков мы сегодня с вами вспоминали? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось? А что вызвало у вас затруднение?  А какие истории из прошлого нашей станицы вы хотели бы еще услышать? Завтра я вам обязательно об этом расскажу.

АНКЕТА

1.Являетесь ли Вы коренным жителем станицы?

Да.           Нет.

2.Если Вы переехали, то откуда и по какой причине.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Интересуетесь ли Вы историей станицы?

Да.           Нет.

4.Что побуждает Вас интересоваться историей станицы:

Собственный интерес, помощь ребенку в освоении школьной программы, детские вопросы (нужное подчеркнуть).

5.Знаете ли Вы знаменитых людей станицы?

Да (перечислить)_________________________________________________

Нет.

6.Откуда узнаете информацию об истории станицы: из СМИ, книг, интернета, родственников (нужное подчеркнуть).

7.Знаете ли Вы казачьи народные игры?

Да (какие)_______________________________________________________

Нет.

8.Какое вероисповедание у Вас в семье:

Православие, ислам, иудаизм, буддизм, др., атеизм (нужное подчеркнуть).

9.Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок услышал информацию о православии в детском саду?

Да.            Нет.          Не знаю.

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. ХАТА КАЗАКА»

ПРАВИЛА ИГРЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. ХАТА КАЗАКА»

Когда игрок попадает на картинку хаты, он должен сказать из какого материала делали хату, кто принимал участие в ее строительстве, рассказать об этапах строительства. Если игрок попадает на какую-либо другую картинку, он должен назвать предмет, его назначение, аналогию современного предмета.

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНИЦЕ КАНЕВСКОЙ»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНИЦЕ КАНЕВСКАЯ»

ОСТАНОВКИ:

ПОЛИКЛИНИКА, БОЛЬНИЦА.

ЗАДАНИЕ: Назови профессии (терапевт, лор, окулист, педиатр, травматолог, хирург, медсестра).

ДВОРЕЦ СПОРТА.

ЗАДАНИЕ: Назови профессии (тренер по боксу, плаванию, борьбе, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, уборщица, медсестра).

ШКОЛА.

ЗАДАНИЕ: Отгадай загадки о школе.

Если в школу ты пошел —

Новый статус приобрел.

Был ребенок, был дошкольник,

А теперь зовешься... (школьник)

* * *

Он для ручек домом стал.

Называется... (пенал)

* * *

Карандаш, линейку, ластик

Сохранит коробка-пластик.

Не беда, что очень мал, —

Все вместит цветной... (пенал)

* * *

Он кричит: «На перемену

Торопитесь непременно.

А теперь вам на урок!» —

Сообщает нам... (звонок)

* * *

Все заметки в нем пишу —

Коль забуду, подгляжу.

О делах напомнит он,

Скажет нужный телефон.

Он в моем столе живет,

А зовется он... (блокнот)

* * *

Стоит на него взглянуть,

Станет ясен день недели.

Выходные подчеркнуть,

Если будни надоели.

Что за месяц на дворе,

Тоже есть в... (календаре)

* * *

Скользит по доске

Всем ребятам подсказка.

Держит в руке

Наш учитель... (указку)

За плечами первоклашки

Чудо-дом закрыт на пряжки.

Поднесешь к замочку палец —

Сразу ты откроешь... (ранец)

* * *

Под обложкой — клеточки,

Тоненькие сеточки.

Чтоб примеры записать,

Ученик открыл... (тетрадь)

* * *

Разноцветными носами

По бумаге водят сами.

Их рисунки хороши.

Это что? (Карандаши)

* * *

Вот готов рисунок наш.

Потрудился карандаш.

Но ему нужна починка.

Точит карандаш... (точилка)

* * *

Если сделали в тетрадке

Вы ошибки и помарки

Иль испачкалась картинка,

Лишний штрих сотрет... (резинка)

* * *

Был сначала гладким, целым,

На доске чертил он белым.

Рисовал, а сам худел.

Догадались? Это... (мел)

* * *

Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я,

Он не атлас, не словарь,

Как зовут его? (букварь)

* * *

Я держу в ладонях страны,

Горы, реки, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Просто взял я в руки... (глобус)

* * *

Пишем в нём заданья на дом –

Ставят нам отметки рядом,

Коль отметки хороши,

Просим: «Мама, подпиши!»

(Дневник)

ВОКЗАЛ.

ЗАДАНИЕ: Пантомима “Тяжелый груз” (изобразить пассажира с тяжелым багажом). Назвать необходимые вещи для путешествия. Назвать средства передвижения?

ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ.

ЗАДАНИЕ: Ответь на вопросы: для чего нужен людям Дворец культуры, какие виды отдыха ты еще знаешь?

АДМИНИСТРАЦИЯ КАНЕВСКОГО РАЙОНА.

ЗАДАНИЕ: Ответь на вопрос: как зовут главу нашего района?

БАНК.

ЗАДАНИЕ: Ответь на вопросы: для чего нужен людям банк, деньги?

СТАДИОН.

ЗАДАНИЕ: Отгадай загадки.

Два кольца, площадка, мяч. 
На очередной свой матч 
Собрались из разных школ 
Мы, сразиться в... (баскетбол)
* * *

От ладони без оглядки 
Через сетку для посадки 
На, чужой команды, пол 
Мяч летит, то... (волейбол)

* * *

Корт, сетка, мячик и ракетки.

Подачу шлёт ударом метким

Соперник. Я отбить надеюсь.

Спорт этот называют... (теннис)

* * *

Болеть мне некогда, друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…(спорт)

* * *

Чтобы здоровье было в порядке,

Не забывайте вы о ... (зарядке)

* * *

Кто сегодня победил,

Больше всех голов забил?

Каждый сразу же поймёт –

Для того ведётся …(счёт)

* * *

Едет он со стадиона

На квартиру чемпиона.

Будет жить с призёром вместе

На почётном, видном месте…(кубок)

* * *

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой …(велосипед)

* * *

Маленький, удаленький

Громко кричит,

Судье помогает,

Устали не знает…(свисток)

* * *

Коль крепко дружишь ты со мной,

Настойчив в тренировках,

То будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким…(спорт)

* * *

Спортсмены лишь лучшие

На пьедестале,

Вручают торжественно

Всем им …(медали)

* * *

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети…(стадион)

* * *

Я его кручу рукой,

И на шеи и ногой,

И на талии кручу,

И ронять я не хочу…(обруч)

ХРАМ.

ЗАДАНИЕ: Ответь на вопрос: Как называется Храм?

РАССКАЗ АНИ ГАПОНОВОЙ

Моего прадеда звали Черешнев Иван Данилович, но все его звали дед Жора. На войну он ушел в 19 лет. В каком полку воевал дедушка мы не знаем, т. к. он не любил рассказывать о войне, он все время плакал, когда мы пытались его распросить о том, как он воевал. Кажется, дедушка был артиллеристов, командиром орудия. Знаем точно, что в боях за освобождение Польши, дедушка получил контузию и был захвачен в плен. Но вскоре с одним военнопленным он бежал из «временного» концлагеря. Пробирались они ночами по разбомбленной Польше. Он говорил, что простые поляки на оккупированной территории помогали беглым русским. Но, перейдя границу на Украину, где правили бендеровцы, отношение к ним резко изменилось. Однажды они спрятались в стоге сена, так один селянин привел полицаев и они, чтобы вычислить беглецов, протыкали вилами все стога сена. Дедушке прокололи насквозь ногу в икре. Он прокусил губу, но сдержал крик. Им все же удалось добраться до «своих», но раненая нога долго не заживала и до конца войны дедушка лечился в госпитале.

C:\Users\User\Desktop\20170505_091851.jpg

РАССКАЗ ВАНИ КОВАЛЕНКО

Мой прадедушка Коваленко Иван Евстафьевич участвовал в последней стратегической  операции, которую провела Красная Армия в Великую Отечественную войну. Эта операция называлась Пражская наступательная операция (5-12 мая 1945г.). В ходе проведения операции была освобождена столица Чехословакии – древний город Прага. За эту операцию мой прадедушка получил орден Отечественной войны, а в мирное время юбилейную медаль «За освобождение Праги». Во время этих боевых действий мой прадедушка был ранен в грудь. Операцию ему делал немецкий врач. После операции дедушка еще долго жил и трудился.

C:\Users\User\Desktop\20170505_091907.jpg

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...