Занятие в старшей группе. Казаки- защитники отечества
план-конспект занятия

Казарян Амаля Бениаминовна

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, 
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Казаки - Защитники Родины.26.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработал  воспитатель:

Казарян Амаля Бениаминовна

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях казачьего вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества

Словарная работа:

Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы: казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки», «М. И. Платов»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат,

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Слайд 1. Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем зале. Я буду вам рассказывать о казаках – защитниках Родины.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

Слайд2. -  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Главная заповедь         казака  «Люби Россию, ибо она твоя мать». Давайте повторим вместе..

Слайд3. Воспитатель: А еще есть такие заповеди;

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

-честь и доброе имя для казака, дороже жизни

-казаки все равны в правах

-держи слово, слово казака дорого

-береги свою семью, служи ей примером!

-по тебе судят обо всем казачестве и твоем народе    

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

 Россия вначале была маленькой, но когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Слайд 4. Воспитатель: ПравильноСмелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

 Слайд 5- секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз! А лет с 3- 5 уже приучался к верховой езде.

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Слайд 6. Предполагаемые ответы детей:

 - Сам пропадай, а товарища выручай.

- Конь познается в езде, а казак в беде.

- Нет друга, ищи, а нашел, береги.

- Дружбу за деньки не купишь  

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?»  (ответы детей) Пасли коней

А почему казачатам нравилось ходить в ночное?

Правильно, ребята, любимое занятие казачат было «ночное». Потому, что возле  костра казачата слушали рассказы старших казаков о своей службе на Родине, и играли в игры.

Воспитатель:  давайте, и мы поиграем в казачью игру, которая называется

Игра «                  »

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Слайд 7. Воспитатель:  Я начну зачитывать вам поговорки, а вы завершите !

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Посмотрите оружие  Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 - Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

Слайд 10. - шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку,  - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

- железная

Воспитатель:   Еще шашка тяжелая несмотря на то, что шашка тяжелаяказаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Просмотр видеоролика.

Слайд 11. Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

Слайд 12. А вот посмотрите - пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Есть даже такая пословица «Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь».

Слайд 13. Посмотрите на костюм  донского казака. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель: Я хочу спросить у ребят,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Ведь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», передавая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Слайд 14. Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, это было очень давно и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., Вот посмотрите дети старшей группы «Звездочки», выполнили такую работу- это обереги в форме коня  

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Подходите, посмотрите поближе.

Ребята вы все молодцы, вы очень хорошо работали на занятии. И я вам хочу вручить вот такие знамя… Это знамя Всевеликого Войска Донского- это часть официальной символики Донского казачества.  

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "День защитника Отечества"

В материале предоставлен конспект занятия ко Дню защитника Отечества для детей старшей группы, а так же презентация о войсках российской армии....

Конспект занятия для детей старшей группы «День защитника Отечества»

Формировать представления о родах войск ( летчики, танкисты, моряки), воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины, обогащать словарный запас по данной теме....

Конспект занятия в старшей группе "День Защитника Отечества"

План-конспект занятия в старшей группе детского сада посвященный празднику 23 февраля....

Тематическое занятие в старшей группе "День защитника Отечества знает каждый гражданин"

Целью занятия является развитие целеустремленности, физических, волевых качеств....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «День защитника Отечества»

Конспект зянятия по рисованию совместно с музыкальным руководителем....

Конспект занятия в старшей группе «День Защитника Отечества».

Тема: «День Защитника Отечества»Цели: Образовательные: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть с...

Праздничное занятие для старшей группы «День защитника Отечества».

Занятие способствует патриопическому воспитанию дошкольников и исторической приемственности поколений....