Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Олеся Ивановна Робская

Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Педагогу необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны для детей дошкольного возраста.

Одной из таких современных инновационных технологий является лэпбук – средство для реализации системно-деятельностного подхода, которое в условиях ФГОС ДО отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает         Н.А. Короткова, развивает у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам:

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Рисование методом Эбру, как метод арт-терапии, обретает большую популярность в настоящее время, так как своей красочностью и простотой использования, безусловно, притягивает детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Методическая разработка

по развитию эмоциональной сферы

детей среднего и старшего дошкольного возраста

лэпбук «Техника рисования Эбру»

WhatsApp Image 2023-03-07 at 15

 Автор: педагог-психолог МБДОУ д/с №25 Робская О.И.

2022 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка поможет педагогу-психологу детского сада в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста для создания развивающей изотерапевтической среды.

Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Педагогу необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны для детей дошкольного возраста.

Одной из таких современных инновационных технологий является лэпбук – средство для реализации системно-деятельностного подхода, которое в условиях ФГОС ДО отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает         Н.А. Короткова, развивает у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам:

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Рисование методом Эбру, как метод арт-терапии, обретает большую популярность в настоящее время, так как своей красочностью и простотой использования, безусловно, притягивает детей.

Практическая новизна методической разработки заключается в том, что лепбук «Техника рисования Эбру» имеет множественный психологический эффект – не только обучение техники рисования и снижение психоэмоционального напряжения посредством рисования, но и развитие высших психических функций – воображения и мышления, ведь, ориентируясь на заданные примеры, дети не только демонстрируют наглядно-действенное мышление, но и создают свои образы, тем самым демонстрируя воображение и наглядно-образное мышление.

Цель: создание развивающей арт-терапевтической среды посредством Эбру.

Задачи:

- сформировать представление детей о рисовании красками Эбру;

- научить использовать Эбру посредством примеров;

- побудить к проявлению творческого воображения;

- развивать наглядно-образное мышление посредством картотеки игр;

- показать релаксационный ресурс Эбру.

Педагогические технологии:

1. Игровые

2. Здоровьесберегающие

3. Личностно-ориентированная

4. Технология проектной деятельности

5. Эвристические, поисковые

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, рассказ, разъяснение, обсуждение, чтение, поручение, анализ ситуаций и др.

Наглядные: иллюстрирование, демонстрация, показ, рассматривание.

Методы практического обучения: индивидуальные, групповые и совместные с родителями занятия с применением красок Эбру.

Формы работы:

Подгрупповая, индивидуальная, совместная с родителями. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий, свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников.

Основное содержание лэпбука включает «папку-раскладушку», наполненную разнообразными картинками и развивающими заданиями; необычными кармашками с идеями, техниками, рецептами и другим дидактическим материалом о рисовании методом Эбру. Собранный материал направлен на развитие познавательной активности, расширение представлений о рисовании у средних и старших дошкольников, удобен для изучения нового, закрепления знакомого материала, систематизации и расширения знаний, а также приобретения практических умений. Лепбук «Техника рисования Эбру» помогает детям осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой они участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Сопутствующим эффектом является популяризация метода Эбру в качестве развивающего и релаксационного.

Первая страница лепбука включает в себя приемы рисования Эбру, которые полезно изучить перед началом работы, чтобы понимать основу метода, парные картинки «Круги на воде» (в одном из кармашков можно брать готовые шаблоны, в другой – положить продукты своей деятельности), а также игру «Восстанови рисунок», которая стимулирует творческое воображение и мыслительную деятельность, побуждая завершить начатое.

Вторая страница посвящена коллекции идей, пополнять которую можно постоянно, предлагая дошкольникам участие в тематических конкурсах (например, «Самое необычное изображение», «Самое похожее изображение», «Самое многослойное изображение» и т.д.).

Третья страница посвящена истории Эбру и обогащена картотекой игр и упражнений, которые непременно связаны с процессом рисования. Каждый раз доставая новую карточку, дети играют, сохраняя интерес и интригу к следующему моменту. Также на этой странице есть популярная дидактическая игра «Разрезные картинки» и, что немаловажно, небольшая, но емкая в содержании книга рецептов (как, например, изобразить бабочку).

Четвёртая страничка – настоящие наборы для творчества. Здесь можно найти не только готовые изображения из белой бумаги для рисования Эбру, но и самому создать всевозможные формы, которые впитают в себя краски на финальном этапе рисования в поддоне с водным раствором.

Рассматривая данный лэпбук, дети могут окунуться в особое, изотерапевтическое пространство, основная задача которого – свободное выражение себя в безопасной, экологичной обстановке под руководством педагога-психолога.

Результативность. В результате использования новой формы организации учебного материала – лэпбука у детей значительно повысился интерес к рисованию методом Эбру. Дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в использовании лэпбука, играх и тематических конкурсах, более старшие учатся самостоятельно разводить водный раствор для Эбру. Обогатился эмоциональный опыт детей, развивается воображение и мышление. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Использование сюжетно-ролевых игр в работе по развитию коммуникативной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения ...

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»

Наше пособие лэпбук « Правила дорожного движения» мы изготовили для изучения с детьми правил дорожного движения.  Благодаря содержанию лэпбука дети познакомятся с  дорожными знак...

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Любознайки»

Пояснительная записка:Дидактическое пособие лэпбук «Любознайки» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование любознательности детей, знакомс...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Методическая разработка по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Правила пользования столовыми приборами».

Цель и задачи игры: - помочь ребёнку научится вести себя за столом;- помочь ему усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят;- развивать умение правильно пользо...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".

Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....