РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
консультация

Мажура Юлия Михайловна
Социализация в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ  КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь. Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений. Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но, необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности – это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм. Нашей задачей на данном этапе является формирование социальных навыков дошкольников через разновозрастное взаимодействие, таких как: - умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста;  - проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам; - умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения; - умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей. Согласно требованиям ФГОС разновозрастное взаимодействие: - способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - формирует уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых; - формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества; - формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; - развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; - развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками; - способствует становлению самостоятельности и целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Разновозрастное взаимодействие имеет большое воспитательное значение:  - способствует расширению спектра освоенных социальных ролей;  - создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, толерантность, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность; - является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму. Показателями сформированности разновозрастного взаимодействия у детей являются: - общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности; Образовательные технологии как объект педагогического выбора  - проявление индивидуально-творческого потенциала, самовыражение и самореализация каждого; - общение на основе добровольности и взаимных симпатий; - доверие и взаимопомощь. Для того, чтобы способствовать позитивной социализации, мы создаем условия организации разновозрастного взаимодействия дошкольников через интеграцию деятельности творческих групп детского сада «Реализация регионального компонента в детском саду как условие воспитания основ экологической культуры», «Модернизация развивающей предметнопространственной среды детского сада», сетевого проекта «Ранняя профориентация». Приоритетным направлением нашего детского сада является познавательное развитие в условиях разновозрастного взаимодействия, в процессе формирования экологической культуры у дошкольников. Мы осуществляем разновозрастное взаимодействие дошкольников в различных видах деятельности экологического содержания, таких как: - трудовая деятельность (посадка и уход за растениями); - познавательно-исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность; - художественно-эстетическая деятельность (экопразники, досуги, спектакли); - экологические акции («Помоги птицам зимой!», «Наш зеленый детский сад»); - экскурсии по экологической тропе детского сада Осуществляя работу в рамках сетевого проекта «Ранняя профориентация». В рамках мини-проекта «Маленький ландшафтный дизайнер» мы включаем разновозрастное взаимодействие: - проектная деятельность; - продуктивная деятельность; - познавательно-исследовательская деятельность; - трудовая деятельность; - художественно-эстетическая деятельность. Используемые технологии: - информационные технологии (образовательная и совместная деятельность)  - технология обучения в сотрудничестве - интерактивные технологии (детские проекты, мастер-классы) - технология проблемного обучения Как показывает практика, в условиях дошкольной образовательной организации можно достаточно эффективно организовать разновозрастное взаимодействие, которое обеспечит широкий спектр общения между детьми разного возраста и позволит выполнить все задачи Федерального Государственного образовательного стандарта ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольников

из опыта педагогической деятельности в ДОУ, формы и методы  работы с родителями....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того ...