«Развитие речи детей раннего возраста по средствам малых фольклорных форм»
консультация (младшая группа)

Москиенко Алена Сафиулловна

Консультация для родителей
 

«Развитие речи

 детей раннего возраста по

средствам малых фольклорных форм»



 


 


image

                                                                                                                                 

        

 

  

Лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста

   являются малые формы фольклора.

   Ранний возраст – период активного становления художественного

восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная

с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям

уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности

(потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны

все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора

формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его

культуре, чувству родного языка.

Языком фольклора до сознания ребёнка  можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к  обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому  что   всегда  таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто  добрыми  глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это,  прежде всего, свойственно детям.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное

звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком

является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном

детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном

дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям: совершенствуется

понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему

регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать

его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное

влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется.

Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным

выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о    чём они  говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только

детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает -

народная мудрость.

Слово «фольклор», которым обозначают понятие «устное народное

творчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» - народ и

«fore» - мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало

её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и

своё место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь,

поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое»,

противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу,

великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются

более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя

колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область

народного творчества представляет собой одно из средств народной

педагогики.

Ребёнок должен играть!  Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.  Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью     эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны

такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при

убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение

многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро

поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются

нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в   играх.   Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные

произведения. В некоторых работах встречаются определения детский

фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека

очень рано, задолго до овладения речью.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается фольклорных

произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми   жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений

к нему.  Пестушки  всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных

движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам,

плечикам,   прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального

общения.

Что же относится к малым формам фольклора?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки  и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной

чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то

смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Характеристика малых форм фольклора:

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение

этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях

появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в

колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

«Ваня будет    спать, котик Ваню качать».

Пестушки – это значит пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо,

носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

В  пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк   толстунушки, а в ножки ходунушки, а в

ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок!» - весёлая

затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и

ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко

«педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока -

белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького

(мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой.

Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке –

золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки.

Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы

прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку.

Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом,

тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок

слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен,

знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и

хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание

ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от

депрессивных эмоциональных состояний.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши.

Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения

реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он

правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы –

парадокс, её мир вывернут наизнанку.

Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством

общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи

окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что  он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте  прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития   наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный   рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и   сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно   рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки,  посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно  расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят   детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают  произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт   расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет  подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая  организация высоко поэтичны, содержание более значительно.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания

встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное

восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке  творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое   восприятие мира.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе

развития речи детей. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки.

Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Проблема развития речи детей необычайно – актуальна в раннем  возрасте. Результаты практической деятельности показали эффективность  использования   малых форм фольклора для решения данной задачи.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый

легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя,  не изменяя  содержание. К подбору произведений для детей раннего возраста нужно  подходить с учетом возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста  невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они   произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.

Малыши чутки к окружающему миру, и главное, нацелены на поиск

информации. Поэтому с помощью малых форм фольклора нужно закреплять

и расширять знания детей о домашних животных, птицах. Воспитывать гуманистическое отношение к ним на эмоциональной основе .

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №15 Югорка»





Консультация для родителей

«Развитие речи

 детей раннего возраста по

средствам малых фольклорных форм»





C:\Users\User\Desktop\xBqbwLPutSo.jpg

                                                                                                                                 

         

   

Лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста

   являются малые формы фольклора.

   Ранний возраст – период активного становления художественного

восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная

с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям

уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности

(потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны

все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора

формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его

культуре, чувству родного языка.

Языком фольклора до сознания ребёнка  можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к  обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому  что   всегда  таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто  добрыми  глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это,  прежде всего, свойственно детям.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное

звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком

является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном

детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном

дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям: совершенствуется

понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему

регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать

его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное

влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется.

Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным

выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о    чём они  говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только

детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает -

народная мудрость.

Слово «фольклор», которым обозначают понятие «устное народное

творчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» - народ и

«fore» - мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало

её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и

своё место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь,

поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое»,

противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу,

великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются

более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя

колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область

народного творчества представляет собой одно из средств народной

педагогики.

Ребёнок должен играть!  Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.  Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью     эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны

такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при

убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение

многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро

поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются

нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в   играх.   Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные

произведения. В некоторых работах встречаются определения детский

фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека

очень рано, задолго до овладения речью.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается фольклорных

произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми   жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений

к нему.  Пестушки  всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных

движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам,

плечикам,   прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального

общения.

Что же относится к малым формам фольклора?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки  и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной

чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то

смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

Характеристика малых форм фольклора:

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение

этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях

появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в

колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

«Ваня будет    спать, котик Ваню качать».

Пестушки – это значит пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо,

носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

В  пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк   толстунушки, а в ножки ходунушки, а в

ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок!» - весёлая

затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и

ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко

«педагогическое наставление», «урок». В «Сороке» щедрая сорока -

белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя самого маленького

(мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой.

Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке –

золотом гребешке, о курочке – рябушечке, о зайчике – коротенькие ножки.

Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы

прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку.

Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: тили - бом,

тили – бом. В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок

слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен,

знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и

хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание

ребёнка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от

депрессивных эмоциональных состояний.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши.

Их установка - создать комические ситуации путем нарочитого смешения

реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребёнка смех, значит он

правильно понимает соотношение вещей и явлений. В основе небылицы –

парадокс, её мир вывернут наизнанку.

Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством

общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи

окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что  он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте  прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития   наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный   рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и   сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно   рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки,  посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно  расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят   детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают  произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт   расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет  подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая  организация высоко поэтичны, содержание более значительно.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания

встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное

восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке  творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое   восприятие мира.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе

развития речи детей. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки.

Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Проблема развития речи детей необычайно – актуальна в раннем  возрасте. Результаты практической деятельности показали эффективность  использования   малых форм фольклора для решения данной задачи.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый

легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя,  не изменяя  содержание. К подбору произведений для детей раннего возраста нужно  подходить с учетом возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста  невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они   произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.

Малыши чутки к окружающему миру, и главное, нацелены на поиск

информации. Поэтому с помощью малых форм фольклора нужно закреплять

и расширять знания детей о домашних животных, птицах. Воспитывать гуманистическое отношение к ним на эмоциональной основе .

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d34ee61e523414655b4e68fc32992ad3&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

     Ранний возраст – период активного становления художественного  восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная  с колыбельных песенок,...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...

Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...