План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Иркутска дeтский сад №150

План по самообразованию на тему

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

 

Выполнила:

Бутакова Мария Вячеславовна

Воспитатель 1 группы.

Иркутск

2022-2023г.


Работа по самообразованию

воспитателя группы раннего возраста

Бутаковой Марии Вячеславовны на 2022-2023 учебный год.

Актуальность: ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель работы: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.

Задачи:

Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

Включить в воспитательно-образовательный процесс пальчиковую гимнастику.

Для детей - повысить уровень речевой компетентности детей, через пальчиковые игры;

  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;

Для родителей - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе, осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка.

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 1-2 лет;
  • Семьи детей, посещающих детский сад;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми (проведение организованной образовательной деятельности, включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты);

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-Рассказывание потешек;

-Рассматривание книг, иллюстраций;

- Массаж кистей рук;

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:

- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;

- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;

- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;

- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.


Календарно-тематическое планирование пальчиковой гимнастики

Месяц

Тема недели

Пальчиковые гимнастики

                                         Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

Наша группа

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу),

Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно начиная с мизинца).

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

 

 

Овощи

«Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор,

двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок

и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки

левой руки, изображая терку)

 

 

Осень

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

 

Октябрь

Фрукты

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

 

 

Фрукты

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

 

                

Овощи-фрукты

Как у нашей Зинки

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.

 

Как у нашей Зины

Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

 

Ноябрь

Тело

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

 

                                

Тело

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

 

 

Лицо

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

 

 

Здоровье

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

 

 

 

 

 

 

Одежда

 

 

 

Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук)

Не озябнут ручки».

 

 

Одежда, профессия швеи

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, («шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке)
Пальцу колко..
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик («Надевают наперсток»).
Прыг!
Говорит иголке: («Шьют».)
-Шей,
а колоться ты не смей! (Грозят пальчиком).

Декабрь

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)

К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)

И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)

Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)

 

 

Новый год

В зале елка появилась, (выпрямленные пальцы переплетаются между собой – «елка»)

Вся огнями засветилась. (ритмичное касание одинаковых пальцев двух рук)

Скоро Дед Мороз придет, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с мизинцев)

Всем подарки принесет. (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

 

Январь

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).

 

Обувь

Посчитаем в первый раз, (попеременно хлопают ладонями и ударяют кулачками по столу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название загибают по одному пальцу)

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

 

Обувь

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)

 

Февраль

Дикие животные

Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх)

Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения)

Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди)

И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)

 

 

Детеныши диких животных

Мчится без оглядки,
(хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки.
(ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть духу,
(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха.
(ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка:
Кто же это?
(хлопаем в ладошки)
Зайка!
(показываем указательными пальцами «зайку»)

 

Домашние животные

«Мяу», - котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках)

«Му», - теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках)

«Ме», - козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках)

«Гав», - щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках)

Дружно песню распевают. (сжимать и разжимать кулачки)

Ждут хозяйку у ворот.

 

 

 

 

 

Детеныши домашних животных

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

 

Март

Домашние птицы

Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)

Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)

А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)

Желтые цыплятки.

 

 

Птенцы домашних птиц

У индюшки индюшонокПарное касание больших пальцев.

У курицы … цыплёнок. Парное касание мизинцев.

У гусыни … гусёнок. Парное касание указательных пальцев.

У утки … утёнок. Парное касание безымянных пальцев.

У страуса … страусёнок. Парное касание средних пальцев.

 

 

Весна

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

 

 

Посуда

Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)

Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)

Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)

На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)

 

 

Мебель

Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

 

Апрель

Профессии, транспорт

Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы)

Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному)

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль)

Свой огромный самосвал.

 

 

Птицы

Птички прилетали, (пальцы обеих рук производят движения вверх, вниз)

Крыльями махали,

Сели, посидели (сжимают и разжимают пальцы рук)

И дальше полетели. (машут руками, словно крыльями)

 

 

Лето, насекомые

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

 

Май

Цветы

Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы)

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево)

Цветики волнует.

А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (покачивают «бутонами»)

Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку)

 

ЛИТЕРАТУРА

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчикПальчиковые игры»

Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....

"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году

АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...