Проект "Мохнатые жители леса"
проект (старшая группа)

Суханова Наталия Павловна

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют недостаточные, неточные представления о диких животных, проживающих на территории Архангельской области; об их детенышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Участие детей в проекте «Мохнатые животные леса» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детенышах, особенностях жизни зверей; развивать связную речь, творческие способности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа проекта «Мохнатые жители леса»

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет с задержкой психического развития, дефектолог, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы:

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют недостаточные, неточные представления о диких животных, проживающих на территории Архангельской области; об их детенышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Участие детей в проекте «Мохнатые животные леса» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детенышах, особенностях жизни зверей; развивать связную речь, творческие способности детей.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе и разработке детского образовательного проекта «Мохнатые животные леса»

Задачи проекта:

- обогатить и закрепить знания и представления дошкольников с ЗПР о животных, живущих в лесах Архангельской области;

- обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питание, повадки).

- развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных.

- формировать навыки художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.

В основе проекта лежат следующие принципы: 

1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие детей и обеспечивает единство воспитательных и развивающих целей и задач.

2. Деятельностный принцип, учитывающий ведущий вид деятельности в данном возрасте.

3. Принцип комплексного подхода, реализующий взаимодействие специалистов ДОУ для эффективности коррекционно-развивающего процесса.

4. Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.

В процессе реализации проекта дети научатся:

- владеть обобщающим понятием «дикие животные»;

- знать и называть диких животных, проживающих на территории Архангельской области, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты);

- сравнивать животных по нескольким признакам, находить сходства и различия;

- уметь с помощью бросового материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный описательный рассказ об этом животном.

В итоге реализации проекта будет создана книга «Дикие животные наших лесов» и организована выставка детских работ из бросового материала «Мохнатые жители леса».

Перспективный план проекта «Мохнатые жители леса»

Направление работы

Работа с детьми

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто где спрятался?», «Большие и маленькие», «Чей малыш?»

Коммуникативная деятельность

Составление рассказов о животных и создание книги рассказов; обогащение словарного запаса детей.

Чтение художественной литературы

Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познавательно-исследовательская деятельность

Загадывание загадок о животных;

просмотр слайдов по теме;

беседы на темы: «Почему заяц меняет шубку», «Зачем лосю рога», «Чем питаются кабаны»; «Как люди могут помочь животным»

Продуктивная деятельность

Изготовление поделок из бросового материала;

рисование;

составление книги детских рисунков и описательных рассказов о животных

Двигательная деятельность

П/игры: «У медведя во бору», «Пустое место», «Охотники и звери».

Пальчиковая гимнастика «Мышка», «Белка»

Физкультминутки «Зайчики», «Медвежата»

Загадки-движения «Угадай животное»

Творческая деятельность

Разучивание песни «Почему медведь зимой спит»

Содержание проекта «Мохнатые жители леса»

Этапы проекта

Деятельность дефектолога

Деятельность воспитателей

Взаимодействие с семьёй

Деятельность с детьми

Вводный

Введение в проблемную ситуацию: «Почему лесные животные не могут жить в квартире?»

Проведение беседы по теме

Анализ ситуации с детьми; посещение родителей с детьми краеведческого музея с целью изучения диких животных нашего края

Дети принимают участие в обсуждении

Планирование деятельности

Планирование содержания работы с воспитателями группы и родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные и их детеныши»

Планирование организации предметно-развивающей среды

Консультативная работа с родителями

Перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды

Реализация проекта

Организация, направление и коррекция сотрудничества взрослых и детей, поощрение усилий обеих сторон

Реализация проектной деятельности по перспективному плану дефектолога

Просмотр дома телепередач о животных, совместное с ребенком рисование животных, поиск основной информации и интересных фактов о диких животных Архангельской области

Совместная и самостоятельная деятельность по перспективному плану дефектолога:

подвижные игры, дидактические игры, театрализованная деятельность, рисование животных, изготовление поделок из бросового материала, подготовка и рассказывание описательного рассказа о животном по плану

Презентация проекта

Создание книги «Дикие животные наших лесов» и организация выставки

Помощь в создании книги «Дикие животные наших лесов» и организация выставки

Оказание помощи в сборе бросового материала и изготовления поделок с детьми

Активные участники

Подведение итогов

Презентация и представление созданной книги «Дикие животные наших лесов»

Организация круглого стола на тему «Проектная деятельность в детском саду»

Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных

Создание книги о диких животных, изготовление поделок диких животных из бросовых материалов и создание мини-выставки «Мохнатые жители леса»

Приложение 1

Загадки

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью он оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой, голодный, серый …

(волк)

Кто по зарослям идет,

На ходу траву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Это зверь – могучий …

(лось)

Летом мед ел и малину

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети, не шумите!

Пусть покойно спит…

(медведь)

Предок всех собак, поверь,

Это хищный серый зверь!

Знает в овцах, козах толк.

Страшный, хитрый, лютый …

(волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он – колючий! Это …

(ёж)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу!

(белка)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога!

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(лось)

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко!

С петушком в лесок умчится.

Это – хитрая …

(лисица)

Летом – серый,

А зимой – белый.

(заяц)

Водяные мастера

Строят дом без топора 

(бобры)

В гору – верхом,

С горы – кувырком.

(заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(волк)

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Мышка»

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

Под сосною волк сидит. (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

(В самом начале кулачок сжат)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Приложение 3

План составления описательного рассказа о животном:

1 – название животного

2 – внешний вид

3 – где живет (берлога, дупло, нора и др.)

4 – чем питается

5 – как животное готовится к зиме

6 – как называются его детеныши

7 – интересные факты о животном

Приложение 4

Физкультминутка «Медвежата»

(Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движение)

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили:

Вот так, вот так, вот так, вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так, вот так, вот так, вот так!

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так, вот так, вот так!

Физкультминутка «Зайчики»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (показывает).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (показывает),

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (скачет).

Заплясали гопака.

Взялись зайцы за бока,

Кто-то зайку напугал –

Зайка - прыг - и убежал (садится). (Руки на поясе, движения: носок-пяточка).

Приложение 5

Текст песни «Почему медведь зимой спит»

Слова: Александр Коваленков

Музыка: Лев Книппер

Раз морозною зимой,

Вдоль опушки лесной,

Шёл медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге

По просёлочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик,

Зашумел тёмный лес,

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой покуда снежно,

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этажи" и "жители" леса

конспект Нод  по экологии в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Интеграция областей: Познание. Формирование целостной картины мира. Природное окружение. Коммуникация. «Жители леса» (для детей 2-3 лет)

Формирование у детей знаний по теме "Дикие животные". Электронный образовательный ресурс в виде презентации может оказать большую помощь в овладении необходимыми знаниями по теме....

Жители леса готовы к зиме.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с заключением ПМПК - общее недоразвитие речи....

Жители леса

Познавательное развитие детей...

познавательное занятие "В гостях у жителей леса"

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Жители леса

Эта презентация с картинками и стихами на тему: "Дикие животные" для детей от 3 лет....

Спасение жителей леса

Конспект занятия в старшей группе по математическому развитию с использованием логических блоков Дьенеша «Спасение жителей леса»...