«Образовательные технологии, методы и приёмы в работе с детьми» «Круги Луллия»
методическая разработка (средняя группа)

ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.

Г.С.АЛЬТШУЛЛЕР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.ob_.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

 1 слайд 

«Образовательные технологии, методы и приёмы в работе с детьми» «Круги Луллия»

Воспитатель: Полещук Дарья Сергеевна

2 слайд 

ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.

Г.С.АЛЬТШУЛЛЕР

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа. 

3 слайд 

Изучая данное направление, можно выделить основную цель, которая продолжит знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов( цвет, форма, величина и др.), через использование кругов Луллия.

Для достижения поставленной цели также можно выделить следующие задачи:

  • формировать умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
  •  активизировать познавательные процессы - восприятия, мышления, воображения, памяти;
  • обогащать знания и представления об окружающем мире;
  • развивать поисковую и исследовательскую деятельность;
  • развивать познавательный интерес и познавательные действия.

4 слайд

В процессе организации работы, направленной на реализацию задач, была изучена научно – методическая литература таких авторов как Генриха Сауловича Альтшуллера, Раймунда Луллия, Татьяна Александровна Сидорчук.

Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия»  создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций и повышению уровня речевого развития воспитанников.

5 слайд

Круги Луллия представляют собой:

- несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине ( два круга для средней группы (6 слайд), три для старшей (7 слайд), а четыре для подготовительной (8 слайд) );

- картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах;

- стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки;

9 слайд

В своей работе стоит опираться на принципы организации игр:

  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых
  • действий к сложным;
  • cистемность и последовательность;
  • применение игровых моментов;
  • концентричность при изучении материала;
  • активное использование наглядного материала.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые выпали ему. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

10 слайд

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

  1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения овощей (огурец, помидор, свёкла, картофель), на меньший по величине – изображение тени этих овощей. На каждую возрастную группу добавляются ещё круги с картинками (третий –места произрастания (грядка, парник, теплица др.)
  2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какой овощ он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные овощи, на втором – цвет.

11 слайд

Игры с кругами Луллия включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.

Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи.

Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

12 слайд 

Серия игр, объединенных одной темой,  состоящее из заданий 4типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети раскручивают верхний круг объединяя картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например « эта тень совпадает с картофелем, так как он овальный и его много. А эта тень совпадает с помидором, так как она тоже круглая, а снаружи есть хвостик»
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, сочетание выпало на огурец и картофель, они похожи между собой, так как оба вида бывают овальными или круглыми, также они могут совпадать по цвету и хрусту.  
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

13 слайд

Ожидаемый результат.

По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность.

Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей.

14 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательном, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

«Использование современных методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" НА  МО ДОУ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)...