Пальчиковые игры
консультация (младшая группа)

Наталья Владимировна Шахбазова

Консультция для родителей "Картотека пальчиковх игр для детей младшего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.odt27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет"

"Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет"

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения. Именно тогда объединились специалисты из разных областей: этнологи, филологи, педагоги, фольклористы в деле возрождения забытых ныне потешек, игр, забав для малышей. Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, дабы максимально задействовать все анализаторные системы ребенка.

Игры и упражнения с пальцами: что они дают? 

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

Мамы, не ленитесь тренировать ручки ребенка! 

Это залог его физического и интеллектуального развития! Помимо этого ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).

Развитие мелкой моторики может иметь музыкальное сопровождение. Бубен и маракасы приведут детей в восторг!

Ученые выявили, что пальчиковые игры способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, предотвращают невротизацию, развивают фантазию, координацию движений, служат в целях релаксации и приготовления руки сначала к письму, а затем к труду. Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами. Раннее развитие по методике Железновой.

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось не только расцветом бандитизма, но и полезными инновациями в педагогике. Семья Железновых: Сергей Станиславович и его дочь Екатерина, учителя музыки, создатели школы раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноименную методику, ставшую популярной в России и за рубежом. Изначально они планировали лишь готовить детей от 3-х лет к поступлению в музыкальную школу, но впоследствии с подачи родителей им пришлось дополнить свою систему, придумав интересные песенки, игровые упражнения, создав аранжировки к народным потешкам. В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего развития.

Таких гостей не оставит без внимания ни один малыш!

Екатерина Сергеевна Железнова использует в пальчиковых играх персонажей, которые нравятся детям: козу рогатую, дождик, червячка, паучка, улитку, солнышко и прочих. Фонотека Железновых содержит музыкальные сказки, игры, массажи, песенки, стихи и многое другое, что будет полезно даже только что родившемуся малышу. Важными условиями для проведения занятий являются присутствие и активная помощь родителей и использование фонограмм. Диски с записями мама может применять и дома для развивающих игр с ребенком

Классификация пальчиковых игр.

 Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом: По активности участников: сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок); активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.

Игра «Ножки»: Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу). Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут). Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши). Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).

По сопровождению: с музыкой; без музыки. Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

По возрасту: с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки; количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут; с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию, играм; с 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику; с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.

Прищепки — это отличная альтернатива мелким бусинкам.

Их то ребенок точно не проглотит! Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его. Например, перед работой с пластилином ребенку можно сделать массаж руки и пальчиковую гимнастику.

По содержанию: массаж; игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.); игры со спичками (счетными палочками). «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.); игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация); пальчиковый театр; пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью. Стишки выучивайте наизусть. Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа. Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные. Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки. Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес. Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.

Пальчиковые игры с детьми.

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

 Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

Игра 2. Лиса. 

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

 Притомилася лиса,

Распустила паруса,

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений. 2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях. 3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы. 5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

Игра 3. Ежик. 

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился,

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

        Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу. 3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую. 5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

Птичка. 

Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка Вот тебе крошки на моей ладошке.

(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

Сорока.

Сорока -белобока кашку варила, деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала (загибает мизинчик) Этому дала (загибает безымянный)

Этому дала (загибает средний пальчик) Этому дала (загибает указательный пальчик)

 А этому не дала (шевелит большой пальчик) ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим. (По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение).

Сон. 

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик не спешит, Этот пальчик уже спит.

 (загибаем пальчики по очереди)

Кошка. 

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем)

Курочка.

Курочка — рябушечка По двору гуляла,

По двору гуляла, (не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам)

Цыпляток считала. — Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять: (грозят указательным пальцем)

 Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на другой руке).

Мышки. 

Вот как наши ребятишки Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут, Словно лапками скребут. (дети «скребут» пальчикам по бедрам) Ш – ш – ш…» (трут ладошкой о ладошку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...