"Русские народные подвижные игры"
материал

Валентина Александровна Девицкая

картотека подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека подвижных игр20.24 КБ

Предварительный просмотр:

            «Русские народные подвижные игры»  

   

  Подвижные игры заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки,

ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой

площадке.

     Современные дети по разным причинам посвящают активным играм гораздо меньше времени, чем их ровесники, жившие в другие эпохи. Многие даже никогда не слышали, что такое жмурки или салки. Но малыши, которых познакомили с этими играми, приходят от них в восторг. Ведь это возможность делать то, что они обожают: бегать, кричать, веселиться. Какие старинные подвижные игры могут понравиться вашим детям? И в чём их польза, помимо возможности выплеснуть энергию и весело провести время с друзьями?

      Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут

положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение –

доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы

нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.

Они отлично закаляют тело и душу.

     Почему я рекомендую именно эти игры? Потому что они тренируют очень важные физические качества: ловкость, быстроту, силу, равновесие и выносливость; координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. А ещё они благоприятно влияют на воспитание усидчивости, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными в соблюдении правил игры, развивают умение взаимодействовать в команде, формируя тем самым такое важное качество личности, как сознательная дисциплина. Более того, подвижные игры важны и для интеллектуального развития ребёнка, ведь они совершенствуют познавательные процессы: внимание, память, мышление и воображение, способствуют развитию дикции и правильной речи.

     Русские народные подвижные игры подходят для большой компании, где каждый принимает активное участие, а не просто наблюдает, и это делает их яркими и эмоциональными.

     В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, специальные игровые песенки, ритмика органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры.

   

КОШКИ-МЫШКИ

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка».

В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это

делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют

«ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее

рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.

Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей.

Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их

для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там

запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».

Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и

умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает

«мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

ЖМУРКИ

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет

опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто

зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из

играющих.

Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы

площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или

кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой.

За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором

живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они

подходят к медвежьей берлоге со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается

осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок

становится «медведем».

ГУСИ

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два

«дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под

горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой

диалог, известный всем с раннего детства:

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Так летите!

– Нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их

ловит. Пойманный игрок становится «волком».

САЛКИ

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен

догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

 Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать,

держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же

игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

 Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и

кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки.

Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих

может быть двое или трое.

ГОРЕЛКИ

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.

Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он

говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать

колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно

из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая

пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень

внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

КРАСОЧКА

Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». Все остальные

играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны

повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит:

«Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За

какой?» Монах называет любой цвет, например: «За голубой». Если такой

краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь

голубые сапожки, поноси да назад принеси!». «Монах» начинает игру с

начала.

Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается

убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал, то «краска» становится

водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

УДОЧКА

Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Все

играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки.

«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам

играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее.

Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние

примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если

«рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место

«рыбака» занимает пойманная «рыбка».

Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую

сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

ТИШЕ ЕДЕШЬ

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий,

которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. Задача

играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него.

Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего непросто.

Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше

будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.

Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и

смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий

это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий

может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за

черту. А затем игра продолжается.

СТАРЫЕ ЛАПТИ

На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся

все играющие. Пространство за городом - игровое поле.

Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч

дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами

будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается

осалить мячом.

Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются

взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.

ПЕТУШИНЫЙ БОЙ

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов.

Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они

стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал

на землю двумя ногами, выходит из игры.

ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой.

Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и

продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону

от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и

занимает его, а опоздавший становится водящим.

КУРОЧКИ

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные курочки.

Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает:

«Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя».

«Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в

ладоши и кричит: «Кшш, кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их,

петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

МЕДВЕДЬ И ПЧЁЛЫ

Играющие делятся на две группы: медведи пчёлы.

Пчёлы - большая часть детей - размещаются на скамейке (улей), медведи

- в стороне. По сигналу воспитателя пчёлы улетают за мёдом, а медведи

забираются в улей (скамейку) и лакомятся мёдом.

Пчёлы возвращаются домой и жалят (ловят) медведей.

Золотые ворота

Эта игра будет интересна детям старше пяти лет. Сначала нужно выбрать двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота».

Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходя на бег, пытаются избежать участи быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и весёлой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встаёт возле того участника, которого выбрал.

Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».

Пустое место

Участники образуют круг, водящий находится за его пределами. Все игроки в круге кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до чьей-либо руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они «здороваются» друг с другом кивком и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Тот, кто не успел встать в круг, становится водящим. Участники в круге могут выкрикивать имена, поддерживая соревнующихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Мир детства не может быть без игры . игра для ребёнка- это радость, школа воспитания. неоценимым национальным богатством являются народные игры...

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...