Пальчиковая гимнастика
консультация

Васильева Яна Михайловна

консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx65.8 КБ

Предварительный просмотр:

ocr (1).jpg

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Значение пальчиковых игр :

1. Пальчиковые  игры  развивают мелкую моторику, что  стимулирует развитие речевых центров.  Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям  в  будущем:  рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.  д.

2. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению  словарного  запаса, а если стихотворение не проговаривать,  а  напевать —то и музыкального слуха.

3. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного  контакта,  в том числе и тактильного, между взрослым  и  ребёнком,  что  положительно сказывается на дальнейших отношениях между  ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся

малышам.

Цельразвитие тонких движений пальцев рукразвитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений;

- совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;

- совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных  видах деятельностипальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной;

- совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи;

- совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Виды пальчиковых игр :

1. Игры-манипуляции - развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных,

деревья, насекомых.

3. Пальчиковые - упражнения кинезиологические (гимнастика мозга).

4. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание.

5. Театр в руке. Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения :

пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них  положительное отношение к детскому саду.

Правила и этапы разучивания пальчиковых игр.

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Особенности пальчиковой гимнастики для детей 3 лет.

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики :

Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.

Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.

Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.

Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.

Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

Зверята.

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка.

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб; «Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

«Улитка»

Улитка, улитка, покажи рога

Дам кусок пирога, пышки, ватрушки.

Сдобные лепешки, покажи рожки.

«Надувала кошка шар»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – ХЛОП!

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Мимо заяц пробегал,

В дверь ему стучал.

Тук-тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, 

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём,

А потом и в рот кладем. Ам!

"Хомячок"

Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, щёчки трет.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять- Хомка сильным хочет стать.

Игрушки.

«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Пчелки.

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето.

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка.

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко.

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...