Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»
рабочая программа

Вершинина Тамара Евгеньевна

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы включает три раздела – целевой, содержательный и организационный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma_vospitaniya.doc717.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка.

4-5

I.

Целевой раздел.

1.1.

Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания. Цель Программы воспитания

6

1.2.

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

6-7

1.2.1.

Уклад ДОО

7

1.2.2.

Воспитывающая среда ДОО

7

1.2.3.

Общности (сообщества) ДОО

7-9

1.2.4.

Социокультурный контекст

9

1.2.5.

Деятельности и культурные практики в ДОО

9

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

9

1.3.1. 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

10

1.3.2. 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

10-11

II.

 Содержательный

2.1.

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

11-12

2.1.1. 

Патриотическое направление воспитания

12

2.1.2. 

Социальное направление воспитания

12-13

2.1.3. 

Познавательное направление воспитания

13-14

2.1.4. 

Физическое и оздоровительное направление воспитания

14

2.1.5. 

Трудовое направление воспитания

14-15

2.1.6. 

Этико-эстетическое направление воспитания

15-16

2.2.

Особенности реализации воспитательного процесса

16-18

2.3. 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

18

III.

Организационный

3.1.

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

18-20

3.2.

Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

20

3.3.

Организация предметно-пространственной среды

20-21

3.4. 

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

21-22

3.5.

 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

22

3.6. 

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

22-23

3.7.

Примерный календарный план воспитательной работы, самоанализ воспитательной работы

23-24

Основные понятия, используемые в Программе

25

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания, Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка» (далее ДОО) разработана
на основе Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
(протокол от «
01» июля 2021 № 2/21); требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ«О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанника в ДОО предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО),

ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы включает три раздела – целевой, содержательный и организационный.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[1].

В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, определены направления воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления рабочей программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

        Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

  1. Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
    с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
    в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
    к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе ДОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.2.1. Уклад ДОО

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники ДОО должны:

  • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
    к заболевшему товарищу;
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
    и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
    которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.  Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка необходимо для выявления проблем и в дальнейшем создания условий для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в ДОО направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель ДОО должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
    не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурный контекст воспитания учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства ДОО.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
    он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
    их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

В Программе  ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Эти направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

Содержание деятельности по каждому направлению группируется по трем линиям:

1. Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО).

2. Формирование отношения (детские, детско-взрослые и профессионально-родительские

3. Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО)

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа ДОО в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

  1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Основные направления воспитательной работы для реализации указанных задач:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
    к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Направление воспитания: патриотическое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • формировать представления о России как о стране, в которой мы живем, о богатстве природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной природе, родном языке;  
  • знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными  деятелями;  
  • создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей;
  • знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений и их назначением;  
  • создавать зоны РППС, посвященные российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города;  
  • создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и региона.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе;
  • поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи

Детско-взрослая общность:

  • формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам.

Профессионально-родительская общность:

  • реализовывать культурно-образовательные проекты по направлению;
  • привлекать семьи воспитанников к созданию тематических уголков ДОО.

Детская общность:

  • создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное;
  • создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и настоящего;  
  • организовывать коллективные творческие проекты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным  традициям, к участию в праздниках (с привлечением семей воспитанников);  
  • знакомить детей с традиционными для региона ремеслами, создавать условия для появления собственного опыта детей;
  • проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе фольклора родного народа;  
  • петь вместе с детьми народные песни, играть в народные игры.

Планируемые результаты воспитания:

  • знает и любит свою малую родину, понимает, что он живет в России, и имеет представление о мире;
  • проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны. По отношению к прошлому проявляет патриотизм наследника («я горжусь»). По отношению к будущему проявляет патриотизм защитника, хозяина, творца, семьянина («я стремлюсь»);
  • стремится подражать героям, исполнять долг, следовать моральным идеям и правилам;
  • узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города, уважительно к ним относится, знает и понимает разнообразные знаки и атрибуты в городской среде, на дороге, в транспорте, на природе и др.

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Основные задачи социального направления воспитания.

  1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
    с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
    в группе в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

Основные направления воспитательной работы для реализации данных задач :

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
  •  учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.

Направление воспитания: социальное

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • использовать пространства ДОО для формирования представлений о том, как правильно вести себя в отношениях с другими людьми;
  •  создавать игровые зоны по темам семьи, дружбы, взаимопомощи и пр.;
  • организовывать сотрудничество детей в различных пространствах и ситуациях;
  • обеспечивать свободный доступ детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми книг и изучения различных материалов по темам семьи, дружбы, взаимопомощи, сотрудничества;  
  • создавать условия для проявления детской инициативы по взаимодействию и сотрудничеству

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • объяснять ребенку нормы и особенности поведения в семье;

Детско-взрослая общность:

  • знакомить детей с правилами поведения в ДОО.

Профессионально-родительская общность:

  • привлекать родителей к реализации семейных проектов, к участию в мероприятиях

Детская общность:

  • создавать условия для приобретения детьми социального опыта в различных формах жизнедеятельности.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • читать и обсуждать с детьми литературные произведения о добре и зле, семье, дружбе, взаимопомощи сотрудничестве и др.;
  • организовывать дидактические игры, направленные на освоение полоролевого поведения, освоение культурных способов  выражения эмоций;  
  • создавать совместно с детьми творческие продукты;
  • организовывать совместно с детьми праздники и события.

Планируемые результаты воспитания:

  • различает основные проявления добра и зла;  
  • принимает и уважает ценности семьи и общества;
  • способен к сочувствию и заботе, к нравственному поступку;
  • принимает и уважает различия между людьми;
  • освоил основы речевой культуры;
  • проявляет дружелюбие, доброжелательность;
  • умеет слушать и слышать собеседника;
  • способен взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
    и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

Направление воспитания: познавательное

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • создавать пространства РППС по различным тематическим областям, которые включают наглядный материал, видеоматериалы, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования, книги и детские энциклопедии и пр.;
  • организовывать специальные зоны познавательной активности по разным направлениям.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • поддерживать и направлять познавательную активность ребенка.

Детско-взрослая общность:

  • организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации.

Профессионально-родительская общность:

  • организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации.

Детская общность:

  • создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • проводить совместно с детьми различные опыты, наблюдения, сравнения;  
  •  организовывать походы и экскурсии, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтение и просмотр книг;
  • организовывать совместно с детьми конструкторскую, проектную продуктивную и исследовательскую деятельности;
  • организовывать совместно с родителями фестивали семейных проектов, исследований и творческих работ.

Планируемые результаты воспитания:

  • проявляет любознательность, умеет наблюдать;
  • проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной  деятельностях, в самообслуживании;  
  • обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • поддержка оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель формирует у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

основные направлениях воспитательной работы при формировании культурно-гигиенических навыков :

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  •  формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
    и чистоте тела;
  •  формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется
в тесном контакте с семьей.

Направление воспитания: физическое и оздоровительное

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • организовывать РППС для формирования представлений о здоровом образе жизни, гигиене, безопасности, для приобщения детей к спорту;  
  • использовать пространства ДОО и прилегающей территории для двигательной активности, подвижных игр, закаливания, зарядки  и пр.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • формировать основные навыки гигиены, закаливания, здорового питания;
  • организовывать совместное посещение детьми и родителями спортивных мероприятий.

Детско-взрослая общность:

  • обеспечивать достаточную двигательную активность детей.

Профессионально-родительская общность:

  • организовывать встречи с интересными людьми, в результате которых у детей формируется познавательная мотивация и создаются условия для ее реализации.

Детская общность:

  • создавать условия для демонстрации детьми результатов своей познавательной активности среди сверстников.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • проводить совместно с детьми различные опыты, наблюдения, сравнения;  
  •  организовывать походы и экскурсии, просмотр доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтение и просмотр книг;
  • организовывать совместно с детьми конструкторскую, проектную продуктивную и исследовательскую деятельности;
  • организовывать совместно с родителями фестивали семейных проектов, исследований и творческих работ.

Планируемые результаты воспитания:

  • проявляет любознательность, умеет наблюдать;
  • проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивной  деятельностях, в самообслуживании;  
  • обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Основные задачи трудового воспитания.

  1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
    и труда самих детей.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Основные  направления воспитательной работы при реализации данных задач:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
    с трудолюбием;
  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Направление воспитания: трудовое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • организовывать РППС для формирования у детей разнообразных навыков продуктивных действий, для ознакомления детей с  традициями, ремеслами, профессиями;  
  • использовать пространства ДОО и прилегающей территории, создавая условия для самостоятельного посильного труда детей;  
  • знакомить детей с лучшими образцами трудовой деятельности человека.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • приучать детей убирать игрушки, помогать по хозяйству;
  • рассказывать детям о трудовых традициях своей семьи, о различных профессиях.

Детско-взрослая общность:

  • знакомить детей с правилами организации быта, приучать к выполнению существующих правил;  
  • показывать пример трудолюбия и ответственного отношения к порученному делу,

формировать ответственное отношение к поручениям;  

  • развивать навыки самообслуживания у детей.

Профессионально-родительская общность:

  • привлекать родителей как носителей конкретных профессий для презентации особенностей своей профессии, своего труда, их ценности для людей.

Детская общность:

  • поощрять самоорганизацию детского коллектива и оказание помощи младшим детям со стороны старших.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • в режимных моментах и в совместных видах деятельности воспитывать у детей бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников);  
  • организовывать дежурство по группе;
  • организовывать проекты в различных тематических направлениях;
  •  организовывать различные виды игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в которых формируются навыки, необходимые для трудовой деятельности и трудового усилия детей;  
  • проводить беседы на тему уважительного отношения к труду;

Планируемые результаты воспитания:

  • понимает ценность труда в семье и в обществе;  
  • уважает людей труда, результаты их деятельности;
  • проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

  1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
    на внутренний мир человека;
  3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
    и других народов;
  5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
  6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Основные  направления воспитательной работы при реализации данных задач:

  • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
    не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
    с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
    к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
    после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
    в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
    с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
    и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
    их произведений в жизнь ДОО;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
    на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Направление воспитания: этико-эстетическое

Формирование представлений (воспитывающая среда ДОО)  

  • создавать в ДОО и на прилегающей территории РППС, обеспечивающую формирование представлений о красоте, об опрятности, формирование эстетического вкуса;  
  • обеспечивать наличие в РППС материалов, которые знакомят детей с лучшими отечественными и мировыми образцами искусства;
  • организовывать в ДОО и на прилегающей территории зоны, связанные с образцами культурного наследия;
  • создавать в ДОО событийную и рукотворную среды (выставки творческих работ, декорирование помещений к праздникам и  др.);  
  • обеспечивать свободный доступ детей и родителей к различным литературным изданиям и наглядным материалам по теме культуры общения и развития, этики и эстетики.

Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество)

Детско-родительская общность:

  • знакомить детей с художественными произведениями, обсуждать вопросы этического и эстетического характера.

 Детско-взрослая общность:

  • показывать пример культурного поведения.

Профессионально-родительская общность:

  • совместно проектировать и создавать эстетическую среду ДОО.

Детская общность:

  • создавать условия для понимания и усвоения детьми этических и эстетических норм.

Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в ДОО) 

  • организовывать продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, и пр.);  
  • организовывать творческую деятельность в рамках дополнительного образования;   организовывать совместные с родителями и детьми культурно-образовательные и творческие проекты, праздники и  фестивали;  
  • создавать музейные уголки в ДОО;  
  • создавать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации  при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;  
  • вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности.

Планируемые результаты воспитания:

  • воспринимает и чувствует прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве;  
  • стремится к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности;  
  • обладает зачатками художественно-эстетического вкуса.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»  посещают 285 детей в возрасте от 2-х  до 7 лет. В ДОО функционирует 12 групп: 2 группы компенсирующей направленности, 3 группы комбинированной направленности, 7 групп общеразвивающего вида. В группах любой направленности могут включатся как воспитанники одного возраста, так и разных возрастов, в зависимости от ежегодной комплектации.

        ДОО работает в режиме пятидневной недели:

- 12-часовое пребывание детей, с 7.00 до 19.00 часов .

детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

        ДОО имеет сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

        Детский сад расположен в жилом массиве, в окружении которого находится частный сектор, Также следует отметить, что социокультурная ситуация, сложившаяся в районе, отличается тем, что вокруг детского сада расположены три общежития.

Тот факт, что семья ребенка проживает в общежитии, позволяет предполагать следующее: семья имеет невысокий социально-экономический статус; низкий уровень санитарно-гигиенических условий; высокую опасность возникновения и передачи различных инфекций.

Усилия образовательного учреждения направлены на создание такой социальной среды, которая обеспечила бы физическую и психическую безопасность детей, оказание действенной помощи в адаптации детей в социуме.

        В организации деятельности ДОУ учитывается то, что оно расположено рядом с такими социокультурными учреждениями как общеобразовательная школа № 2, № 6, ДОУ № 17, Дом культуры, Центр семейного досуга «Космос», детская поликлиника, магазины, телецентр, ЦДК, краеведческий музей, выставочный зал.

        Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства. Сотрудничество с этими структурами осуществляем на основе заключенных Договоров о взаимодействии и Планов совместной работы.

При организации воспитательного  процесса учитываются особенности сибирского региона.

        В результате участия ДОО в муниципальном сетевом проекте «Создание условий для реализации национально-регионального компонента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации» разработаны методические материалы к примерной парциальной образовательной программе «Мой любимый город Канск», которая направлена на развитие у дошкольников интереса  к истории и традициям родного города, его культуре. Педагоги ДОО обеспечивают реализацию программы.

        ДОО посещают дети принадлежащие к другим этническим группам (киргизы, таджики, татары, армяне, евреи). Воспитательный процесс в ДОУ строится с учётом данных особенностей национального состава детей (беседы, рассказы, национальные игры, рассматривание образцов национальных костюмов, знакомство с музыкой разных народов, разучивание танцев).

        С целью создания условий для поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ реализуется проект «Мы – разные, но мы – вместе!». 

В рамках проекта «Тетра моды» создана коллекция национальных костюмов «Хоровод дружбы», которая формирует основы национального самосознания и толерантности.

        На протяжении нескольких лет воспитанники ДОО вовлечены в волонтерскую деятельность. Применение педагогической технологии «Дети-волонтеры» позволяет детям приобрести опыт разновозрастного общения.

        Основные традиции воспитательного процесса в ДОО:

1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов (праздники, проекты, акции, квесты, флешмобы).

2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

3. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий.

В ДОО существует практика создания творческих, рабочих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.

4.Методическое сопровождение педагогических инициатив семьи. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

5. Взаимодействие с учреждениями социальной сферы: МОУ СОШ №2, ДЮСШ, СЮН, Выставочный зал, Краеведческий музей, МБОУ ДОД, СМИ. Разработанный план мероприятий направлен на становление социальной компетентности воспитанников.

        Ежегодные традиции детского сада:

«Посвящение в сотрудники» - формирует положительный имидж и привлекательность профессии.

«Чествование ветеранов»- воспитывает уважительное отношение к ветеранам педагогического труда.

«Коллективные праздничные мероприятия» - служит сплочению коллектива, выработке корпоративной культуры общения.

        В ДОО функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи посещают группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и имеющие статус ребенок с ОВЗ. В комбинированных группах обучаются дети с ОВЗ по рекомендованным адаптированным образовательным программам.

        В ДОО разработана и реализуется модель инклюзивного образования. Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников ДОО. Основной принцип управления - принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ДОО.

Взаимодействие с родителями в ДОО осуществляется по следующим направлениям: знакомство с современными системами семейного воспитания, пропаганда здорового образа жизни, содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям жизни. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как: проведение Дней открытых дверей, активное участие в проведении праздников, организация и проведение матер-классов, анкетирование, консультации, родительские собрания, экскурсии, традиционной стала практика «Гость группы», методическое сопровождение педагогических инициатив семьи. Выпуск газеты «Алёнушкины новости» - внутри садовское периодическое издание, которое информирует родителей о предстоящих событиях, о жизни детского сада  в целом, и группы в отдельности.  На сайте ДОО родители могут познакомиться с жизнью детей в детском саду (праздники, проекты, конкурсы, квесты).

        Активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет качественно реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

        Программа воспитания ДОО реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
  4. Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Для реализации Программы воспитания уклад проектируется  командой ДОО и принимается всеми участниками образовательных отношений. (Приложение 2)

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.

1 шаг: определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО.

        Отражается  в уставе ДОО, локальных актах, правилах поведения для детей и взрослых,  во внутренней символике.

2 шаг: отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОО:

  • специфику организации видов деятельности;
  • обустройство развивающей предметно-пространственной среды;
  • организацию режима дня; разработку традиций и ритуалов ДОО; праздники и мероприятия.

Отражается в ООП ДО и Программе воспитания.

3 шаг: Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО.

        Отражается в требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников, в документах о  взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, договорах и локальных нормативных актах с социальными партнерами ДОО с социальным окружением. 

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
  • «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
  • «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,
    в особенности – игровой.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
    (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
    с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
    с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС)  отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО и включает:

  • оформление помещений;
  • оборудование;
  • игрушки.

ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и ДОО.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены
в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

В ДОО созданы центры детской активности, где предоставляется ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда ДОО гармонична и эстетически привлекательна.

При выборе материалов и игрушек для ППС ДОО ориентируется на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

На  2021 год в МБДОУ № 10 работает 69 человек.

        Дошкольное учреждение 100% укомплектовано педагогическими кадрами.

Педагогический  коллектив состоит из  34  педагогов: 24 воспитателя, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, учитель-дефектолог, педагог-организатор,2 музыкальных руководителя  инструктор по физкультуре, 2 старших воспитателя.

        Организация воспитательного процесса осуществляется заведующим ДОО и старшими воспитателями. Реализуют воспитательный  процесс педагоги ДОО.

Распределение педагогического персонала

По стажу педагогической работы

Стаж педагогической работы

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

%

15

21

15

49

По уровню образования

Образование

Высшее

Среднее специальное

Количество педагогов

14

3

%

36

64

По уровню квалификации

Квалификационные категории

Высшая

Первая

Соответствие

Без категории

%

37

33

22

8

        С 2016 года  ДОО имеет статус базовой площадки Красноярского института повышения квалификации по вопросу введения профессионального стандарта педагога. На уровне дошкольного учреждения разработаны механизм оценки уровня  квалификации педагогов (требования к уровню квалификации педагогов), на основе которой разрабатываются Программа профессионального развития педагогов МБДОУ № 10 и  индивидуальные  программы профессионального развития педагогов, позволяющие каждому воспитателю грамотно планировать  устранение дефицитов профессиональной деятельности в вопросах воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей, детей с ОВЗ, с этнокультурными особенностями, опекаемых, через  курсовую подготовку, участие в методической работе.

        В ДОО существует практика привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных и т.д.) на договорной основе. Возможности этих организаций дошкольное учреждение может использовать в воспитательном  процессе для достижения результатов по реализации программы.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

        Программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ«О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» рабочей группой, созданной на основании приказа заведующего ДОО. Рабочая группа организует деятельность по разработке локальных актов в соответствии с положением о рабочей группе.

        В связи с внедрением программы воспитания на основании распоряжения заведующего ДОО вносятся изменения в локальные нормативные акты ДОО: ООП ДО, Программу развития, Программу профессионального развития педагогов МБДОУ № 10, должностные инструкции педагогических работников, договорные отношения с организациями дополнительного образования и культуры.

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
    и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
  5. активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

  1. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
    и ответственности;
  2. формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
    в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
  4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
    в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
  5. расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
    об окружающем мире;
  6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
  7. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
    их эмоционального благополучия;
  8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы. Самоанализ воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы  (Приложение 2).

Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей
по следующим этапам:

  • погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
  • разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
  • организация события, которое формирует ценности.

Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.

Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию
на основе ценности.

События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными.

Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи
и виды деятельности детей в каждой из форм работы.

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

Основные понятия, используемые в Программе

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития.
Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о
воспитывающей среде.

Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность  социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.

Уклад  общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и социокультурный контекст.

 


[1] п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­с...

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Образовательная программа дошкольного образования  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка» (далее Пр...

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:формирование ценност...

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 94»

Особенности воспитательного процесса в ДОУЦель и задачи воспитанияВиды, формы и содержание воспитательной деятельностиОсновные направления самоанализа воспитательной работы...