Картотека пальчиковой гимнастики
картотека (младшая группа)

Картотека пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_pal._gimn.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ


Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

 Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Цель пальчиковой гимнастики.

 Укрепление здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развитие  мелкой  моторики рук для стимулирования развития речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Отсюда следует, что пальчиковые игры помогают достигнуть сразу нескольких целей: стимулирование развития речи, тренировка пространственное мышления, памяти;  готовят руки для успешного обучения письму.

 

«Водичка»


Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.

Круговыми движениями погладить щечки.

Улыбнуться.

Показать зубки.

«Гости»

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
— Мама, мама!
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что?
Постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут!
Постукивают мизинцы.
— Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте! Здрасьте!
Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются).
Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.

 “Капуста”

Мы капусту рубим – рубим,    Движения прямыми ладонями  вверх, вниз

Мы морковку трем –трем,     Потереть кулак одной руки, о кулак другой руки

Мы капусту солим-солим,     Пальцы сложить в щепотку. Посолить

Мы капусту жмем-жмем,    Сжимать и разжимать кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем. Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.

 Ам!                             

«Апельсин»

Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! 
(«бегут» пальцами по столу).

«Домики»

 Стук, стук, постук

Стук, стук, постук

Раздаётся чей-то стук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат,

Вот, с такою крышей (ладони над головой)

Вот с такими стенами (ладошки около щёчек)

Вот с такой дверью (ладошка перед лицом)

И вот с таким замком (сцепляем ручки)

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

«Сова»

В лесу темно (глаза закрыть ручками)

Все спят давно (ладошки под щёку)

Одна сова не спит (подставляем «глаза» из указат. и больш. пальцев)

Во все стороны глядит,

Да как полетит! (ручками машем как крыльями)

«Девочки и мальчики».

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают
(качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так
(хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так,  вот так (
Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так
(Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

«Это я»

Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,

потом правый глаз).

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)

Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)

Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,

правую – на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза

Хлопают).

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).

«Зайка»

Зайка – ушки на макушке –    

 (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.    

 (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    

 (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

 (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

«Друзья»

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу  друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди, догони!        

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

«Капуста»

Я – зелёная капуста,  

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,        

(Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

«Лимон».

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.  

 (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай  его положим                

 (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.        

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

«Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                        

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                    

 («Шагают» пальцами по столу.)

«Наш огород»

В огороде много гряд,          

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,              

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород            

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Одежда»

Я надену сапоги,      

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую    

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      

(Смена рук.)

«Быстро тесто замесили»

Муку в тесто замесили,      

(Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили      

(Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            

(Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    

(Гладят животы.)

«Цыплятки»

Зёрна курочка клюёт,        

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.  

(Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    

(Погрозили пальчиком.)

«Мамы и малыши»

Есть у курицы цыплёнок,      

(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    

(Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

«Зима»

Снег ложится на дома,    

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.              

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…        

(Рука за ухом.)

«Зимние забавы»

 Что зимой мы любим делать?      

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Подарки»

Здравствуй, Дедушка Мороз!  

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?        

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                  

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                    

(Вертим кистями.)

«Игрушки»

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,  

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. 

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем  машинку».)

«Звери»

Это зайчонок, это бельчонок,                

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      

(Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

«Наш дом»

 

Этот дом – одноэтажный.              

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

«Грибы»

Красный-красный мухомор-  

(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.            

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      

(Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Мамочка»

Мамочка хорошая,    

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    

(Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,    

(Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!    

 (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

«Капель»

Вот уж две недели        

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.        

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Кот»

Кот, убрав царапки,    

(«Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        

(Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

«Дятел»

Дятел дерево долбит:          

(Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит    

(Смена рук.)

Стук-стук-стук.

«Ягодки»

С ветки ягодки снимаю,        

(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить  каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          

(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Я поем ещё чуть-чуть,          

Лёгким будет к дому путь!  

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.)

«Утро»

На кроватке мы поспали,          

(Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«Машины»

По шоссе идут машины,      

(Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)

По дороге не беги,                

(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,      

(«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!          

(Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

«Цветы»

Ромашки белые цветки –                

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...