Консультация для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
консультация

Безменова Ольга Геннадьевна

Консультация для педагогов:

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

 В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей  по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребёнка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребёнка к жизни, его приспособленности к обществу. Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребёнка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребёнком, и сможет помочь ему стать независимым успешным человеком.

В начале учебного года в группе была создана развивающая среда по ознакомлению детей с финансовой грамотностью (изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр, дидактические). Дети получили начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации.

Мной были использованы сказки, для обучения детей азам экономики, это в доступной форме позволило им сформировать первичные представления, закрепить, обобщить и систематизировать их. А погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения. Было прочитано много сказок по финансовой грамотности. Чтение художественной литературы развивает у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы дидактические игры были включены в содержание занятий.

Решение проблемно-игровых, задач и ребусов упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически

При разработке игр стоит следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы воспитанник не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения предложенных заданий.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

- Сюжетно-ролевая игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Данная форма совместной деятельности по формированию финансовой грамотности очень результативна. Я прибегаю к её помощи регулярно. Одним из первых был проведена сюжетно- ролевая игра «Добрые услуги». В ходе игры знакомились ребята с героями сказки выполняли несложные задания экономической направленности, дети проявляли определённую смекалку, оказывая услуги сказочным персонажам.

Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Использование сюжетно-ролевых - игр по формированию основ финансовой грамотности позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

В заключении хотелось бы отметить, что дети с нетерпением ждут сюжетно-ролевые игры на любую тематику. Эта форма работы является «палочкой - выручалочкой», в ситуации, когда воспитанникам необходимо донести знания и сформировать умения по достаточно трудным для восприятия ими экономическим темам образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овл...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...