Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности

Коханова Елена Владимировна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansovaya_grammotnost_doshkolnikov.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.

Проблема воспитания  финансовой грамотности  может возникнуть в процессе наблюдения педагога за разнообразной деятельностью детей. Можно обратить внимание на то, как  в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. Как правило  «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течение всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Педагога должно насторожить, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Юному человеку необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Работу
с дошкольниками по формированию финансовой грамотности можно разделить на семь экономических блоков.

1 блок: Экономика.
Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Откуда берутся средства, развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

2 блок: Потребность. 
Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

3 блок: Труд и профессии.
Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен.
 Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. 
Формировать  положительное  отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи.
Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят дешевле.

7 блок: Реклама. 
Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Занятия по формированию основ экономической культуры вводятся как основная деятельность в подготовительной группе. При проведении занятий следует руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, общей программой обучения и воспитания детей. Практические и познавательные задачи в области экономической культуры должны вытекать из реальных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни. Для эффективной работы чрезвычайно важным является тесное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

В экономическом воспитании дошкольников помогут сюжетно – дидактические игры«Кондитерская фабрика», «Ателье», «Агентство рекламы», «Банк», «Снятие наличных денег», «Супермаркет» и др. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.

Для усвоения детьми основ  финансовой грамотности, можно использовать самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение   основами финансовой грамотности можно осуществлять и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь  финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей - финансовую.

Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:

Какую нужду испытывали котята?

Какие возможности были у тети Кошки?

     Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

Для практического изучения «Бюджет семьи» можно предложить родителям поиграть с детьми в игру «Семья экономистов». Мама и папа работают. Они получают за свой труд деньги. Старший брат учится в институте, где получает стипендию за хорошую сдачу экзаменов. А ты (дочь) ходишь в детский сад, тебе покупают шоколадки, игрушки, но эти деньги ты заработала не сама, а взрослые. Также можно добавить бабушек и дедушек, которые получают пенсию. Дети при систематическом обсуждении подходят к пониманию: бюджет семьи – это заработная плата плюс стипендия, пенсия. Деньги получают за труд. «Просто так деньги никому не дают».

Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми можно изобрести  игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу.    Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому можно использовать самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Можно провести  игру «Реклама: хорошо-плохо». Дети говорят, в основном, про телерекламу. Вот некоторые предполагаемые  высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится». Можно задать детям вопрос «Для чего нужна реклама,  Пусть дети подумают и ответят. Дети младшего возраста реагируют на рекламу по-другому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них.

     Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и задача воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».

     Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д.  Можно изготовить с детьми своей группы рекламу различных предметов  и использовать ее, например  на вечере досуга «Чудеса в осеннем лесу». В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д.

В детском саду и дома необходимо воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно: соблюдать порядок, чистоту, пользоваться бережно с игрушками и всем тем, что ему дают. Хорошо это подкреплять примерами самих взрослых дома и в саду и проговаривая определенные ситуации, например, уходя на долго с помещения нужно выключить свет, так мы экономим электроэнергию.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что способствует сделать данный процесс осознанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».

Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овл...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Консультация для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов:«Формирование финансовой грамотности дошкольников»...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...