Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Хрычева Татьяна Владимировна

Ведущей деятельностью  в  дошкольном возрасте является игра,  в рамках которой, наряду с ситуативной, развивается  диалогическая и  монологическая  контекстная  речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность»

    Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическое общение – это когда беседуют два (или более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности». Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать,  рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.  В своей работе я использую различные методы и приемы развития диалогической речи. Для большей эффективности работы стараюсь насытить диалогом различные виды детской деятельности. Развивать умение вести диалогическую речь  помогают режимные моменты.   Ежедневно по утрам  выполняем с детьми артикуляционную гимнастику, ведь она способствует развитию и укреплению речевого аппарата. На занятиях и в свободное время играю с детьми в  дидактические игры, а также выполняю игровые упражнения для развития речевого дыхания. Выдающийся педагог В.Л. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи,  расширяю объём пальчиковых игр и  систематически использую их в работе с дошкольниками. Особенно детям нравятся пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок. Эти игры помогают совершенствовать не только мелкую моторику, но и закреплять знания содержания сказок, развивают речь и образное мышление.

    Особая роль в работе по диалогической речи отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. Содержание книги открывает прекрасную возможность для речевого общения с ребенком.

    Одним из литературных жанров, с которым дети знакомятся с раннего возраста, является сказка. При чтении сказок я использую наглядный материал, например, театр на фланелеграфе («Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Колобок», «Коза Дереза»  и др.), т.к. это вызывает в детях большой интерес и способствует быстрому запоминанию сюжета. А беседа, которую провожу после чтения произведения, позволяет понять поступки героев, их характер, поведение. Чтобы раскрепостить застенчивых детей,  использую такой прием: надев маску или шапочку сказочного персонажа, предлагаю изобразить героев сказки.(«Пройдись, как мишка в вразвалочку», «Поскачи, как зайка»). При этом действия ребенка сопровождали чтением потешки. Например: «Знают звери все в лесу ярко-рыжую лису» (Алина, пройдись, как лисонька) 

      Интересными для обыгрывания детьми являются короткие диалогические миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр.  Наблюдая за игрой детей, включаясь в игру на разных позициях и  помогаю развивать сюжет. Если ребенок затрудняется, помогаю сформулировать вопрос или наоборот, дать ответ.

      Оптимальным моментом в режиме дня является прогулка. Это время для организации совместной деятельности и установления длительных положительных взаимоотношений. Заимствование   детьми   форм   диалогического   взаимодействия   происходит   в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети наизусть воспроизводят готовые реплики. 

      Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие для успешной работы по диалогическому  общению детей. В группе оформлен уголок театральной деятельности. У ребят это любимое место. Театрализованная игра предполагает использование атрибутов, поэтому были  изготовлены уголок ряжения, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, различные маски – шапочки.

     В обучении диалогическому общению  использую настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, куклы – бибабо, пальчиковый театр, игры – драматизации. Так же параллельно с работой в группе ведется индивидуальная работа, где большое внимание уделяется  вовлечению в театрализованную деятельность детей с низким уровнем диалогического общения, малообщительных, замкнутых, потому что им труднее всего общаться с детьми в группе. 

    Только при правильном  постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе гармоничном развитии ребенка. Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитывать умение сопереживать, фантазировать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"

Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями» (в рамках годовой задачи «Создание условий для развития диалогической речи посредством театрализованной деятельности»).

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанн...

Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе.

Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе....

Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе.

Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе....

Обобщение опыта по теме: « Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта по теме: « Развитие  диалогической  речи посредством театрализованной деятельности»...

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...