Главные вкладки

    Экспериментальная работа "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста".
    материал по развитию речи (средняя группа) по теме

    Пояснительная записка + Список литературы

    Перспективное планирование

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    2011-2012 у.г.

    Программа экспериментальной работы Дегальцевой Н.С.

    Тема: «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста».

    Пояснительная записка.

    Актуальность экспериментальной работы: 

    Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и развивать ее необходимо с первых лет жизни человека.

    Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет речь в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения человека.

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

    Объект экспериментальной работы:

    Диалогическая речь дошкольников.

    Предмет экспериментальной работы:

    Создание условий для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

    Цель экспериментальной работы: 

    Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

    Гипотеза:

    Проведение систематических и целенаправленных театрализованных занятий способствует развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста.

    Для проверки гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
    2. Подобрать и апробировать методики исследования.
    3. Провести психолого-педагогическую диагностику уровня развития связной речи у детей 4-5 лет.
    4. Разработать и провести комплекс театрализованных занятий.
    5. Провести сравнительный анализ результатов (повторная диагностика) и разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.

    Методы:

    Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающий в себя:

    1. Теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования.
    2. Психолого-педагогическая диагностика развития связной речи.
    3. Статистическая обработка полученных данных.

    Содержание этапов экспериментальной работы:

    I.

    1. Анализ теоретической и практической психолого-педагогической литературы по теме.
    2. Подбор методик и проведение диагностики.
    3. Обсуждение результатов диагностики с методистом и психологом д/с.
    4. На основе полученных данных подбор развивающих материалов и разработка программы комплексных театрализованных занятий.

    II.

    1. Проведение комплексных театрализованных занятий.

    III.

    1. Проведение повторной диагностики.
    2. Анализ полученных данных и результатов проведенной работы.
    3. Обсуждение результатов повторной диагностики с методистом и психологом д/с.
    4. Проведение консультаций для родителей (индивидуальных и групповых) по результатам проведения занятий; практические рекомендации родителям.
    5. Разработка практических рекомендаций для педагогов д/с по методам и приемам эффективного развития связной речи посредством театрализованной игры.

    Ожидаемые результаты:

    1. Обогащение словарного запаса детей.
    2. Формирование грамматически правильной речи детей.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные данные могут служить основой для разработки практических рекомендаций и программ развивающих театрализованных занятий по развитию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Список литературы:

    1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ,  2007.
    2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре, Скрипторий, 2008
    3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008
    4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, 2008.
    5. Дыхательная гимнастика (интернет)
    6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009
    7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
    8. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Детство-Пресс, 2009.
    9. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников, Феникс, 2008
    10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.



    Предварительный просмотр:

                    

    Перспективное планирование по развитию диалогической речи посредством театрализованной деятельности в средней группе № 5 (2011-2012 у.г.).

    Воспитатель – Дегальцева Н.С.

    1 НЕДЕЛЯ

    2 НЕДЕЛЯ

    3 НЕДЕЛЯ

    4 НЕДЕЛЯ

    СЕНТЯБРЬ

    Подбор, изучения и анализ литературных источников по теме.

    Создание предметно-развивающей среды.

    ОКТЯБРЬ

    Диагностика. Обработка полученных данных.

    Разработка и составление конспектов театрализованных занятий.

    НОЯБРЬ

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    «Знакомство с театром»: знакомство детей с театром; рассказать, какую роль театральная деятельность играет в жизни человека.

    «Догадайся, кто же я? развивать внимание, наблюдательность, воображение.

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    «Пойми меня»: учить различать звукоподражания; развивать внимание, память, образное мышление.

    «Язык жестов»: развивать внимание, память, образное мышление

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Чтение сказки «Репка».

     Кукольный театр «Репка» в исполнении детей.

    Импровизация русской народной сказки «Репка»: развивать память и речь детей.

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Чтение пьесы Л. Полякова «Репка»: познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка». Распределение ролей, разучивание текста пьесы.  

    ДЕКАБРЬ

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Репетиция пьесы «Репка»: продолжать заучивать текст пьесы, развивать память и речь детей.

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Играем пьесу «Репка»: продолжать заучивать текст пьесы; развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат.

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Играем пьесу «Репка».

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

    Кукольный театр в исполнении детей «Лисичка-сестричка и волк».

    Сказка «Лисичка-сестричка и волк».

    ЯНВАРЬ

    Каникулы

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Повторение пройденного: пьеса «Репка», сказка «Лисичка-сестричка и волк».

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Чтение сказка «Заюшкина избушка». Распределение ролей.

    Репетиция сказки.

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Кукольный театр в исполнении детей «Заюшкина избушка».

    Репетиция сказки «Заюшкина избушки».

    ФЕВРАЛЬ

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Сказка «Заюшкина избушка».

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Игра «Воображаемое путешествие».

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Игра «Животные во дворе».

    Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Театрализованная игра «Колобок».

    МАРТ

    АПРЕЛЬ

    МАЙ

    Повторение пройденного материала; игры по желанию детей.

    Диагностика, обработка полученных данных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»

    «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...

    Театрализованная деятельность для детей среднего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Театрализованная  деятельность  для детей среднего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»  Итоги по лексической теме «Дом», «Дикие животные»...

    Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.

    В течение  2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской  и экспериментальной  деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...

    КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Театрализованная деятельность -это самый распространенный вид детского творчества.Она близка и понятна ребенку,глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,потому что связана с игрой....

    Консультация для родителей "Организация театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста"

    Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест...

    Перспективное планирование по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

    Перспективное планирование разработано для педагогов ДОУ с детьми среднего дошкольного возраста...