Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
статья (старшая группа)

Садова Любовь Сергеевна

Статья на тему:

«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

средствами физической культуры».

 

Первые годы жизни ребенка являются решающими в становлении основ его личности, исходя из этого, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе развития дошкольника существует свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

средствами физической культуры».

Первые годы жизни ребенка являются решающими в становлении основ его личности, исходя из этого, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе развития дошкольника существует свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

Воспитание - это целенаправленная деятельность, которая осуществляется в системе образования, имеет ориентиры на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; на оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; на создание условий для самореализации личности.

Фундаментом нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности, такие как: любовь к родителям и семье, к людям, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, оказывая существенное влияние на его мировоззрение.

Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Физически развитый человек- крепкий, сильный, здоровый, должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

В совместной деятельности в режимных моментах мы с ребятами провели тематическую беседу «Спортсмены нашей группы», где дети рассказывали о своих достижениях, о трудных моментах в спорте, и наградах после преодоления этих трудностей. Детям – слушателям было не только интересно слушать рассказы своих друзей, но они и сопереживали, и радовались за их успехи.

В нашей группе появилась традиция по понедельникам в утренний отрезок времени слушать гимн Российской Федерации. Это связано с тем, что  в2022 году в образовательных учреждениях было принято решение неделю начинать с прослушивания гимна, и мы решили ее поддержать.  Такая практика способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых. В группе мы создали «Уголок достижений наших детей». В этот уголок мы разместили: медали наших воспитанников за спортивные достижения по художественной гимнастике, плаванию, по боксу, футбол, по борьбе джиу-джитсу, по теннису, а также кубки и грамоты за призовые места.

С учетом требований ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

  При создании условий для активной двигательной деятельности детей, широко использовали разнообразный спортивный инвентарь, который с подвигает детей к выполнению разных движений. (например, обруч используется для прыжков, подлезания; с лентами дети выполняют образные упражнения).

 Чтобы помочь детям добиваться более четкого представления о движении, которые складываются на основе ощущений и восприятий, используем физические пособия: моталочки, мешочки для метания, ленты, скакалки, балансир, игра в боулинг и другие.

В нашем уголке по ОО «Физическое развитие» также размещены для детей альбомы по разным видам спорта, по спортивным достижениям детей нашей группы, дидактические игры «Замри», «Домино», «Малыши –крепыши» и другие.

По предложению детей и родителей нами был создан фотоколлаж «Спорт – это сила». Во время работы по созданию плаката, дети с удовольствием вспоминали лучшие моменты из своих выступлений на соревнованиях, глядя на свои фотографии, придавали яркость фону, приклеивали фотографии, зачитывали речевки о спорте, разученные ранее. Наш фотоколлаж мы разместили в родительском уголке.

В работе с детьми мы использовали физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
  • Зарядка после дневного сна (пробуждения, бодрящая) помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение дошкольников, поднимает мышечный тонус.
  • Физкультминутки.  Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, ЦНС, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
  • Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость.
  • Самостоятельная двигательная активность детей: способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Спортивные праздники и физкультурные развлечения позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.

Особо хотелось бы отметить в этом году военно-спортивную игру «Зарница» с боевыми испытаниями, которая способствовала сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников в рамках военно-спортивных игр. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. В завершении игры нами совместно с родителями был организован горячий чай с баранками на участке.

Большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой, и в ней процесс развития нравственно – волевых качеств ребенка идет в той же мере, что и в остальных видах деятельности.

Подвижные игры, игры с правилами способствуют созданию условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении. Игры учат детей действовать по команде, подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость и даже страх, пусть даже опасность в этих играх реально равна нулю и имеет воображаемый характер.

Данные игры направлены на обогащение знаний детей о русских народных играх; развитие ловкости, быстроты, выносливости, умение действовать по сигналу; воспитание интереса к русским народным играм, на протяжении игры создавать положительный эмоциональный настрой.

Формирование личности патриота через воспитание гордости, интереса и любви к семье, к малой и большой Родине, к достойным страницам прошлого, невозможно без активного взаимодействия с семьями воспитанников.

В работе с родителями использовала следующие формы:

•        Тематические консультации: «ГТО для дошколят», «XXIV Зимние олимпийские игры- Пекин 2022», «История Олимпийских игр в Древней Греции» и другие.

•        Создание фотоколлажа. «Спорт – это сила».

•        Оформление альбома «Спортсмены нашей группы № 7».

•        Индивидуальные беседы

•        Подготовка к физкультурным мероприятиям «Веселые старты», «Зарница».

В завершении хотелось бы сказать, что дети – это самые тонкие наши учителя. Они знают, как им развиваться, как обучаться, как расширять область знаний и открытий, как чувствовать, смеяться, плакать, сердиться, понимать, что для них правильно, а что нет. Они знают, как любить, веселиться и наслаждаться жизнью во всей его полноте. Они просто нуждаются в пространстве, в котором все это можно осуществлять. Наша задача, как педагогов, помочь им в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Воспитание нравственно-пастриотических чувств у старших дошкольников...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...

Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».

Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами ДОО

Миссия педагога –не только обучение и развитие интеллектуальных способностей ученика,но и воспитание его патриотом страны,разделяющим наши традиционные ценности и готовым их защищать.Мировоззрен...