План по самообразованию на 2022-2024г. учителя -логопеда
материал

Любовь Валерьевна Гришина

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2024.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД АСТРАХАНЬ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Астрахани

«Детский сад № 77»

414016, г. Астрахань, ул. Капитанская д.32  телефон 58-56-37

ИНН 3018012891   ОГРН 1023000847627

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/с №77

_______________    Борисенко Ю.В.

03.09.2022

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи.

                                                                                                                                                       Учитель-логопед: Гришина Л.В.

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Цель:  выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

- привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

- подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2022-20023 и 2023-24гг

Участники: дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.


План работы на 2022-2024 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь

2022

Сентябрь

2023

  1. Изучение методической литературы  по данной проблеме:

 - Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
-  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

-  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.


2. Поиск материалов в Интернете.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s
  2. http://planetadetstva.net
  3. http://dohcolonoc.ru 
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html
  5. http://podsnezhniksad.ucoz.com
  6. http://www.logolife.ru/logopedy  
  7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/
  8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Сентябрь

2022

Сентябрь

2023

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Проведение практических занятий:
  3. Организация предметно-развивающей среды,способствующей укреплению здоровья детей.

Диагностика

Конспекты .

Октябрь 2022

Октябрь

2023

Разучивание артикуляционных упражнений

Сказка о Веселом язычке

(2022-23)

Картотека упражнений (2022-24)

 Развитие речевого дыхания

Сказка о Ветерке

(2022-23)

Картотека упражнений 2022-24)

Разучивание пальчиковых игр

Пальчиковый театр «Как лягушонок  друзей искал».

(2022-2023)

Картотека упражнений (2022-24)

Кинезиологические упражнения

Картотека

Зрительная гимнастика

Изготовление тренажеров

Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии

Продукты деятельности

Работа с семьёй

Сентябрь

2022

Май 2023

Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания»

Выступления на родительском собрании.

Памятки

Октябрь

Октябрь

2023

Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»

«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Памятка

Папка- передвижка

Памятка

Январь

2023

Январь

2024

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения»

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Выступления на родительском собрании

Май

2023

Май

2024

Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период».

Отчёт о проделанной работе за учебный курс

Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании

Самореализация

Сентябрь -май

Сбор материалов, конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с материалами по теме самообразования.

Сентябрь

Составление плана работы

План работы по самообразованию.

Октябрь

2022

Октябрь 2023

 Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Выступления на методсовете

Ноябрь

2022

Ноябрь

2023

 Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».

Выступление на ГМО учителей-логопедов

Для воспи-тателей  стар-ших групп

Февраль

2023

Февраль

2024

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности».

Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками»

Выступлениена методсовете

Для воспитателей компенсир. групп

Март

2024

Посещение семинара-практикума МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия»

Май

2024

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Отчёт.

В течение года

Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.

Сертификаты

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% - 100%.
  • Формирование комплекта дидактических материалов.
  • Подготовка воспитанников к городскому конкурсу «Юные таланты», к конкурсу чтецов в ДОУ.
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Разработка проекта «Правильное дыхание – красивая речь».

 Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Мастер-классы для педагогов
  2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Размещение разработок занятий с использованием здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.
  4. Отчет о проделанной работе:
  5. Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
  6. Выступление по обмену опытом работы на ГМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности.
  7. Представление администрации аналитического-отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

План совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР (второй год обучения)

Представлен в виде таблицы материал, совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР ,  который разделен на графы тема-цель-репертуар-рекомендации ро...

Годовой план организационно-методической коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы на 2015-2016 учебный год учителя-логопеда Евстифеевой О.А. Цель:  коррекционная работа, направленная на преодоле...

Годовой план организационно-методической коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы на 2015-2016 учебный год учителя-логопеда Евстифеевой О.А. Цель:  коррекционная работа, направленная на преодоле...

Самообразование и профессиональные компетенции учителя-логопеда.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких ус...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ» Старыгиной Марины Анасовны на 2017-2022 уч. г.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ» Старыгиной Марины Анасовны на ...