«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
презентация для интерактивной доски

Бачаева Лилия Александровна

Сенсомоторика-  это умение управлять движениями и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, воображения, мышления, речи.

Значение сенсомоторного воспитания состоит в том, что оно являясь основой интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетические чувства, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности,  влияет на расширение словарного запаса, на развитие зрительного и слухового восприятия.

Актуальность сенсомоторного развития детей раннего возраста остается важным, необходимым для полноценного воспитания детей и  способствует не только интеллектуальному развитию, но и  психоэмоциональному благополучию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсомоторное развитие детей  раннего возраста»

«Дети раннего возраста активно познают мир по принципу,  что вижу,  с чем действую, то и познаю».

Именно в этом возрасте ребенок  представляет из себя маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребенок,  успешнее реализуются его потенциальные возможности.

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех его человеческих начал, в этот период закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Период раннего детства в психолого- педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития.  Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов деятельности от сенсомоторного развития.

 Сенсомоторика-  это умение управлять движениями и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, воображения, мышления, речи.

Значение сенсомоторного воспитания состоит в том, что оно являясь основой интеллектуального развития, развивает  наблюдательность, позитивно влияет на эстетические чувства,

является основой для  развития воображения, развивает внимание,

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности,

влияет на расширение словарного запаса, на развитие зрительного и слухового восприятия.

Актуальность сенсомоторного развития детей раннего возраста остается важным, необходимым для полноценного воспитания детей и  способствует не только интеллектуальному развитию,

но и  психоэмоциональному благополучию.  

В этом возрасте интенсивно развиваются функции головного мозга ребенка, совершенствуются органы чувств,  при  котором расширяются его возможности в познании окружающего мира.

С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. На основе восприятия,  развивается речь  и формируются другие познавательные процессы (память, мышление, воображение).

 

Цель: формирование сенсомоторных навыков детей раннего возраста, умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними, приобщать к процессу познания.

 Задачи:

  • стимулировать  познавательную  активность, пробуждая интерес к деятельности.
  • способствовать освоению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина предметов);??? активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;
  •  создавать предметно – пространственную развивающую среду для развития общей и мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия;  
  • формировать зрительно-двигательную координацию;
  •  повышать уровень компетентности по сенсомоторному развитию и воспитанию детей раннего возраста у родителей и педагогов.

Ученные установили, что центр головного мозга человека, который отвечают за нашу речь и движения пальцев рук расположены достаточно близко. Поэтому словесная речь и словарный запас ребенка начинает формироваться,  когда движения пальцев рук достигают достаточно высокой точности.

При развитии тактильной чувствительности  и сенсорных ощущений происходит:

- укрепление мышц пальцев и кистей рук.

- развитие познавательной функции речи,

- расширение пассивного словаря,

- развитие творческих способностей

- развитие слухового восприятия.

Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями задача педагогов  заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др., продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др., упражнения и дидактические игры.

В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.  На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста :

Сенсорные игрыЭти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.

Моторные игры (бег, прыжки, лазание).

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры»

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Педагог Василий Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

 Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и т. д.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток.

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей.

Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т. д. ;

• лепка из глины, пластилина, теста;

• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

• застёгивание и расстегивание пуговиц;

• всевозможные шнуровки;

• нанизывание колец на тесьму;

• собирание пазлов;

• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди,  

  бусинки, крупы, ракушки, разных по величине, форме,  

   материалу.

• использование массажных мячей

• «Шариковые» ванны»

• тактильные панно

• «Сенсорная тропа для ног»

• самомассаж

• игры с водой, песком

• дидактические игры

• подвижные игры

Игры с мелкой моторикой. Для стимуляции биологически активных точек и тонизирования всего организма в целом полезно перекатывать предметы в руках. Сегодня набирает популярность детская терапия массажными шариками. При работе с ними у детей активизируются участки коры головного мозга, которые отвечают за развитие речи. Всего есть несколько простых упражнений которые можно делать практически везде. Рекомендуется сделать из этого игру проговаривая стихи

Этот шарик не простой.

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои руки развиваем.

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Игры с такими мячами очень важны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, интеллектуального развития ребенка.

Игры по закреплению формы, цвета и величины.

Закрепить знания о геометрических формах(квадрат, круг, треугольник прямоугольник). Учить находить нужную форму методом зрительного соотношения. Формировать умение различать и называть основные цвета развития  мыслительных операций и внимания. «Геометрическая шкатулка» цель: Разложить геометрические  фигуры перед ребенком и предложить найти подходящую фигуру по цвету и форме к предложенной картинке на шкатулке, проговаривать цвет и форму , которую использует ребенок. «Накорми морковкой зайку». Учить детей различать по величине. Закрепить понятие большой маленький. Предложить детям подобрать по величине морковку маленькому зайке -маленькую морковку, большая морковка большому зайке.

«Закрой мышку», «Собери бусы»

 Цель: Закрепить знания детей основных цветов. Дать детям положительные эмоции от игры.

Работа с родителями

 Для развития РППС запланировано тесное сотрудничество с родителями : изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, изготовление творческих работ с детьми. Проводились: родительские собрания, индивидуальные консультации по сенсомоторному развитию детей, мастер классы, наглядная информация по сенсомоторике.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бачаева Лилия Александровна Воспитатель группы №9 «Сороки» «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста».

Слайд 2

Актуальность сенсомоторного развития детей раннего возраста остается важным, необходимым для полноценного воспитания детей и способствует не только интеллектуальному развитию, но и психоэмоциональному благополучию. В этом возрасте интенсивно развиваются функции головного мозга ребенка, совершенствуются органы чувств, при котором расширяются его возможности в познании окружающего мира. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. На основе восприятия, развивается речь и формируются другие познавательные процессы ( память, мышление, воображение).

Слайд 3

Цель: формирование сенсомоторных навыков детей раннего возраста, умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними, приобщать к процессу познания.

Слайд 4

Задачи: стимулировать познавательную активность, пробуждая интерес к деятельности. способствовать освоению сенсорных эталонов ( цвет, форма, величина предметов ) ; активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса; создавать предметно – пространственную развивающую среду для развития общей и мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия; формировать зрительно-двигательную координацию; повышать уровень компетентности по сенсомоторному развитию и воспитанию детей раннего возраста у родителей и педагогов.

Слайд 5

Развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений: - укрепление мышц пальцев и кистей рук. - развитие познавательной функции речи, - расширение пассивного словаря, - развитие творческих способностей - развитие слухового восприятия.

Слайд 6

Классификация игр: сенсорные игры п альчиковые игры м оторные игры ф изкультминутка

Слайд 7

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . Педагог Василий Сухомлинский Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Слайд 8

С енсомоторное воспитание является основой : - интеллектуального развития, - развивает наблюдательность, воображения, внимание - позитивно влияет на эстетические чувства, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса, на развитие зрительного и слухового восприятия.

Слайд 9

Игры по закреплению формы, цвета и величины Собери бусы Геометрическая шкатулка

Слайд 10

Игры по закреплению формы, цвета и величины

Слайд 11

Игры с мелкой моторикой .

Слайд 12

«Собери пазл »

Слайд 13

Игры с мелкой моторикой . о

Слайд 14

Игры с мелкой моторикой .

Слайд 15

Игры с мелкой моторикой .

Слайд 16

«Игры с водой»

Слайд 17

«Мы лепим, рисуем, конструируем»

Слайд 18

« Мы лепим, рисуем, конструируем »

Слайд 19

Игры с использование массажных мячей

Слайд 20

« Физминутки »

Слайд 21

«Сочини сказку»

Слайд 22

«Угадай по звуку»

Слайд 24

«Поймай шарик»

Слайд 25

«Собери по схеме»

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

В последнее время вы, современные родители, часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было изв...

" Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"

Опыт работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста....

План саморазвития на 2014-2017 г "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет"

Ранний возраст - это сензитивный период сенсорного развития. Сенсорное развитие - основа формирования личности ребенка. ...

Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Тема: "Чудесное превращение"

Конспект интегрированного совместного занятия с родителями. по сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Включает несколько модулей - развитие речи, конструирование, аппликацию. Родители вытупаю...

Игры направленные на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

  Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"

Презентация из опыта работы  "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....