Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».
план-конспект занятия (старшая группа)

Качура Лидия Викторовна

Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи:

  • Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
  • Познакомить с внутренним убранством куреня,предметами быта казаков.
  • Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)

Словарная работа:

Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки.

                 Наглядность:

Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации убранство;  сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами ( виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Ход занятия:

Воспитатель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.

Воспитатель: Вот и мы отправимся с вами, в гости к казакам и посмотрим как они жили.

Воспитатель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?

Дети: Порожки.

Воспитатель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?

Дети: Балясы.

Воспитатель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?

Дети: Сени.

Воспитатель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.

Три братца пошли купаться

Два купаются, третий на берегу валяется,

Искупавшись, вышли, на третьем повисли

(Ведро и коромысло)

Воспитатель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду?

 

Воспитатель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?

Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.

Воспитатель: А возле печи?

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдает

Сам в угол идет.

(Ухват)

Воспитатель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?

Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего делали посуду?

Дети: Глина, металл, дерево.

Воспитатель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.

Воспитатель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?

Дети: Постав.

Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?

- Ответы детей.

Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети.

Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт.

 Воспитатель: А сейчас  проведем Физ. Минутку « Танец каблучок»:

 

 На носок, на каблучок

Так танцует казачек

И кружитесь не ленитесь

Когда надо поклонитесь.

Итог:

- Где мы сегодня побывали?

- Понравилось вам наше необычное путешествие?

- Что вам больше всего понравилось?

Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kazachya_utvar-mebelposuda.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Казачья утварь-мебель,посуда».

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи:

  • Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
  • Познакомить с внутренним убранством куреня,предметами быта казаков.
  • Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)

Словарная работа:

Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки.

                 Наглядность:

Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации убранство;  сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка, макитра); поднос с муляжами ( виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Ход занятия:

Воспитатель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.

Воспитатель: Вот и мы отправимся с вами, в гости к казакам и посмотрим как они жили.

Воспитатель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?

Дети: Порожки.

Воспитатель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?

Дети: Балясы.

Воспитатель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?

Дети: Сени.

Воспитатель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.

Три братца пошли купаться

Два купаются, третий на берегу валяется,

Искупавшись, вышли, на третьем повисли

(Ведро и коромысло)

Воспитатель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду?

Воспитатель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?

Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.

Воспитатель: А возле печи?

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдает

Сам в угол идет.

(Ухват)

Воспитатель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?

Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего делали посуду?

Дети: Глина, металл, дерево.

Воспитатель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.

Воспитатель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?

Дети: Постав.

Воспитатель: Какая красивая, уютная, теплая стряпка! А как вы думаете, почему именно так «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?

- Ответы детей.

Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят: «Как ложкой, так и шашкой». Что имели в виду казаки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети.

Ой, посмотрите, печь уж натоплена, каша в чугунке томится, посуда начищена, Видно, в этом курене хорошая хозяйка живёт.

 Воспитатель: А сейчас  проведем Физ. Минутку « Танец каблучок»:

 На носок, на каблучок

Так танцует казачек

И кружитесь не ленитесь

Когда надо поклонитесь.

Итог:

- Где мы сегодня побывали?

- Понравилось вам наше необычное путешествие?

- Что вам больше всего понравилось?

Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Казачьи посиделки"

Комплексное  занятие  по  развитию  речи  с  музыкальными  играми и песнями...

Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Занятие для детей подготовительной группы из цикла занятий "Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине"....

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

Конспект занятия по образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Казачий народный фольклор – пословицы, поговорки, песни»

Цели и задачи:  Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.    М...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа (1) Тема: «Казачье подворье»

Конспект  занятия по развитию речистаршая группа (1)Тема: «Казачье подворье» Цель: Создание условий для формирование представлений о быте донских казаков у детей старшего дошколь...

Конспект занятия-экскурсии "Моя маленькая родина" (казачья станица Атамань)

знакомство  детей   дошкольного   возраста  с   казачьей   станицей   Атамань...

Конспект занятия "Казачий быт"

Программное содержание:1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любо...