Конспект занятия "Казачьи посиделки"
план-конспект занятия по сценарий праздника (подготовительная группа) на тему

Десятская Светлана

Комплексное  занятие  по  развитию  речи  с  музыкальными  играми и песнями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_kazachestvu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 102

Конспект    занятия  

на  тему: «Казачьи  посиделки»

воспитатель: ДесятскаяС.А.

        

Звучит  музыка,  входят  девочки  под  песню  

«А  что  у  нас  ранешенько  на  дворе»

Под  песню  «Солнце  село  за  горою»  выезжают  мальчики.

  (Дети  становятся  полукругом)

1ребенок:                Не  за  морем – океаном

           Не  за  островом  Буяном.

           А  на  седьмой  излучине

        Батюшки  Дона

        Встречаем  гостей

Будьте  как  дома.

2 ребенок:                Здравствуйте,  гости  дорогие

                        Посидите,  отдохните,

                        А  мы  вам  песни  пропоем,  пропляшем

                        О  Доне – батюшке,  казачестве расскажем.

3  ребенок:                Откуда  Дон  берет  начало,

                        Где  скрыта  быстрая  река

                        Что  вниз  по  руслу  величаво

                        Уходит в  дальние  края.

4 ребенок:                Под  незнакомою  березкой

                        Начало Дон  свое  берет

                        Из-под  травы    земли  московской

                        С  Ивана- озера  течет.

5 ребенок:                Играют  травы  разноцветьем

                        И  отражаются  в  Дону

                        С  сердечным  утренним  приветом

                        Тропинкой  по  полю  иду.

6 ребенок:                А  справа  высится  пшеница

                        Качая  колос  налитой

                        Ну  как тут  можно  не  влюбиться

                        В  чудесный  этот  край  родной.

7 ребенок:                Здесь  даль  направо,  а  налево  ширь

                        Которым  нет   ни  края,  ни предела

                        Здесь  всплескивает  в  камышах  пескарь

                        Спасаяся    от  цапли   снежно – белой.

8 ребенок:                Здесь  дом – курень,  а  двор  при  доме – баз,

                        И  здесь  себя  старушкой  не  считая

                        Лазоревым  цветком  в  закатный  час,

                        Нет – нет, и  вспыхнет  «Пчелочка»  донская.

Исполняют  танец  «Пчелочка  златая»

(Дети  садятся  на  лавочки).

1 ребенок:                Тетушка  Аксинья,  пришли  к  тебе  на  посиделки  

парубки  да  девки.

2 ребенок:                Попеть,  повеселиться,

                        Да  уму-разуму научиться.

3 ребенок:                Добрая  беседа  всегда  найдет  соседа.

4 ребенок:                Беседа  без  спорного  слова.

                        Что  тесто  без  дрожжей.

5 ребенок:                Казан  проверяют  по  звону,  а  казака  по  слову.

Аксинья:                Поведем  мы  беседу  на  очень  интересную  тему, о  

Донском  казачестве,  его  обычаях  и  традициях,  песнях  и  

О поговорках.  То,  что  вы  сегодня  услышите  не  дань моде,  

а  один  из  кирпичиков,  вложенный  в  дело  возрождения

славного,   сильного,  яркого,  свободного    племени –  казачества.  

- Ребята,  а  что  означает  слово  казак?

     1.        Слово  казак   в  переводе   с  татарского   языка – удалой,    вольный

               человек.

  1. Степь да  воля – казачья  доля.
  2. Те  казаки,  которые  селились  по  берегам  Дона,   стали  зваться  донскими.
  3. Были  и  другие  казаки,  те,  кто  селился  на  Украине,  в  Запорожье, называли  себя   запорожскими  казаками.
  4. На  реке  Кубань   -  кубанские.
  5. Есть  Терские  казаки – на  реке  Терек.
  6. Забайкальские – на  озере  Байкал.

Аксинья:                 На  Дону   селились  люди  не  только  с  Руси,  но  и    

других  земель.  Среди  казаков  можно  было  встретить  украинцев,  белорусов,  поляков  и  греков, персов,  татар,

грузин,  калмыков  и осетин.  Однако  русских  все  же  было больше,  поэтому  и  все  казаки,   независимо  оттого,   откуда  они  пришли  на  Дон,  считали  себя  людьми  русскими  и  защитниками  Руси.

                Выступая  в  поход  казаки  брали  с  собой  флаг.

         - Ребята,  а  вы  знаете  какой  был  флаг  у  казаков?

  1. Флаг  Всевеликого  войска  Донского  был  принят  в 1918 году  на  казачьем  кругу.
  2. Он  состоит  из  трех  продольных  полос  синего,  желтого  и  красного  цветов.
  3. Три  народности  живут  издревле  на  донской  земле   и  составляют  коренных  граждан   донской  области.
  4. Это  донские  казаки,  калмыки  и  русские  крестьяне.
  5. Национальными  цветами  их  были:                                                                     у  донских  казаков – синий,  символ  реки  Дон.
  6. У калмыков – желтый,  символ  степи
  7. У русских  алый.
  8. Сегодня  это  флаг  Ростовской  области.

Аксинья:     А  какие  казачьи  обряды   и  традиции вы  знаете?

Дети:

  1.  Когда  в  семье  рождался  сын,  ему  на  «зубок»  все  родные  и  знакомые  приносили  лук,  стрелы,  ружье,  патроны.
  2. Когда  мальчику  исполнялся  один  год    его  сажали  на  неоседланного  коня,  покрытого  шелковым  платком,  и  провозили  вокруг  церкви.
  3. Если  ребенок  плакал и  падал  с  коня,  считалось,  что  он  будет слабым  казакам.
  4. Если  хватался  за  гриву  и  крепко  сидел,  значит  вырастет сильным  и  смелым  казаком.
  5. Трехлетки  уже  самостоятельно  ездили  верхом  по  двору.
  6. А  пятилетние  казачата  вовсю  скакали  по  улицам.
  7. Стреляли  из  лука,  играли  в  «войнушку».
  8. Мальчик  до  семи  лет  воспитывался  на  женской  половине.

Аксинья:           В  семилетнем  возрасте  мальчик  переходил  жить  с  женской  

половины  на  мужскую.  Его   считали  полуказаком.  В  отсутствии отца  и  братьев  он  нес  ответственность   за  хозяйство  и  женщин  в  доме.  Мальчика  воспитывали  строго.  С  раннего  возраста  жизнь  была  заполнена  трудом  и  обучением.  Даже  игры  были  такими,  чтобы  в  них  казак  обучался  либо  работе,  либо  воинскому  искусству.  

Дети:          Казак  должен  быть  ловким,  смелым,  храбрым  и  гордым.

Аксинья:        Казачата,  выходите

                Свою   ловкость  покажите.

Игра  «Ловкие  казаки»

Аксинья:        Жизнь  казака  без  коня  была  немыслима.  О  коне  они  заботились  больше,  чем  о  себе. Недаром  и  пословица  у  них  была  сложена:  «Казаку  конь  себя  дороже»

Дети:                  Казак  с  конем  и  ночью  и  днем.

Исполняют  песню  «Ой  при  лужку, при  лужке»

Аксинья:        Много  вы  знаете  о  воспитании  мальчиков  в  казачьей  семье,  а  какие  обязанности  были  у  девочек?

Дети:

  1. Девочки  начинали  работать  с  очень  раннего возраста.
  2. В  пять  лет  девочка  уже  могла  быть  нянькой.
  3. Постарше  уже  помогала  матери  по - хозяйству.
  4. Ее  учили  вышивать,  шить,  вязать  на  спицах  и  крючком.
  5. Это  умела  каждая  хозяйка.

Аксинья:        Девочку  в  семье  очень  любили,  отмечали  все  девичьи  праздники.

Дети:

  1. Праздновали  первый  шаг,  дарили  ленточки  на  бантик.
  2. Платочек – в  церковь  ходить.
  3. Все  праздники  сопровождались   угощениями,  песнями  и  плясками.

Аксинья:        Ну  казачки  выходите,  хоровод  свой  заведите.

Исполняют  хоровод «На  горе, то  калина»

Аксинья:        Девки  с  парнями,  что    стоите,  

Себя  в  игре  вы  покажите.

Ребенок:  (считалка)     Шишел-вышел,  вон  пошел

                                На  казачий  двор  зашел

                                Любушку  себе  нашел.

Игра: «Летели  две  птички»

Аксинья:        Много  у  казаков  было  суеверий  и  поверий.  Ну  и  как о  них  не  рассказать  на  посиделках,  хотя бы  о  некоторых.

Дети:

  1. Веником  не  надо  бить,  больному  быть.
  2. Нож  подать  другому  человеку  лезвием, значить  желать  зло.
  3. В  понедельник  рубашку  не  меняют,  беда  будет.

Аксинья:        Если  икота  нападет,  то  взять  себя  за  ухо  и  приговаривать:

                «Икота-икота,  иди  до  воды,

А кто  около  воды,  того  за  ухо  приведи».

Говорят,  помогает.

А  пословицы  и  поговорки  не  знают  границ,  живут  они  веками,  и  были у  казаков  на  все  случаи  жизни.

- Свою  удаль  покажите  и  пословицы   скажите.

Игра: «Скажи  пословицу»

  1. Казачьему  роду  нет  переводу.
  2. Степь  да  воля - казачья  доля.
  3. Я  за  родную  Русь  и  смерти  не  боюсь.
  4. Бог  не  без  милости, казак  не  без  счастья.
  5. Хлеб,  соль  ешь,  а  правду режь.
  6. Чти  отца  своего  и  матерь  свою.
  7. Зипуны  у  казака   серые,  да  умы  бархатные.
  8. Грамота  даром  не  дается,  грамота  трудом  дается.

Аксинья:        Юмор  и  сатира  в  жизни  казаков  занимали  очень  важное  место. Посмеяться,  или  как   говорят  пожартувать,  позубоскалить  казак   всегда  был  рад.   Много  шуточных  песен  было  на  Дону,  пели  их  на  всех  праздниках.

Ребенок:    Да  и  мы  от  них  не  отстаем,

Шуточную  песню  сейчас  вам  споем.

Исполняют   песню «На  городе  жито  много»

Дети:   1.   Казак   без  песен,  что  виноградная  лоза  без  гроздей.

  1.  На  Дону  казаку и  камешек  подпевает.

       3.   Веселы  привалы,  где  казаки  запевали.

  1.  Поют  о  том,  что  было  в  старину,  и  катит  песня  громкую  волну,  на  водах  Дона медленно  качаясь.
  2. Она  плывет  размашисто,  легко, то  поднимаясь,  то  вдруг  замирая,     и  машут  в  такт  казачки  ей рукой,  ее  в  дорогу,  в  годы  провожая.

Исполняют  песню «Посею  лебеду  на  берегу»

                       Встреча   с  атаманом  Таганрогского   казачьего  корпуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....