Проект в подготовительной логопедической группе на тему "Животные и птицы Севера".
проект (подготовительная группа)

Сапожникова Татьяна Ивановна

Проект в подготовительной группе "Животные и птицы Севера".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Проект в подготовительной

логопедической группе

№17 «Ветерок»

 «Животные и птицы Севера»

Подготовили и провели:

                                                                       Воспитатели: Полякова М.А.

                                                                                   Сапожникова Т.И.

                                                                   

р/п Дрожжино

январь 2023 г.

Проект на тему: «Животные и птицы Севера».

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Участники: воспитатели, учитель-логопед,  дети подготовительной группы, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Этапы проекта:

1.Организационный

Рассматривание иллюстраций о жизни Севера. Чтение книг. Принимают участие в подборе материала - Раскрыть проблему. Определить цель, наметить задачи; - Составить план основного этапа;

2. Основной

Планирование деятельности. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Чтение познавательной литературы. - Оформление в природном уголке макета «Арктика»; - Подбор имеющихся игр; - Изготовление дидактических игр; - Совместная деятельность по плану ОД, ОД в РМ; - Беседы, чтение художественной литературы; - Выставка рисунков «Животные и птицы Севера». - Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

3. Заключительный

Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе проекта. Изготовление макета по итогам проекта «Животные и птицы Севера». Выставка книжек – раскладушек, изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных и птицах холодных стран, загадки, стихи.

Выставка рисунков.

Цель: Расширять знания детей о животных  и птицах севера. Знакомство детей с характерными особенностями животных севера.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать представления о том, что человек-часть природы;
  • Обобщать знания детей о животных севера;
  • Дать представление о жизни народов севера, о его быте, обычаях.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран;
  • Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  • Расширять и уточнять представления детей о разнообразии природы.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к стихам, сказкам.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.  

Предполагаемый результат:

  • Познакомить детей с животными и птицами Севера, особенностями их внешнего вида; местом обитания, питания, пользой в природе;
  • Изучить с детьми художественную литературу, загадки, стихотворения о животных севера;

Актуальность проблемы

Становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры происходит в период дошкольного детства. Очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

По «Программе «От рождения до школы» тема «Животные севера» в подготовительной группе в основном проходит лишь через ОД и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?» и т. д.

Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных севера, развивать интерес к их образу жизни.

Организация ОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Дети откроют для себя много нового и интересного.

Форма проведения итогового мероприятия:

Викторина «Животные Севера».

Цель: Систематизировать знания детей о животных Крайнего Севера, их приспособленности к трудным условиям жизни.

Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом:

Занятия с детьми подготовительной к школе группы по познавательному направлению.

Тема: «Животные Севера».

Цель: закрепление представлений о диких животных Севера.

Задачи:

Обучающие

- формирование представлений детей о внешнем виде, образе жизни, повадках диких животных  Севера;

- формирование умения классифицировать животных;

- познакомить с особенностями арктического холодного климата: северное сияние, ледяной покров земли, айсберги.

Развивающие

- Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные    Севера":

Воспитательные

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  Воспитание любознательности, интереса к разнообразию природного мира.

Беседы

Беседа с детьми на тему:

«Северный олень».

Цель: показать, какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей.

Беседа с детьми «Животные Севера».

 Цель: Расширять знания детей о животных севера. Дать представление о видах питания животных Севера. Формировать желание заботиться о животных.

отношение к друзьям нашим меньшим, к животным Севера.

Беседа с детьми «Животные и птицы Арктики. Антарктики».

Цель: Продолжать расширять представления детей о животных Арктики и Антарктики.

Познакомить с повадками и условиями жизни в условиях суровой зимы и полярной ночи.

Беседа с детьми на тему: «Тюлень».

Цель: Продолжать знакомство с животными Севера.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа на тему «Как выживают животные? Что им помогает?»

Цель: формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Беседа: «Что едят жители Севера».

Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?».

Цель:  познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным.

Презентации:

 «Полярные исследователи».

Цель: закрепить названия профессий людей, работающих за Полярным кругом; объяснить значимость и важность их работы; уточнить цели, ради которых проводятся эти исследования.

«Два полюса земли».

Рассказы о животных Севера (белый медведь, тюлень, морж, северный олень и т.д.)

Решение проблемной ситуации: «Почему животные севера не мёрзнут после купания в морской воде?»

Художественная литература

1. Г. Снегирев «Про оленей».

2. Г.Снегирев К морю. Отважный пингвиненок. Белек.

3. Сказка Отчего у белого медведя нос черный.

4. Эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает».

5. Г. Корольков рассказ «Тюлень». 

6. И.Носов «Петя рыжик на северном полюсе».

7. Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.

8. М.Пляцковский. Умка хочет летать.

9. Майкл Тейтелбаум: Пингвиненок покоряет Антарктиду.

Заучивание потешек о животных севера

Цель: развивать память, упражнять в выразительном рассказывании потешек, прививать  интерес к устному народному творчеству.

Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени 

Загадки

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Северный олень)

Эта птица тоже хищник,

В тундре северной живет.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив ее полет.

Чисто белым опереньем

Сплошь покрыта с головой.

А в учебниках зовется

Она… (Полярная сова)

Головка и хвост,

Вместо лап – плавники,

Ленив он на льду

И проворен в водице,

Детишек его называют

«Бельки».

Скажи, что за зверь

Возле льдины резвится? (Тюлень).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Стихотворения

****

Бродят в толстых шубах белые медведи,

Самые большие хищники на свете.

На моржей порою нападать решаются.

Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.

Кроме человека, нет врагов практически

У красавцев этих из пустынь арктических.

****

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — пингвина.

****

Песец, полярная лисица,

Жить в Заполярье не боится.

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты:

Зверьки под хвостик прячут спины

И спят – без пледа и перины.

****

Уважаемый тюлень,

Люди в тундре выжить не смогли бы

Вам не страшно

Без оленей северных, карибу.

Каждый день

На оленей в тундре вся надежда:

Прыгать с этой

Всё от них – и транспорт, и жильё,

Скользкой глыбы,

И еда, и обувь, и одежда…

Без оленей в тундре не житьё.

Глубоко нырять за рыбой?

- Для меня страшнее лень!

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: «Сова», «Детеныш тюленя», «Заяц».

Лепка:  «Мы поедем, мы помчимся…» (упряжка оленей).

Аппликация:  «Белый медведь», «Морж». 

Конструирование: «Пингвины».

Музыка

Прослушивание и пение песни "Колыбельная медведицы".

Прослушивание песен: "Широка страна моя родная", "Мы поедим, мы помчимся", "Где-то на белом свете".

Физическое развитие.

Подвижные игры:  «Раз, два, три, к животному беги», «Кто быстрее соберёт… », «Птицы», «Совушка».

ОД на прогулке:

Разучивание игр народов Севера: "Перетяни", "Ищем палочку", "Стрельба по мишени", "Охотник".

Изготовление из снега и льда уголка, посвященного теме проекта, с использованием фигурок животных.

Пальчиковая гимнастика: 

« Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Физкультминутки:

Дует ветер северный (качают руками над головой),

Поднялась метель (кружатся).

Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).

Все равно на улицу мы пойдем гулять (шагают на месте),

А ты, ветер. Северный. Попробуй нас догнать (бегут по кругу).

Мы идем, идем вперед, - 2 раза (шагают по кругу).

Очень удивляемся (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лед и слева лед (повороты головы),

Перед нами тоже лед (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли…(обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк (хлопают в ладоши).

«Кто на Севере живёт?»

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).

Сугробы – не трава.

Над ними тихо кружит

Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,

руки в стороны).

Дыхательная гимнастика:  «Сдуй снежинку с ладошки», «Вьюга», «Погреем пальчики».

Коммуникация и социализация:

Рассматривание  и составление рассказа по картине "Белая медведица с медвежатами", Северное сияние» И.Харченко. Рассказывание по картине "Северные олени".

Составление описательного рассказа  по набору игрушек (животные севера).

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций: «Полярники»…

Сюжетно-ролевые игры: 

«Путешествие на Северный полюс», «Полярная станция», «Птичья столовая».

Д/и: «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Чего не стало?», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже, (игра с мячом, «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных, «Послушай, запомни, повтори», «Кому что?»,  «Собери картинку», «Составь предложение», «Кто чем питается?», «Назови детеныша», «Подбери пару», «Узнай животное по описанию», «Какой, какая?».

Игра «Назови со словом много».

Педагог говорит о том, что будет называть одно животное, а дети должны назвать много животных  (с опорой на картинки). И наоборот.

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Игра «Подбери признак к каждому животному».

У моржа длинные усы. Морж какой? – Длинноусый.

У оленя длинные рога.

У медведя толстые лапы.

У совы большие глаза, поэтому ее называют…

У песца хвост длинный, поэтому его называют…

Игра «1, 2, 5, 7». Сосчитай  животных, птиц.

1 песец – 2 …….. – 5 …………….
• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….
• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….
• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….

 Игра «Чья, чей, чьи?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Скажи какой».

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Игра «Сравни животных».

Кит большой, а заяц?

Песец пушистый, а тюлень?

У волка лапы, а у оленя?

Игра «Кто у кого?»

 У оленя – олененок – оленята
У моржа -
У медведя -
У совы –

Игра «Составь предложение».

 Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Упражнение «Кто лишний и почему?»
Морж, тюлень, оленёнок, медведь.
Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь.
Морж, моржиха, морс, моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.

Взаимодействие с родителями.

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
  2. Рекомендовать экскурсию с детьми в музей, в зоопарк.
  3. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
  4. Консультации по теме «Животные Севера». 
  5. Выставка совместных творческих работ с родителями.

Конструирование из бросового материала «Пингвин».

C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230117_160117.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230117_160106.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230117_160141 (1).jpg

C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230117_160658.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230117_162047.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230117-WA0033.jpg

Конструирование (техника оригами) «Пингвины».

C:\Users\RemoBook\Downloads\20230119_100513.jpg20210220_172107

Лепка: «Мы поедем, мы помчимся…» (упряжка оленей).

C:\Users\RemoBook\Downloads\Attachments_tatiana.sapozhnikowa2014@yandex.ru_2021-02-24_22-33-16\20210128_075229.jpg C:\Users\RemoBook\Downloads\Attachments_tatiana.sapozhnikowa2014@yandex.ru_2021-02-24_22-33-16\20210128_075109.jpg

Беседа, дидактическая игра «Разрезные картинки» на тему «Животные и птицы Севера».

C:\Users\RemoBook\Downloads\20230123_164619.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\20230123_170134.jpg.

       

Рисование «Детеныш тюленя». 
C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\20230116_190809.jpg

Рисование «Полярная сова».

C:\Users\RemoBook\Downloads\IMG-20230120-WA0008.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\IMG-20230120-WA0004.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\IMG-20230120-WA0019.jpg

Рисование «Заяц».

                           C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230118-WA0006 (1).jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230118-WA0004.jpg

Аппликация «Белый медведь».

C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230118-WA0008.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230118-WA0013.jpg C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230118-WA0000.jpg

Конструирование «Полярная собака».

C:\Users\RemoBook\Downloads\20230120_154545.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\20230120_155301.jpg

Прогулка

C:\Users\RemoBook\Downloads\Зимние забавы\IMG-20230120-WA0012.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Прогулка\20221221_180115.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Прогулка\20221221_180004.jpg

Подвижная игра «Льдинки».

C:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230117-WA0002.jpgC:\Users\RemoBook\Downloads\Новая папка\IMG-20230117-WA0000.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе на тему «Животные холодных стран»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе  на тему «Животные холодных стран» Учитель-логопед Сивова М.П....

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц"

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему: " Весна. Изменения в жизни животных и птиц"....

Проект в подготовительной (логопедической) группе на тему:"Витаминки из карзинки".

В пректе представлена информация для работы воспитателя по формированию здорового питания у детей подготовительной группы....

Экологический проект на тему «Животные и птицы Севера»

Проект на тему«Животные и птицы севера»Актуальность проекта а)Недостаточно дифференцируют понятия из мира птиц и животных Севера.б)Дети неуверенно используют обобщающие понятия.Цель: Обобщ...