Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кондратенко Ирина Сергеевна

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zhivotnye_i_ptitsy_severa_na_sayt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Животные и птицы Севера».

Цель: развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера. 

Задачи:
Коррекционно-образовательные:

  • расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные и птицы Севера»;
  • совершенствовать навык словообразования и словоизменения (упражнять в согласовании числительных с существительным; образовании названий детёнышей животных и птиц)

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность;
  • развитие умения слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным.
  • воспитание таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, отзывчивость, готовность придти на помощь, чувство коллективизма;


Коррекционно – развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать слуховое внимание, зрительный гнозис;
  • закреплять правильное произношение звуков в речи;
  • продолжать развивать навыки звукового  анализа;
  • продолжать развивать дыхание;
  • развивать артикуляционную и мимическую моторику.
  • продолжать формировать слухо-моторную координацию.
  • закреплять умение пользоваться в речи  распространённым предложением.
  • закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
  • развитие логического мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия.
  • развитие интонационной выразительности речи;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Форма организации: подгрупповая

Категория возраста: 6 лет (ОНР III  уровень речевого развития)

Материал:

Видео-запись «Метель и северное сияние».

Магнитная доска.

Лист ватмана с изображением Севера  и изображением животных.

Изображения детёнышей животных.

3 стульчика, покрытые белой тканью на которых звуковые схемы слов: олень    сова    умка

Посылка: сушёные грибы, баночки с малиновым и земляничным вареньем.

Снежинки из бумаги

Конфеты «Мишка на севере».

Кроссворд с пустыми клетками.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Организационный момент

– Ребята, я сегодня встретила медвежонка Топтыжку, он попросил отвезти посылку (у логопеда в руках) своему брату Умке на Северный полюс. Сам он ехать боится и попросил об этом нас. Поможем ему?

– Как вы думаете почему Топтыжка боится ехать на Север?

– Подумайте, а на чём мы сможем туда добраться?

– А почему мы не сможем добраться на велосипеде, трамвае, лошади?

– А какой самый быстрый транспорт?

– Вот на нём мы и полетим. Ну что нам пора отправляться. Занимайте места в самолёте.

– Все прошли, садитесь поудобнее, нас ждёт с вами интересное  путешествие. (включаю видео метель)

– Подумайте какая погода на севере? (морозная, холодная, студёная, ветреная и т.д.)

– Северное сияние какое? (красивое, сказочное, яркое, разноцветное)

2. Основная часть

– Вот мы с вами и прилетели, но посмотрите, почему же нас никто не встречает?

Пурга намела сугробы,

Каждый сугроб особый,

Каждый сугроб теперь,

Словно уснувший зверь.

– Вы догадались кого занесло снегом?

(На магнитной доске  появляется картина Севера, с белыми  изображениями сугробов. Среди которых, дети должны найти сугроб, напоминающий своей формой фигуру животного)

– Вы правы, посмотрите все животные разные. Давайте их сравним.

У оленя ноги длинные, а у песца….

У моржа шея толстая, а у тюленя….

Медведь светлый, а тюлень….

У песца хвост длинный, а у белого медведя….

Олень бегает быстро, а песец…..

– Ребята, пока животные нас встречали их детёныши разбежались, давайте поможем вернуть их в семью  (на столе лежат картинки детёнышей надо их поместить на картину рядом с мамой. Дети находят детёнышей и отвечают: К моржу приплыли два моржонка.  К оленю прибежали пять оленят   и т.д.)

– Пора отправляться дальше на поиски Умки.

Здесь всюду холод, лёд и тень,               дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,  полгода — день.       закрывают глаза ладонями

Из льда здесь люди строят дом,                 

поднимают руки вверх  и соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                  разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь,             

ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                 делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно  иней,           подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                           руки на поясе, стоят смирно

Посмотрите, какие сугробы намела метель! Под одним из этих сугробов спрятался наш УМКА. Подумайте,  где же он?                                

(на сугробах звуковые схемы слов: олень    сова    умка)

 (Дети сопоставляют слово УМКА с соответствующей звуковой схемой.)

– Здравствуй Умка! Вот мы тебя и нашли. Мы привезли тебе посылку от Топтыжки, посмотри что он тебе прислал!

(достаю из посылки:

Варенье из малины. Какое оно?

Варенье из земляники. Какое оно?

Грибы. Что из них можно сделать?

– Ребята, медвежонок Умка предлагает вам сделать гимнастику для глаз. (Дети встают со своих мест и следят глазами за снежинкой).

Вверх снежинка полетела,

На неё ты посмотри.

Вниз снежинка опустилась

Только глазками смотри.

Вверх и вниз, и вправо, влево

Ай, да Умка наш умелый.

Глазками моргает.

Глазки закрывает.

Дружно мы снежинки взяли

С ними весело играли.

– А сейчас положите снежинки на ладошки и поднесите к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на снежинки.

– Ну что ж  нам пора возвращаться. А за то что мы доставили посылку Умка тоже решил нас угостить.

(дарит конфеты «Мишка на севере»)

– Проходите в самолёт. Давайте вспомним кого же мы сегодня видели на Северном полюсе и заполним кроссворд.

           М    Т        

П   О   Е    Ю   М

Е   Л   Д    Л    О

С   Е   В    Е     Р

Е   Н   Е    Н    Ж

Ц   Ь   Д    Ь

            Ь

– Какое слово у нас получилось? Слово СЕВЕР.

Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

– Вот мы с вами и прилетели.(пересаживаются на стульчики)

3. Итог.

– Мы видели много животных.

Исхудавших медвежат Втягивают щёки

Толстых моржей Надувают щёки

Грозных моржей Хмурят брови

Полярная сова ухает Губы трубочкой – у-у-у-у

Тюлень цедит воду Губы в улыбке – с-с-с-с

Морж широко открывает рот Открывают рот

А как тюлень лежал на лежбище? Широкий язык лежит на губе.

Тюлень ловит рыбу. Язык «чашечкой»

– Вам понравилось на Севере?

Что вам показалось самым трудным?

С чем вам легко было справиться?

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, отвечали на вопросы. Мы помогли Топтыжке доставить посылку Умке. Вы все молодцы!

Держите угощение. Давайте скажем гостям досвидания!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цирковое представление (Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)

Программные задачи: Разучить игровые упражнения с мячом (прокатывание, ловля, подбрасывание, перебрасывание мяча друг другу), используя нестандартное оборудование.Продолжать отрабатывать легкий ...

ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПТИЦЫ МОИ ДРУЗЬЯ»

Интеграция областей в дошкольном образовании  - это обязательное условие для успешного обучения дошкольников сегодня. Мы проводим  интегрированную НОД , как итоговые праздники....

Непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет (образовательная область «Познание») (использование развивающих игр В.В.Воскобовича) Тема «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37      КонспектНепосредственно-образовательной деятельности по развитию...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...