Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рассказова Ольга Валентиновна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей

направленности для детей с ТНР.

Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_okne_moyom_tsvetochki_ochen_veselo_zhivut_3.docx197.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

городского округа Ступино

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей

направленности для детей с ТНР.

Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

https://uchebnik.mos.ru/system_2/game_apps/icons/000/155/805/original/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg

                                                                                                     Разработан:

                                                                                                       воспитателем

                                                                                                               высшей категории

                                                                                                              Рассказовой О.В.

Большое Алексеевское

2021год

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое (штриховка),
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие.

Цель: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях.

Задачи:

Образовательные:

   Активизировать и актуализировать словарь по теме «Комнатные растения».

   Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы).

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление числительных с существительными).

   Научить выделять составные части растения, форму, цвет листьев и цветков.    

   Тренировать в составлении описательных рассказов по схеме.

Развивающие:

   Развивать умение отгадывать загадки.

   Развивать пассивный и активный словарь детей, а также совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивать фонематический слух, память

   Развивать мышление, мелкую моторику, связную речь, познавательный интерес.

Воспитательные:

   Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.    

   Воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Предварительная работа: 

Знакомство с серией картин «Уход за комнатными растениями».

Работа в уголке природы.

Беседа: «Что растёт у нас  на окошке?».

Чтение и обсуждение художественной литературы: рассказа Г. Охапкина «История одного растения»,  сказки Г.Х. Андерсен «Снежная королева», стихотворения Л. Пилипенко «Комнатные растения».

Д/игра-соревнование «Подбери слова », «Что лишнее?», «Раскрась цветочки в определённой последовательности», «Покажи части растений».

Коррекционно-речевая малоподвижная игра «Цветочки».

Сюжетно-ролевые игры: « Цветочный магазин», «Оранжерея», «Флорист и  магазин экзотических растений»

Разучивание подвижного упражнения «На окне в горшочке».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Кактус».

Материал: предметные картинки «Комнатные растения», листы со штриховкой " Кактус" по количеству детей; видеозапись домового Кузи (https://youtu.be/c4f91Dled0g), мяч, схема для составления описательного рассказа, простые карандаши; мультимедийная установка, магнитная доска.

Используемая литература:

  1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Изд. «ВАКО» Москва 2005,-240с.
  2. Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева, Н.В. Антохина, Т.В. Кулакова, Т.В. Львова, Ю.М. Морозова, Т.С. Павлова, Т.Л. Богданова, С.П. Прокопова, Л.А. Ершова «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» Изд. «Центр педагогического образования, Москва 2010,-144с.
  3. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» ТЦ «Сфера» Москва 2005,-118с.
  4. Н.В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» Изд. «ДЕТСТВО ПРЕСС» Санкт-Петербург 2020, - 464с.
  5. Источник из интернета: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-na-temu-komnatnie-rasteniya-v-starshey-logopedicheskoy-gruppe-979356.html

Источник из интернета: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-starshei-grupe-po-razvitiyu-rechi-komnatnye-rastenija.html

Ход занятия:

1.Организационный момент: 

Дети встают около столов.

В.: Доброе утро дети! Здравствуйте! Предлагаю отгадать загадку, и узнать о ком мы будем сегодня говорить.

«На окошках растут-радость людям несут».

Д.:  Это комнатные цветы.

В.:                         Хочешь, поле-огород сам к тебе домой придёт?

Раздобудь семян немножко. В землю их – и на окошко.

В.:  В начале, присядут те дети, которые вспомнят и назовут названия комнатных растений, состоящих из двух слогов. Приведу сейчас пример: Ге-рань. 

Д.:                ро-зан

                как-тус

                     ци-кас

                     фи-кус

                     ге-рань

(дети по очереди называют название одного комнатного растения и садятся на свои места).

В.:  Теперь присядут те ребята, которые вспомнят и назовут названия комнатных растений из трех слогов.

Д.:              цик-ла-мен

               фук-си-я

               фи-а-ка

               баль-за-мин

               а-ло-э

               толс-тян-ка

               кли-ви-я

               ко-ле-ус

               де-каб-рист

               

 В.:  Все вы отлично справились с заданием. Молодцы.

2. Беседа о домашних растениях:

В.:  Дети, а для чего нам нужны комнатные растения?

Д.:  Чтобы радовать и очищать воздух.

В.:  Правильно цветы очищают воздух от вредных веществ, которым мы с вами дышим.

В.: Ребята, растений на земле много или мало?

Д.:  Очень много.

В.:  А что было бы, если бы растений не стало?

Д.:  Мы погибли бы. Нам было бы нечем дышать.

В.:  Много разных растений – это хорошо или плохо?

Д.: Это очень хорошо.

В.:  Для вас я приготовила картинки с изображением комнатных цветов. Посмотрите на картинки и скажите, а какие растут у нас в группе?

Д.: Колеус, фикус, декабрист, традесканция, герань, кактус, фиалка, бегония, толстянка, бальзамин, алоэ.

В.: Молодцы. Всё верно.

3. Игра «Назови ласково».

В.:Я  вам бросаю мяч и называю слово. Вы ловите мяч, и кидаете  мне его обратно,  при этом называете это слово ласково.

Отросток-отросточек

лист-листочек

цветок-цветочек

стебель-стебелек

вода—водичка (водица)

фиалка—фиалочка

лейка–леечка

ветка-веточка

корень–корешок

горшок-горшочек

земля-земелюшка

герань—геранька

солнце—солнышко

кактус—кактусик

бутон—бутончик

цветок—цветочек

земля—землица.

4. Чтение стихотворения В. Нищева  «Волшебный сад».

Воспитатель включает мультимедийную установку.

В.: Ребята с нами кто-то хочет поговорить по видеосвязи. Давайте посмотрим, кто это?

На экране появляется домовёнок Кузя и читает стихотворение Н.Нищевой

«Волшебный сад»

Домовенок Кузя: Здравствуйте, дорогие друзья! Я услышал, что вы сегодня говорите о комнатных растениях. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить названия комнатных растений, прозвучавшие в нём.

Мороз на стёклах кружева рисует,

На улице снегопад и метель,

А на окне весна, что есть мочи бушует,

И расцветает здесь волшебный сад.

Вот фикус, словно дерево большое,

А здесь фиалка, красный бальзамин,

Герань и традесканция, алоэ,

Толстяки две и кактус, но один.

За окнами шумит и воет вьюга,

А в комнате уютно и тепло…

Зима и лето смотрят друг на друга

Через двойное тонкое стекло.

Домовенок Кузя: Перечислите названия растений с их порядковыми номерами.

Д.:  Первый-фикус, вторая – фиалка, третий-бальзамин, четвертая-герань, пятая-традесканция, шестое-алоэ, седьмая и восьмая-толстянки, девятый – кактус.

Домовенок Кузя: Замечательно!  Всего сколько названий прозвучало? Перечислите их. 

Д.: Всего восемь названий растений: фикус, фиалка, бальзамин, герань, традесканция, алоэ, толстянка, кактус.

В.:  Сколько из них названий со звуком [к]? Перечислите их.

Д.: Всего пять названий растений со звуком [к]: фикус, фиалка, традесканция, толстянка, кактус.

5. Правила ухода за комнатными растениями

Домовенок Кузя:  Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство не ухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Домовенок Кузя:  Я Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас…Вы что, ничего не слышите?

Домовенок Кузя:  Совсем-совсем?

Домовенок Кузя: Ну как же, вот цветочек стонет, и вот.… Прислушайтесь.…Ведь они не молчат, разговаривают.

Домовенок Кузя:  Они говорят, что им очень хочется пить. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

В.:  Ну, прямо и засохли бы. Вот деревья стоят на улице и не засыхают. Правда, ребята?

Д.:  Да.

В.:  А почему?

Д.:   Деревья и другие растения поливает дождик, поливочная машина, дворники и жители домов.

В.:  Да, ребята, вода для растений очень важна. А как же быть с комнатными растениями?

Д.: Их нужно поливать водой из лейки.

Домовенок Кузя:  Я вам рассказал, о чём плакали цветы, не забывайте их поливать. Теперь мне пора бежать. До свидания! До новых встреч! Пока. Нафаня….Угугугуууууу….

Д.:  До свидания!

6. Подвижное упражнение «На окне в горшочке»:

В.: Дети давайте немного отдохнем и поиграем.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и присесть. Дети выполняют знакомое упражнение.

На окне в горшочках                     (Дети сидят на корточках

Поднялись цветочки        лицом в круг, медленно встают.)

К солнцу повернулись,                  (Тянутся на носочках, руки

Солнцу улыбнулись.        Вверх, широко в стороны.)

К солнышку листочки        (Ладони разворачивают вверх.)

Повернут цветочки,         

Развернут бутоны,        (Над головой соединяют руки,

В солнышке утонут!        Медленно в стороны разводят.)

(Н. Нищева)

7. Упражнение «Закончи предложение»:

В.: А теперь, давайте поиграем в игру. Я буду начинать предложение, а вы его заканчиваете.  Продолжайте свой ответ со слов «для того чтобы».

В.: Комнатные цветы нужно подкармливать удобрениями…..

Д.:  Комнатные цветы нужно подкармливать удобрениями, чтобы они были красивыми. 

В.:  Комнатные растения нужно поливать…..

Д.: Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.

В.:  Листья на домашних растений нужно протирать…

Д.:  Листья на домашних растений нужно протирать для того, чтобы они могли

дышать.

В.:  Комнатным растениям нужен солнечный свет….

Д.:  Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо

дышать.

В.: Домашние растения нужно держать в …..

Д.:  Домашние растения нужно держать в тепле.

В.: Почву у декоративных растений нужно…..

Д.:  Почву у декоративных растений нужно рыхлить.

В.: Домашние растения нужны человеку…..

Д.:  Домашние растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

В.:  Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Д.:  Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.

В.:  Молодцы!

8.Составление описательных рассказов о декоративных растениях по схеме:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему, расположенную на магнитной доске и расспрашивает о её назначении. Далее вызывает  2-3 детей (по желанию) и разрешает выбрать предметную картинку с изображением понравившегося комнатного растения для составления описательного рассказа.

— Как называется это комнатное растение?

— Какого цвета, и какой формы листья, цветы?

— Из каких частей состоит комнатное растение?

— Что нужно растениям, чтобы они росли?

— Как правильно ухаживать за растением?

— Какую пользу оно приносит?

(примерный рассказ по таблице)

Д.:  У меня дома растёт фиалка. У неё не большие круглые листочки зелёного цвета, покрытые ворсинками. Цветки у фиалки не большие, фиолетового цвета. У неё есть корень, стебель, листья и цветы. Ей необходим солнечный свет и полив. Ещё у неё нужно рыхлить землю. Фиалка приносит пользу. Она даёт нам кислород, очищает воздух, которым мы дышим. 

9.  Сюрпризный момент.

В.:  Нам ещё Кузя передал картинки. Но что на них изображено вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Ну что же делать мне? Я очень колючий…

И с возрастом точно не сделаюсь лучше.

Иголки растут мои день ото дня.

Никто – никогда! – не полюбит меня

Я даже цвести попытался однажды,

Да только и заметил это не каждый –

Иголок боятся моих как огня.

Никто – никогда! Не обнимет меня…

Один только еж с непричесанной гривой

Тогда проворчал мне какой ты красивый!

Я тоже колюч, но цвести не могу.

И тронул колючкой меня на бегу! Погладил.

Д.: Это кактус.

В.: Но, прежде чем приступить к следующему заданию, давайте разомнём наши пальчики.

10. Пальчиковая гимнастика «Кактус».

Я с виду колючий, но добрый внутри,          ( Пальцы растопырить, сжать

                                                                           затем кисти рук «рукопожатие»)

Не бойся, дружок, и на меня посмотри.           (Пальцем погрозить)

Хоть я погладить себя не даю,                           (Поочередное соединение всех                                              

                                                                                пальцев с

                                                                                большим, начиная с указательного)

Зато всех на свете я очень люблю.                (То же, начиная с мизинца)

11. Штриховка «Кактус».

В.: Внимательно посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

В.: Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

Д.: Иголок.

Дети дорисовывают недостающие детали.

12.Итог занятия:

В.:  О чём мы с вами сегодня разговаривали?

-Какое вам комнатное растение понравилось больше всего?

-Вам понравилось, как вы работали?

-Какие задания и игры вам понравились больше всего?

 -Вам понравилось наше занятие?

В.:  А теперь идемте смотреть, кто там плакал, и  поливать их.