«Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»
статья

Ефимова Наталья Алексеевна

Статья  на тему «Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slushanie_muzyki.docx26.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры  т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» 

«Музыкальная деятельность дошкольников  это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие» . В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  •  восприятие,
  •  исполнительство
  •  творчество,
  •  музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально- ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Известный советский композитор Д.Б.Кабалевский подчеркивал: «...попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента». Всю свою музыкально-пропагандистскую деятельность, композиторский талант Д. Б. Кабалевский отдал воздвижению этого фундамента, отмечая важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.

 Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.

  Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, н наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо прежде всего понять, о чем «рассказывает» музыка.

    Музыкальное восприятие  сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
          Дети неоднократно слушают песню, разучивая ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая разнообразный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку.
           Воспитывая дошкольников, развивая их способности, обогащая духовно, нельзя ограничиться только пением и ритмикой. Песни, представленные в программе, скромны по своим музыкальным средствам  мелодия изложена в ограниченном диапазоне, с легкими интервальными ходами, фортепианное сопровождение, почти полностью ее повторяя, имеет облегченную фактуру.
           Инструментальная музыка, сопровождающая ритмику, главным образом танцевального и маршевого характера.
Поэтому необходим специальный раздел слушания музыки, позволяющий (в определенной системе) знакомить детей с более разнообразными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми еще один путь обогащения их музыкального опыта.

Музыка является одним из средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Формируется музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Слушание музыки - самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности. Оно развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Систематическое слушание музыки помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности. К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. Появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности. Постепенно у детей накапливается слуховой опыт, развивается эстетическое отношение к музыке, познавательная активность, зарождается оценка, и, как следствие, восприятие музыки становится все более глубоким и осознанным. Но это возможно только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны не только педагогов, но и родителей.

Большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием: что выражает музыка, как выражено, почему так выражено. Такие вопросы задаются, чтобы ребенок мог понять содержание и формы музыки. Ответы на такие вопросы многому учат детей. Полезно после прослушанной музыки давать детям задания узнать, какое произведение исполнено и кто его автор. Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение, задавая направляющие вопросы.

Главное  это эмоциональный отклик на музыку, понимание её содержания. Для этого надо: специально подбирать музыкальный репертуар; использовать разные виды музыкальной деятельности (движения, пение, игру в оркестре, дирижирование), использование произведений изобразительного искусства и художественной литературы.Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам  высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Для музыки прослушивания дома вместе с ребенком для начала надо привлечь его внимание, настроить на восприятие.

Конечно, рассказывать о музыке не просто, для этого немного надо подготовиться: познакомиться с литературой о композиторе, подобрать иллюстрации, стихи, чтобы обогатить восприятие. Вот небольшой перечень необходимого музыкального материала: альбомы фортепьянных пьес П.И.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Майкапара. Кроме фортепианной музыки можно дать послушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей: Ж.Бизе «Детские игры», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк». Важно, чтобы материал был доступен ребенку, и он смог почувствовать настроение, переживания, выраженные музыкой.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие образовательные учреждения и всех их объединяет одна цель  воспитание гармонично- развитого, духовно богатого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.Современные науч...

Слушанье как вид детской музыкальной деятельности.

Слушанье как вид детской музыкальной деятельности....

"Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников"

Обобщение педагогического опыта для портфолио...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника

В работе рассказывается о важном значении восприятия музыки для всестороннего развития дошкольников....

Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольников

Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольниковВажное место во всестороннем музыкальном развитии ребенка занимает деятельности слушания музыки. Именно в этом виде деятельности активно разв...