Проект с родителями "Научные забавы"
проект (старшая группа)

Е. А.Черемных

Проект "Научные забавы" Старшая группа 

Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.

Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_nauchnye_zabavy.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 97»

муниципального образования города Братска

__________________________________________________________________

665724, Иркутская область, г. Братск, ул. Металлургов,11

телефон (3953) 42-46-30; e-mail: mdou-97@rambler.ru; сайт детсад97братск.рф

Проект «Научные забавы»

                                                 

                     Тип проекта: познавательно-исследовательский

Авторы:

Черемных Елена Александровна

воспитатель

Скиндер Екатерина Владимировна

воспитатель

2022 г.

              Участники проекта: дети, родители, воспитатели

              Сроки по продолжительности: октябрь-декабрь 2022 г.

              Актуальность:

Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.

Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Проект состоит: паспорт проекта и 9 приложений: анкета, консультации, папки-передвижки, буклеты, познавательный журнал для родителей, дидактическое пособие «Остров открытий», картотеки, карточки-схемы для проведения экспериментов, настольные дидактические игры

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях

Задачи проекта:

  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, исследовательскую активность, самостоятельность.
  • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения экспериментов в домашних условиях
  • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Приемы работы:

С детьми:  

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком
  • Совместная деятельность с семьей
  • Наблюдения в природе
  • Рассматривание энциклопедий, познавательной литературы, иллюстраций
  • Беседы по теме экспериментирования
  • Прогулки
  • Игровой метод

С родителями:

  • Консультации
  • Буклеты
  • Папки-передвижки
  • Отчеты в Телеграм канале
  • Познавательный журнал
  • Дидактические пособия
  • Картотеки для ознакомления и проведения опытов самостоятельно

Этапы работы:

I этап  предварительный

  1. Родительское собрание

Цель: обозначение цели и задач проекта

  1. Анкетирование родителей на тему «Экспериментирование»

Цель: определение степени отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности ребенка в домашних условиях

  1. Изучение методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование»

Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования

  1. Разработка цикла консультация для родителей по теме опытно-экспериментальная деятельность

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности.

II этап основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование ПРС

Октябрь

Проведение опытов «Тонет-не тонет»

Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Тонет-не тонет»

Пополнение картотеками карточками-схемами

Консультация «Экологическое воспитание старших дошкольников

через опыты и эксперименты»

Размещение консультации в приемной группы

Папка-передвижка

«10 завлекательных экспериментов с природой

для любознательных детей»

Размещение папки с информацией в приемной группы

Игры с детьми «Органы чувств»

Дидактические игры по теме «Органы чувств»

Пополнение играми центра экспериментирования

Проведение опытов на прогулке «Свойства снега», «Почему листья желтеют?», «Спектр цветов», «Строение листа», «Строение песка, глины, чернозема»

Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты по прогулке осенью»

Пополнение картотеками «Опыты со снегом», «Опыты с почвой»

Буклет «Роль

экспериментирования в познавательном

развитии дошкольников»

Размещение в приемной группы

Проведение опытов с водой с детьми в домашних условиях.

Картотека «Опыты с водой»

Приобретение атрибутов для центра экспериментирования «Любознайки»

Создание центра экспериментирования «Любознайки»

Проведение опытов со льдом и снегом, по теме «Космос» дома, совместно с родителями

Картотеки «Космос», «Опыты со снегом и льдом»

Пополнение центра экспериментирования картотеками

Ноябрь

Консультация «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»

Размещение на сайте ДОУ

Папка-передвижка для родителей «Эксперименты с мыльными пузырями»

Размещение в приемной группы

Папка-передвижка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»

Размещение в приемной группы

Проведение опытов с мылом «Мыло-фокусник»

Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Мыло-фокусник»

Пополнение центра экспериментирования атрибутами для проведения опытом с мылом

Буклет «Игры-эксперименты с мылом в домашних условиях»

Размещение в приемной группы

Буклет «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Размещение в приемной группы

Познавательный журнал для родителей «Маленькие исследователи»

Размещение в приемной группы

Проведение опытов детьми совместно с родителями дома

Картотека «Опыты с почвой»

Картотека опытов и экспериментов «Лаборатория дома»

Размещение на сайте ДОУ

Игры с дидактическим пособием в группе детского сада и дома

Дидактическое пособие «Журнал для детей о родителей по опытно-экспериментальной деятельности

«Остров открытий»

Пополнение центра экспериментирования дидактическим пособием

Игры с карточками-схемами самостоятельно в группе и дама с родителями

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов

Пополнение лаборатории карточками-схемами для проведения опытов и экспериментов

Декабрь

Консультация «Маленькие исследователи»

Размещение в приемной группы

Буклет «Опыты, которые можно провести с ребенком дома»

Размещение в приемной группы

Проведение игр по теме «Экспериментирование»: «Органы чувств», «Подбери правильно карточку»

Презентация игр в группе Телеграм

Пополнение центра экспериментирования играми

Проведение опытов с воздухом детьми с родителями в домашних условиях

Картотека «Опыты с воздухом»

Пополнение картотеками, карточками-схемами

Проведение опытов с растениями в домашних условиях

Картотека «Опыты с растениями»

Пополнение картотеками, карточками-схемами

Самостоятельное проведение опытов детьми

Отчет в Телеграм канале на тему «Опыты для самостоятельного проведения детьми»

Пополнение центра экспериментирования карточками для самостоятельного проведения опытов

Оформление альбома «Экспериментируем дома» с фотографиями и описанием проведенных опытов.

Пополнение ПРС альбомом для самостоятельного пользования детьми

III этап заключительный

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности
  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком  в домашних условиях
  • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Результат проведенного проекта:

  • Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников
  • Родители с помощью наглядной информации узнали о значении экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников
  • Родители с удовольствием проводили эксперименты с детьми в домашних условиях
  • Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей и воспитателей.

Список использованной литературы и интернет-источников

  1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
  2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  1. Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 96 с.
  2. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М.: «Просвещение», 2011. - 190 с.
  3. Иванова И.А. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н. В. Исакова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. – 62 с.; ил.
  5. Куликовская, И.Э. Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
  6. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
  7. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград, 2013.
  9. Мурудова Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Детство-пресс, 2010.
  10. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  11.  Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  12.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. 3-е изд.- М.: Аркти, 2008.-64с.
  13. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева - СПб.: «Детство-пресс», 2006.
  14. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 1997 г.
  15. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Линка-Пресс, 2009.
  16. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. - Ярославль, 2002.
  17. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Т 8 1 Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие, — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с., ил.
  18. Хабарова Т. В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  19. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  20. Яковлева М. Веселые научные опыты и эксперименты для детей и взрослых, Издательство Эксмо, 2012 г., 64 с.
  21. https://bestlavka.ru/60-interesnyh-i-sereznyh-faktov-ob-ehkologii/
  22. https://fb.ru/post/nature/2021/7/3/317741
  23.  https://mel.fm/blog/natalya-kupriyanova/60548-15-fokusov-s-prirodoy-dlya-lyubopytnykh-de
  24. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/11/04/pyatdesyat-interesnyh-faktov-o-zhivotnyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект участка "Зимние забавы"

Проект зимнего участка...

Проект "Наши зимние забавы в детском саду"

Необходимость создания данного проекта возникла в связи с его актуальностью-проведением в России события мирового масштаба - Зимних Олимпийских игр. Цель взрослых: пропаганда здорового образа жиз...

Проект: "Наши зимние забавы и экспериментирование с водой"

Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы. Познакомить детей со свойствами воды. Дать расширенное представление о свойствах льда...

Проект "Зима. Зимние забавы"

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее...

проект "Зима, Зимние забавы"

Продолжать знакомить с зимой как временем года, зимними забавами. Познакомить с зимними видами спорта....

Проект "Зима, зимние забавы"

Проект "Зима, зимние забавы" рассчитан на детей раннего возраста (2-3 года)...