Мастер-класс Артикуляционная гимнастика
материал

Мастер-класс

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika._sovety_logopeda.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

Мастер-класс

Артикуляционная гимнастика.

Подготовила и провела:

Пукова Г.В.,

г. Гагарин

2022г.

Мастер-класс

Артикуляционная гимнастика.

Когда маленький ребенок, пытаясь что-то сказать родителям, забавно коверкает звуки, это вызывает улыбку умиления у всех. Но, время идет, малыш подрастает и все так же продолжает не выговаривать слова. И теперь уже родителям не до улыбок. Возникает проблема, которую необходимо решать.

Формирование правильного произношения обычно заканчивается к пяти годам, но, к сожалению, иногда этот процесс затягивается. Это только кажется, что произносить звуки очень просто. На самом деле этот процесс сложен. Он затрагивает многие органы: губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Причем все они обязательно должны работать сообща. Подвижность этих органов у ребенка развивается долго и постепенно.

Очень многие родители не могут на слух определить проблему с артикуляцией, а некоторые считают, что она решится сама по себе со временем. Это неверно. Неправильное произношение  само не пройдет.

Ребенку сможет помочь  артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений:

-- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

—  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

—  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

--  Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

--  Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд

(удержание артикуляционной позы в одном положении).

-- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

—  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

Некоторая детская напряженность в самом начале занятий вполне естественна. Со временем малыш расслабится, и будет вести себя более непринужденно. Взрослый должен постараться создать положительный эмоциональный настрой, чтобы не отпугнуть маленького ученика и не вызвать у него отрицательных эмоций.

  1.                 Упражнения для детей 3-4 лет

  2. Для этого возраста упражнения немного усложняются. Артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет может содержать следующие задания:

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Ветерок». На ладошку ребенка кладется кусочек ваты, который необходимо сдуть. Выдох может быть коротким или длинным, слабым или сильным.

Если же ребенок на протяжении долгого времени так и не научился правильно говорить, значит ему необходима обязательная консультация логопеда, который обязательно решит все проблемы и научит его говорить правильно и красиво. Только специалист сможет определить какая именно артикуляционная гимнастика для детей подойдет в том или ином случае.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Мастер класс по артикуляционной гимнастике Сказка " Как колобок в школу ходил"

Способствовать развитию акустико-артикуляционных навыков. Повысить интерес детей к логопедическим занятиям....

Родительское собрание в старшей логопедической группе по теме:" Знакомство с работой логопеда. Мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастке. Урок грамоты"

Родительское собрание в старшей логопедической группе по теме: "Знакомство с работой логопеда. Мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике. Урок грамоты."...

Мастер-класс «Веселая артикуляционная гимнастика»

Мастер-класс «Веселая артикуляционная гимнастика»24.10.2021г.ЧУ ДО «Детский сад «Замок детства» Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и ...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...