Методическая разработка проекта для младшей группы детского сада на тему «Хлеб всему голова»
методическая разработка (младшая группа)

Воротникова Анна Борисовна

Методическая разработка в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" для второй младшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_hleb.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта для младшей группы детского сада на тему

«Хлеб всему голова»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети младшей группы №1 МБДОУ ЦРР детский сад 182, воспитатели, родители

Автор проекта: Воротникова А.Б.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивают хлеб, о том какой путь проходит хлеб перед тем, как попасть к нам на стол;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперимент;

• анализ, подведение итогов, демонстрация конечного продукта проекта.

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

• социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Где растет хлеб»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Волчий хлеб», «Колосок», «Бобовое зернышко», «Петушок и два мышонка». Стихи: С. Михалков «Булка», В. Орлов «Хлебный колосок», Т. Лаврова «Из чего печется хлеб», И. Коньков «Русский хлеб».

Ход проекта.

День первый. Понедельник.

Первая половина дня.

К детям на занятие приходит лесной гость Ежик, который будет «жить» с ними всю неделю проекта.

Беседа с детьми на тему «Завтрак, обед, ужин».

Воспитатель: Дети, когда мы с вами утром просыпаемся и садимся кушать, как называется этот прием пищи?

Дети: Завтрак.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а что же вы кушаете на завтрак в детском саду?

Дети: (перечисляют) Кашу, запеканку, блины, омлет.

Воспитатель: Да, ребята, это и правда всё очень вкусно. А еще что вы кушаете на завтрак?

Дети: Булочку с маслом и какао.

Воспитатель: А когда мы с вами возвращаемся с прогулки и садимся кушать, как это называется?

Дети: обед

Воспитатель: Что же мы кушаем с вами на обед?

Дети: (перечисляют) Суп, картошку, котлету, компот и хлеб.

Воспитатели: Какие молодцы! Всё знаете! А вечером когда мы кушаем, как это называется?

Дети: ужин

Воспитатель: Что же вы любите кушать на ужин?

Дети: (перечисляют еду) – макароны, картошка, салат и хлеб.

Воспитатель: А заметили ли вы ребята маленький секрет? Когда бы мы с вами не кушали – утром, днем или вечером, каждый мы едим один и тот же продукт, одну и ту же еду. Что же это может быть? Ну-ка подумайте!

Дети: булка, хлеб.

Воспитатель: молодцы, ребята! Совершенно верно! Именно хлеб. Недаром говорят – хлеб всему голова.

Проведение пальчиковой гимнастики: «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                                здороваются»  

    Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Вторая половина дня

Чтение р.н. сказки «Колобок», стихотворения С. Михалкова «Булка», дидактические игры, свободная деятельность детей.

С. Михалков «Булка»

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

День второй. Вторник.

Первая половина дня.

Беседа: «Откуда берется хлеб».

К детям приходит Ежик. У него с собой узелок. Дети приглашают Ежика к себе.

- Ребята, о чем вы беседуете? – спрашивает Ежик.

- Мы говорим о хлебе

- Вот как. Я вам тоже расскажу кое-что интересное, но прежде ответьте, знаете ли вы откуда берется хлеб?

- Из магазина.

- А как он попал в магазин? Кто знает?

- Его привезли на машине

- Хотите я вам про хлеб расскажу?

- Да.

- Я только что прибежал с поля, где сеют зерно (показывает зерна) специальными машинами-сеялками (иллюстрация). Из зерна вырастают колоски (показывает колоски), т.е. из одного зернышка вырастает много зернышек. Зерна соберут комбайнами (иллюстрация) и отвезут на мельницу (иллюстрация) и перемелют в муку (показывает муку).

- Ребята, потрогайте рукой муку. Что вы почувствовали? Какая мука? (мягкая, белая, легкая, нежная). Вот из этой муки на хлебозаводе готовят тесто, придают ему форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

- А сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки)

Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя)

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед)

Посажу их в землю и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки)

- Ребята, люди, которые знают, как трудно вырастить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Вторая половина дня

Чтение художественной литературы: р.н.сказка «Колосок»

Рисование «Пшеничный колосок».

День третий. Среда

Первая половина дня.

К детям приходит помимо основного героя Ежика гость Зайчик. Дети здороваются с Зайчиком и приглашают его к себе в круг.

Зайчик спрашивает ребят:

- Ребята, о чем это вы разговариваете? Чем занимаетесь?

- Мы говорим о хлебе, о том, где он растёт и кто его выращивает.

- Ух-ты, как здорово! Я люблю хлеб, а еще разные печенья, баранки и пряники! А вы любите?

- Да

- Ребята, а вы знаете, где растет хлеб?

- Он растет в поле

- Вот так? (иллюстрация)

- Зернышко посадили в землю, вырос колосок. Теперь его уже можно есть?

- Нет. Надо собрать урожай.

- А после того, как собрали урожай, можно есть?

Ёжик: - Какой ты нетерпеливый, Зайчик. Потом надо достать зернышки из колосков.

- Ну а потом-то уже можно есть?

- Нет. Потом надо отвезти на мельницу, смолоть муку.

- А потом можно уже кушать?

- Нет же, Зайчик. Потом надо отвезти муку на хлебозавод, там замесить тесто и поставить хлеб в печь.

- Ну а теперь то можно есть хлеб?

- Теперь можно, Зайчик!

- Ничего себе, ребята! Какой большой путь проходит хлеб перед тем, как попасть к нам на стол! Спасибо вам, что вы мне это рассказали.

Ежик предлагает детям сделать сладкое угощение для зайчика.

Лепка из соленого теста: «Баранки»

Вторая половина дня

Чтение художественной литературы: р.н. сказка «Бобовое зернышко», стихотворение В. Орлова «Хлебный колосок» и Т. Лаврова «Из чего печется хлеб».

В. Орлов «Хлебный колосок»

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Т. Лаврова «Из чего печется хлеб»

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

День четвертый. Четверг.

Первая половина дня.

Чтение художественной литературы: уже знакомая детям р.н. сказка «Колобок» с последующим обсуждением основной мысли и морали. А также чтение р.н. сказки «Петушок и два мышонка».

Проведение с Ежиком и детьми подвижных игр:

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки.  Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему. побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Аппликация с элементами нетрадиционной техники рисования «Колобок».

Вторая половина дня.

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Достань и назови».

Цель: Воспитывать у детей уважение к хлебу.

Ход: В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.

-Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).

-Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)

-Из какого зерна можно получить муку?(Из ржи и пшеницы).

Дидактическая игра «Мельница»

Цель: Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

Материал: счётные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить мельницу из счётных палочек.

Чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Легкий хлеб» с последующим обсуждением.

День пятый. Пятница.

 

Итоговое мероприятие.

Первая половина дня.

  1. Проведение итогового опроса детей в игровой форме во вопросам:

- откуда берется хлеб?

- где растет хлеб?

- путь хлеба от зернышка до нашего стола

- как нужно обращаться с хлебом

  1. Проведение выставки для родителей на тему «Хлеб всему голова». На выставке представлены:

- рисунок «Колосок»

- баранки из соленого теста

- аппликация «Колобок»

- иллюстрации и художественная литература по теме

  1. Чаепитие в группе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - танец для подготовительной группы детского сада "Осенняя композиция"

Осенняя композиция - танец для подготовительной группы, этот танец очень хорошо использовать для "входа" на осенний праздник....

Методическая разработка для детей старшей группы детского сада "Секрет Дружбы"

Расширять представления детей о нормах поведения, побуждать их к положительным поступкам. Продолжать развивать культуру общения со сверстниками....

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Методическая разработка для детей подготовительной группы детского сада на тему: «В мире математики»

Огромную роль в развитии интеллекта играет математика.В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,в процессе их обучения с самого раннего возраста.В соответствии с ФГОС , ДО...

Методическая разработка занятия для подготовительной группы детского сада на тему "Весна пришла, весне дорогу"

Методическая разработка занятия для подготовительной группы на тему "Весна пришла" несет в себе задачу закрепить знания признаков весны, а также упражнять детей в установлении причинно-следственные св...

Методическая разработка проект «Подвижные игры в детском саду»

Подвижная игра —естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружаю...

Методическая разработка проект «Подвижные игры в детском саду»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...